КГИОП в этом году приступает к реставрации парадных залов объекта культурного наследия федерального значения ««Дом Монферрана О. (Ратькова-Рожнова Я.В.) Здесь в 1836-1858 гг. жил архитектор Монферран О.» на наб. р. Мойки, д. 86-88.
Сегодня уникальные интерьеры перед началом реставрационных работ осмотрели руководитель Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу Александр Клаус , председатель КГИОП Сергей Макаров , заместитель директора СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» Александр Тарасенко , главный архитектор проекта Лариса Одинцова , заместитель начальника Управления по охране и использованию объектов культурного наследия КГИОП Андрей Смелков , руководитель отдела материально-технического обеспечения Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу Михаил Брусницын .
«По поручению Губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко в этом году мы приступаем к реставрации нескольких помещений бывшего дома Монферрана: Парадной лестницы, портала во внутреннем дворике, бывшего Обеденного зала и Золотой гостиной. Благодаря тому, что Александр Владимирович Клаус любезно согласился показать общественности интерьеры до начала реставрационных работ, всем нам выпал счастливый случай, ведь обычно в Следственный комитет по своей воле не приходят, - подчеркнул председатель КГИОП Сергей Макаров. – Здание жило своей жизнью, менялись его владельцы, здесь располагались различные организации, каждый период оставил свой след в облике дома и его интерьеров. До наших дней дошло несколько ценных интерьеров – жемчужин своего времени, которым бы мы хотели вернуть былую красоту».
В настоящее время в здании располагается руководство и аппарат Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу, управление по расследованию особо важных дел, управление процессуального контроля, кадровое подразделение, отдел материально-технического обеспечения.
Помещения, в которых планируются работы, в настоящее время не используются, однако, как отметил Александр Клаус, после реставрации здесь могут проводиться малые Коллегии Следственного комитета, в том числе с участием зарубежных коллег.
«Когда мы въехали в это здание около 8 лет назад, его состояние было шокировавшим, были предприняты меры консервации. Эти залы мы, безусловно, не использовали, потому что их использование в таком состоянии могло нанести вред объекту культурного наследия, - рассказал Александр Клаус. - В настоящее время остро назрела необходимость проведения реставрационных работ. В этом нам всестороннюю помощь оказывает Правительство Санкт-Петербурга, Комитет по охране памятников, за что я хотел бы сказать им большое спасибо. Уверен, что вскоре это будет исключительно красивое зрелище!».
Также в 2018 году планируется проведение обследования и разработка проектной документации на укрепление фундаментов дома.
Объем финансирования работ из бюджета Санкт-Петербурга по программе КГИОП в текущем году составит 20 млн. руб. В настоящее время идет подготовка к проведению конкурсных процедур.
В 2017 году по заказу КГИОП разработана проектная документация на реставрацию интерьеров. Стоимость работ – 10 млн. рублей. По результатам обследования состояние парадных помещений оценивается как неудовлетворительное.
В 2007-2008 годах ООО «Краски города» и ЗАО «Ремстройфасад» по программе реставрации фасадов исторического центра Санкт-Петербурга выполнена реставрация фасадов здания со стороны наб. р. Мойки, арки и брандмауэрной стены на общую сумму 8,4 млн. рублей.
Портал в первом внутреннем дворике
Будут воссозданы утраченные колонны из черного мрамора, пьедесталы из розового мрамора, плиты крыльца из красного гранита, отреставрированы облицовочные камни и мраморное ограждение балкона. В соответствии с проектом реставрации предполагается также воссоздание двух ваз на тумбах.
Парадная (Бронзовая) лестница
Поверхности стен и плафона помещения Парадной лестницы окрашены масляной краской, включая лепной декор, живопись, искусственный мрамор, фигуры Нереиды и Тритона на падуге. Историческое ограждение лестницы полностью утрачено. Деревянные заполнения дверных проемов советского периода. Осветительные приборы утрачены. В результате выполненных пробных расчисток на стенах выявлена многофигурная роспись маслом по штукатурке. Будет выполнена полная расчистка и консервация живописи.
