«Здравствуйте, я Саша – городской художник»

Фото: cdn.fontanka.ru

В Петербурге в последнее время были сделаны важнейшие шаги в области признания и серьезного научного и кураторского интереса к искусству аутсайдеров – особых художников, как принято сейчас говорить. Но нам еще далеко до Лондона, Гамбурга и Амстердама с их резиденциями для художников с ментальными нарушениями.

Петербургу пока еще очень далеко до Лондона, где есть «Музей всего» – там собраны картины особых художников, до Гамбурга и Сан-Франциско с их резиденциями для художников с ментальными нарушениями, до Амстердама, с его музеем художников-аутсайдеров, кстати, находящемся в Центре «Эрмитаж-Амстердам», до… Можно долго перечислять, до кого нам еще далеко.

Но Петербург сделал важнейшие шаги в области признания и серьезного научного и кураторского интереса к искусству аутсайдеров. Хотя многие кураторы, особенно те, кто имели серьезный опыт работы или волонтером или специалистом в детских домах и интернатах, отказываются делить художников по состоянию их интеллекта. Человек либо художник, либо нет.

Евгения Штиль из общественной организации «Дети Павловска» летом ездила в Калифорнию и увидела, как работают резиденции таких художников в Сан-Франциско – в городе три больших студии на 150 резидентов каждая, возникших еще в 60-х годах минувшего века. При этом средний возраст нынешних художников – около сорока лет.

В Петербурге волонтеры организации «Дети Павловска» работают в детском доме–интернате №4 для детей с тяжелыми множественными нарушениями, а вот теперь еще и организовали «Арт-штаб» на Гороховой, где появились свои резиденты-художники из двух психоневрологических интернатов в Зеленогорске и Красносельском районе, а также те молодые люди с ментальной инвалидностью, которые живут в семьях. Из недавнего – резиденты «Арт-штаба» участвовали в выставке в Манеже «Части стен», посвященной стрит-арту. Евгения пригласила работать в «Арт –штаб» известного художника Стаса Багса, который, в свою очередь, приглашает к общению и занятиям с особыми людьми известных современных уличных художников

В Петербурге немало тех, кто работает с особыми художниками, видя в том, что создает человек с ментальными нарушениями, не только арт-терапевтическое явление, а полноценное художественное высказывание, то есть видит в художнике – художника, и так его ему самому и публике представляет.

Отдел социокультурных коммуникаций Русского музея созвал недавно всех заинтересованных на встречу. И стало понятно, что в Петербурге заинтересованное профессиональное сообщество есть – это представители Творческого пространства «Арт-штаб», Общественная организация «Аутсайдервиль», инициативная группа «Широта и Долгота», инклюзивные мастерские «Простые вещи», студия «Да», Центр «Антон тут рядом», Арт- студия Благотворительной организации «Перспективы», Медико-реабилитационное отделение психоневрологического диспансера №6 «Студия №6», Государственный Эрмитаж, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Галерея «Борей».

В Русский музей пришли молодые люди – «резиденты» «Арт-штаба». Только они почему-то поначалу оказались не в Зале ученого совета, где проходил круглый стол, а в холле за дверью. Именно на это обратил внимание психолог Леонид Цой (инициативная группа «Широта и Долгота» – прим.ред.), задав вопрос Евгении Штиль и Стасу Багсу: кого они, прежде всего, видят в тех, кто остался за дверью – людей с ментальными нарушениями или художников и почему, если художников, то оставили их за дверью. В итоге разобрались – художники пришли ненадолго, потому что торопились на занятия, в свой «Арт-штаб», но их появление оказалось очень важным. Ребята активно общались, рассказывали о себе, один из молодых людей тут же показал портрет одного из своих педагогов, стоявшей рядом: «Здравствуйте, я Саша – городской художник!».

Галина Артеменко
Для просмотра в полный размер кликните мышкой

Леонид Цой считает, что поддержка художников важна и с общегражданской точки зрения – условия проживания в ПНИ за забором до сих пор ограничивают людей, закрытость учреждений нередко порождает нарушения их прав, а наличие арт-студий, выставочная деятельность, возможность для художников бывать на вернисажах, выставках – еще один шаг к нормализации жизни.

