Золотой час на Сайменском канале

ФОТО АВТОРА

Берег Сайменского канала недалеко от первого шлюза заволокло густым дымом. И тишины, привычной для этого отдаленного северного края Ленобласти, как не бывало: скрежет металла, крики о помощи, звон разбиваемого стекла... Все происходящее здесь напоминало съемки лихого блокбастера. Казалось, вот-вот появится режиссер и скажет: стоп, снимаем второй дубль! Но это было не воплощение оторванного от жизни сюжета: спасатели, участвовавшие на днях в самых крупных за последние годы российско-финских учениях, отрабатывали совместные действия в ситуациях, похожих на реальные.

Дорога вдоль Сайменского канала, связывающего Россию с Финляндией, пустынной не бывает: по ней в обе стороны едут и едут машины. Да и сама водная трасса, довольно живописная, не заброшена - по ней постоянно проходят пассажирские суда. Казалось бы, радоваться тому, что транспортные потоки здесь не ослабевают, а связи между нашими странами, несмотря ни на что, остаются прочны. Но безопасными эти маршруты в приграничной зоне, увы, не становятся.

Не проходит недели, чтобы на дороге, ведущей от Выборга к международному пункту пропуска «Брусничное», что-нибудь не произошло. Хорошо, если это незначительный случай, где никто не пострадал. Но бывают аварии с тяжелыми последствиями. За девять месяцев нынешнего года в Выборгском районе Ленобласти произошло 215 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых 305 человек получили ранения и 47 погибли. В эту печальную статистику вносит свою лепту и трасса, ведущая к «Брусничному».

Последнее тяжелое по последствиям ДТП произошло здесь минувшей весной. Направлявшийся в Лаппеенранту автобус сошел в гололед с трассы и разбился: три пассажира погибли и свыше тридцати попали в лечебницы. Недалеко от того места и развернулись учения, в которых приняли участие без малого полторы сотни представителей пожарно-спасательных служб, врачей, полицейских и было задействовано 27 единиц спецтехники.

Мало того что «репетиция» состоялась одновременно на суше, в воздухе и воде - по замыслу «режиссеров» в генеральских погонах, она приобрела еще и международный характер. Такие учения должны проходить в рамках приграничного сотрудничества ежегодно, чтобы улучшать работу по обмену информацией и совместному (при необходимости) реагированию.

По правде сказать, каждая сторона, на территории которой произошел инцидент, справляется обычно своими силами. Профессионалы из другой страны должны примчаться на помощь при крупных чрезвычайных ситуациях, принимая во внимание общее трансграничное пространство: если горят, предположим, леса или произошла серьезная катастрофа в Финском заливе. Или в том случае, когда в беду попали соотечественники, а по сценарию совместных учений, именно это и произошло.

Легенда пожарно-спасательных тренировок была такова. На дороге Выборг - Брусничное произошло двойное ДТП. Легковая машина сбила человека и пострадала сама, в нее сразу же врезалась другая. Неподалеку проезжал в это время автобус с туристами, и его крепко задел, объезжая аварию, бензовоз, из которого стали выливаться нефтепродукты.

Первыми в район бедствия прибыли выборгские спасатели и, не мешкая, приступили к работе. Тут же на двух хорошо оборудованных Scania подоспели их финские коллеги. Все действовали четко, как по нотам: одни разрезали на части легковушки, чтобы пассажиры смогли выбраться, другие помогали покинуть автобус русским и финским туристам (в результате аварий 25 человек, по предварительным данным, получили ранения, один погиб). А пожарные устроили пенный «душ» бензовозу и наложили на пробоину пластырь, чтобы ликвидировать утечку.

Между тем метрах в пятнадцати от дороги случилось ЧП на воде: финский буксирный катер и российская рыболовецкая лодка столкнулись, несколько человек попали в ледяную воду и стали тонуть. По сигналу бедствия на выручку к ним устремилась винтокрылая машина Северо-Западного регионального центра МЧС, а чуть позже показался и вертолет санитарной авиации Ленобласти.

Взяв на борт вытащенных из воды людей, он повез их в лечебное учреждение МЧС в Петербурге - во Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А. М. Никифорова. Часть содержимого топливного бака катера, по легенде, оказалась на поверхности Сайменского канала. Мутное пятно удалось быстро локализовать боновым ограждением.

По прошествии примерно сорока минут основные операции были завершены. С участниками инсценированных аварий работали психологи, а серьезно пострадавшим в ДТП медики оказали первую помощь и увезли в больницы. Цена упущенного времени в таких случаях велика: промедление может стоить жизни.

- Принцип «золотого часа» наиважнейший, - подтвердил генерал-майор Евгений Дейнека, начальник Главного управления МЧС по Ленобласти. - Для того мы и проводим такие учения, совершенствуем навыки, чтобы своевременно помогать попавшим в беду людям.

Подразделения спасательных служб из 47-го региона переоснащаются, на вооружение к ним ежегодно поступает новая техника. В этом году они получили беспилотный летательный аппарат, несколько пожарных автоцистерн и машины для работы с высотными зданиями. Новая техника тоже прошла испытания: дрон, к примеру, неустанно мониторил ситуацию во время совместных учений.

- Сайменский канал относится к зоне нашей ответственности, часть его наша страна арендует много лет, - сказал генерал-лейтенант Эркки Хокканен, руководитель пожарно-спасательной службы Южной Карелии. - Традиции взаимодействия специалистов двух стран остаются, они играют огромную роль. Если бы такие события произошли в действительности, уверен, мы бы успешно справились и тогда.

Языковой барьер при этом не мешал выполнять задачи на общем участке. Азбука жестов, не нуждавшихся в переводе, профессионалам знакома, да и английским некоторые молодые спасатели сегодня неплохо владеют. К тому же при ЧС, требующих совместных действий, заполняют специальные карточки, своего рода «анкету» происшествия, на двух языках. А это помогает быстро войти в суть дела и принять необходимые решения.

  • Виктор Юшковский
  •  
    По теме