Требуется укрепить штукатурку и лепной декор, в зоне трещин укрепить деревянное основание, провести реставрацию поверхности стен из искусственного мрамора, элементов отделки из натурального камня, реставрацию колонн из черного мрамора с базами и капителями из белого мрамора, золочение поверхности лепного декора.
Золотая гостиная
Современники сравнивали Золотую гостиную с интерьерами дворца в Фонтенбло. Первоначально отделку интерьера «в стиле Людовика XVI» дополняли парчовые шторы, резная мебель, хрустальная люстра.
Несмотря на внесенные в различные периоды существования дома изменения, зал в целом сохранил отличительные особенности французского ренессанса и поражает пышностью и великолепием.
По углам помещения и у камина проходят вертикальные трещины, на стене следы протечек. В настоящее время крыша отремонтирована, протечки ликвидированы.
Практически все золоченые элементы декора находятся под слоями бронзового покрытия советского периода. Покрытие осуществлялось дважды с нарушением технологий, без выполнения подготовки.
В оконных откосах желтый искусственный мрамор утрачен более чем на 50%. Подоконники бетонные, окрашены белой масляной краской.
Камин из серого мрамора, установленный при Я.В. Ратькове-Рожнове, в неудовлетворительном состоянии.
Дверные заполнения советского периода, окрашены белой масляной краской.
Требуется реставрация пола; расчистка поверхности стен и плафона; расчистка лепных деталей от позднего бронзового покрытия; реставрация исторической позолоты; расчистка, консервация и реставрация масляной и клеевой живописи на плафоне; реставрация искусственного мрамора и вставок из натурального мрамора; реставрация камина; воссоздание дверных заполнений.
Обеденный зал
Проектом реставрации Обеденного зала предусмотрено восстановление интерьера на период владения Я.В. Ратькова-Рожнова.
Отделка выполнена в неоклассическом стиле по проекту выдающегося архитектора Ивана Александровича Фомина в 1912 году.
Плоское перекрытие двусветного Обеденного зала расчленено в длину тремя рядами прямоугольных кессонов, декорированных золоченой лепкой и живописью на холсте и по штукатурке. В трех кессонах центральной полосы помещены живописные плафоны «Олимп», «Эдемский сад», «Аполлон и музы», выполненные руководителем художественно-промышленной школы филиала Строгановского училища, художником-декоратором Усеином Боданинским.
Кессонированный плафон с живописью маслом и темперой по штукатурке сохранился с минимальными утратами, но в местах протечек произошел прогиб конструкций.
Пилястры по периметру помещения, капители, карниз окрашены краской на синтетической основе. Бронзовое покрытие, выполненное в советский период, многослойное, разного качества, наблюдается окисление.
Дверные заполнения советского периода окрашены в белый цвет масляной краской.
Покрытый линолеумом пол имеет прогибы. При обследовании найден исторический дубовый паркет в «шашку». Рисунок подтверждается иконографией.
В углах помещения столовой в период последнего владельца дома установлены кафельные печи.
Требуется демонтировать покрытие пола, отреставрировать несущие конструкции, воссоздать дубовый паркет с рисунком в «шашку». Произвести расчистку стен, восстановить отделку из искусственного мрамора на пилястрах и стенах, расчистить и законсервировать живописный плафон. Утраченные люстры и бра предполагается воссоздать на основании исторической иконографии.
***
Историческая справка
XVIII в.
1836-1840-е гг., арх. Монферран О., арх. Шрейбер В.А.
2-я пол. XIX в. – нач. XX в., арх. Пуаро А.А., арх. Цим И.И., арх. Фомин И.А.
1920-е гг., реконструкция
Дом на набережной реки Мойки архитектор Огюст Монферран купил в 1836 году. Выполненный самим владельцем проект перестройки здания был осуществлен в 1836-1838 годах.
В 1838 г. Монферран составил для владельца соседнего углового дома (№88) Густава Лерха проект перестройки в стиле классицизм. Вход в дом был с Прачечного переулка. У Лерха участок с домом купила жена Монферрана, Элиза Вергиния Вероника де Монферран, поделившая владение на три части. К ней самой отошла средняя часть с садом, образовав проезд на Прачечный переулок.
Внутренней отделкой дома Огюста Монферрана в 1846-1847 годах занимался младший архитектор Исаакиевского собора, академик Владимир Андреевич Шрейбер.