Наталья Петухова и сотрудница музея Анны Ахмаовой в Фонтанном Доме Светлана Прасолова напомнили о важнейшем для проекта «Широта и Долгота» событии этого года – выставке в музее «Лампа. Человек. Он» художников Юлии Косульниковой и Алексея Сахнова. Выставка и круглый стол прошли более чем успешно, вскоре в музее буде издан набор открыток с работами этих талантливых и неординарных художников. Но нельзя было не вспомнить и о том, как непросто было договориться, чтобы художников отпустили из интернатов на собственную выставку.

Вообще в адрес музея Ахматовой прозвучало немало теплых слов – в музее уже несколько раз проходили выставки особых художников арт-студии «Перспектив», «Широты и Долготы», в планах – еще ряд выставок, которые сопровождаются, как правило серьезными дискуссиями заинтересованного сообщества. Музей, одним из первых городских музеев в свое время начавший работать над созданием доступной среды, ныне успешно сотрудничает с Центром «Антон тут рядом», чтобы сделать удобным музейное пространство для людей с РАС – расстройством аутистического спектра, также музей сейчас адаптирует пространство для слепых и слабовидящих людей.

Александр Иванов, руководитель арт-студии в ПНИ№3, которую создала много лет назад благотворительная организация «Перспективы», отметил непростое финансовое положение «Перспектив» – из-за недостатка средств организация была вынуждена уволить около 50 своих специалистов. Но студия живет. Сейчас в ПНИ№3 новый директор, поэтому надежда на продолжение плодотворного сотрудничества и понимания есть. Александр отмечает другое: студия не делает групповых выставок и вот почему – кураторы фокусируются на том, что свое искусство представляют не художники, а прежде всего «подопечные интернатов», хотя у каждого художника есть имя и право на то, чтобы это имя было названо. А Наталья Петухова добавила еще: часто, когда таким художникам и их кураторам предоставляют помещение для выставок, то дают самые непрезентабельные – коридоры, проходные места, где публика не задерживается.

Русский музей, кстати, постоянно приглашает к себе особых художников на занятия. Они приходят рисовать, посещают выставки, общаются.

Галина Артеменко

 
По теме
 
Концерт «Ленинграда» собрал рекордные 65 тыс. зрителей в Петербурге - Санкт-Петербург.ру Прошлый рекорд группы по посещаемости был меньше на 18 тыс. человек. На концерт группы «Ленинград», который состоялся в пятницу, 19 октября, было продано рекордное для коллектива количество билетов.
19.10.2018
 
Хоровой коллектив «Дети Петербурга» ДМШ №41 Красногвардейского района блестяще выступил на Международном фестивале «Царскосельская осень – 2018».
19.10.2018
Влад Росляков пришел убивать своих ровесников и преподавателей в футболке с надписью "Ненависть". Фото предоставлено очевидцем - Комсомольская правда Родные Влада Рослякова рассказали «Комсомолке», почему будущий убийца перестал ходить вместе с мамой в церковь свидетелей Иеговы и как смог купить боекомплект [фото,
20.10.2018 Комсомольская правда
«Комсомолка» разбирается, почему полиция не среагировала на 18-летнего студента, купившего оружие и 150 патронов к нему Андрей ГОРБУНОВ Улица Толстого в Керчи находится на самой окраине города.
19.10.2018 Комсомольская правда
Спасатели продолжают разбор завалов на месте взрыва на пиротехническом заводе «Авангард» в Гатчине Анна СУХОДОЕВА Елена БЕЗГОДОВА Сильный взрыв произошел сегодня на заводе «Авангард» близ города Гатчина .
19.10.2018 Комсомольская правда
Бывший муж актрисы Игорь Ливанов рассказал, как нашел в комнате погибшего Андрея десятки дипломов запрещенной в России церкви Ирина СУХАНОВА Актер Игорь Ливанов в программе Бориса Корчевникова «Судьба человека» расска
19.10.2018 Комсомольская правда
Выставочные пространства, посвященные церквам «без единого гвоздя», обустроят в здании консерватории и Центра современного искусства Анна ПОСЛЯНОВА Филиал «Кижей» появится в культурной столице.
19.10.2018 Комсомольская правда
Защита молодого человека, который является младшим братом нападающего «Зенита» Александра Кокорина, настаивала на домашнем аресте, подчеркивая, что он не несет угрозы обществу.
19.10.2018 Мой район
Фото предоставлено пресс-службой МРСК Северо-Запада В ходе рабочей встречи с Главой Республики Карелия Артуром Парфенчиковым генеральный директор МРСК Северо-Запада Артем Пидник рассказал,
19.10.2018 Фонтанка