Журнал «Северная пчела» в 1846 году сообщал: «Дом этот снаружи весьма скромный и ничего не обещает, но войдите в сени и вы очутитесь в Италии, в вилле истинного и просвещенного любителя художеств! Двор – это музей, в котором вы найдете новые и древние образцы ваяния, в статуях и барельефах, превосходно расположенных в наружных стенах. У г. Монферрана маленький домишка, хижина в сравнении с другими домищами его товарищей, но эта хижина превращена изящным вкусом в храм художеств».
Парадный, обрамленный порталом вход в дом по «бронзовой» лестнице был из двора-атриума, в который можно было пройти как с набережной через сени, украшенные живописью, лепкой и скульптурой, так и с переулка, через ворота. В атриуме были выставлены собранные зодчим произведения античного искусства.
В 1857 году Огюст Монферран пожелал сделать парадный подъезд со стороны набережной Мойки, и вместо въездной арки с воротами был устроен вестибюль.
Огюст Монферран скончался в июне 1858 года. По законам того времени вдова могла продать дом только через два года. Элиза Виргиния Вероника де Монферран продала в рассрочку большую часть коллекции архитектора О. Монферрана золотопромышленнику Ушакову и в апреле 1859 года уехала во Францию.
В 1860 году дом с земельным участком приобрел журналист Адальберт-Войтех Викентьевич Старчевский.
Адальберт-Войтех Викентьевич Старчевский (1818 - 1901) – журналист, знаток европейских и восточных языков. Создал множество словарей, разработал простые методики составления разговорников для русских путешественников и моряков, позволявших им не чувствовать себя «без языка» в любой точке планеты.
Старчевский не производил перестройку бывшего дома О. Монферрана. Он собирал материалы об архитекторе, интересовался подробностями его жизни и творчества.
В 1867 году дом приобретает надворный советник, камер-юнкер известный коллекционер Владимир Иванович Мятлев.
Строительные работы на участке новый владелец проводил до 1874 года. Утрачена созданная О. Монферраном планировка, ликвидирован пейзажный садик, образовались дворы-колодцы.
На Парадной (Бронзовой) лестнице помещен герб рода Мятлевых, сохранившийся до нашего времени. VIRTUS MELIORA MINISTRAT – «Доблесть лучше служит».
В 1890 году В.И. Мятлев продал дом с земельным участком Людмиле Павловне Бутурлиной (урожд. Бобринской), которая в 1896 году сдала его в аренду Посольству Королевства Италии.
В 1910 году посол Д. Мелегари купил дом Натальи Федоровны Ливен (Большая Морская ул., 43), куда было переведено Посольство и Консульство Королевства Италии.
В 1910 году дом приобретает коллежский советник Яков Владимирович Ратьков-Рожнов.
Яков Владимирович занимался предпринимательством и благотворительной деятельностью, владел несколькими доходными домами.
В 1912 – 1913 гг. по проекту архитектора Ивана Александровича Фомина была выполнена отделка двусветного Обеденного зала.
После Октябрьской революции имущество Ратьковых-Рожновых было национализировано, и супруги эмигрировали во Францию.
Дом № 86 по набережной реки Мойки с 1919 по апрель 1922 года занимало немецкое консульство, которое затем переехало в здание бывшего посольства Германии.
Угловой дом № 88 (б. дом Г. Лерха) долгое время пустовал и постепенно начал разрушаться, был разобран, и на его месте, вплотную к дому № 86, в 1920-х годах для института «Гипроруда» выстроен новый двухэтажный дом, объединенный совершенно новым единым фасадом по набережной Мойки с бывшим домом Монферрана.
В 1930 году в объединенном здании №86-88 на наб. реки Мойки было размещено Ленинградское районное геологоразведочное управление Главного геологоразведочного управления ВСНХ СССР, в 1932 году – Ленинградская геологоразведочная база.
25 ноября 1968 года Исполком Ленгорсовета принял решение о принятии дома под охрану в качестве памятника архитектуры.
В 1986 году передано в аренду Научно-производственному объединению «Буммаш».
К середине 1990-х годов здание заняла городская прокуратура. В настоящее время здание занимает Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу