Все краски детского мира


Школа имени Кустодиева отметила юбилей
Полина ВИНОГРАДОВА

Сорок лет назад в двухэтажном особняке конца XIX века, увенчанном изящной башенкой, открылась Детская художественная школа им. Б. М. Кустодиева. С тех пор Санкт-Петербургский союз художников регулярно пополняется выпускниками этой школы. Юные дарования приходят сюда в шесть лет, а выпускаются шестнадцатилетними. Почти все проходят ответственный путь начального профессионального образования до победного конца. Большая часть поступает в Академию художеств и в другие творческие вузы.

Конкурс – пять человек на место. В первый класс зачисляют чуть более тридцати детей. Плата за обучение составляет примерно двести рублей в месяц, необходимыми для занятий материалами детей обеспечивает школа. Этими сведениями сразу же поделилась директор Валерия Алексеевна Ушакова. В ее кабинете еще не завяли роскошные букеты, преподнесенные в честь юбилея всеми возможными комитетами и коллегами из других профильных школ.

Первая мысль, приходящая в голову, когда переступаешь порог этого гостеприимного дома творчества: как хорошо, что такое красивое здание в таком живописном месте, на Каменном острове, не продали какому-нибудь олигарху! Мало ли желающих уютно обосноваться в этой удивительной части нашего шумного мегаполиса. Здание было построено в 1895 году по проекту Константина Прейса и принадлежало семье княгини Марии Кугушевой. О том, что случилось со знатной хозяйкой дачи после революции, историческая справка умалчивает. По одним сведениям, она покончила жизнь самоубийством, по другим – уехала в Париж. В 1917 году здание отдали под коммунальные квартиры, где и проживали жители Петрограда, затем — Ленинграда вплоть до начала 1970-х годов. Тогда стало очевидным, что дом требует капитального ремонта. Жильцов расселили, и по окончании двухлетнего капитального ремонта в бывшей даче княгини Кугушевой начала работу Детская художественная школа.

До сих пор здесь служат художники, которые тогда стали первыми преподавателями школы: Ирина Андреева, Рубен Барсегян и другие. Они не только учат детей смотреть на мир удивленными глазами, изображать его во всей полноте красок и форм, но и сами продолжают творить, организовывают выставки свои и своих учеников.

Валерия Ушакова, закончив факультет теории и истории искусства Института им. Репина, пришла в школу учителем в далеком 1973 году и через десять лет возглавила педагогический коллектив. Так что у нее тоже нынче личный юбилей – тридцать лет на посту директора. Судя по всему, ее любят ребята и девчонки, их родители, а также коллеги.

Признаться честно, даже взгрустнулось, когда я наблюдала, как трепетно здесь все друг к другу относятся – с почтением к старшим, восхищением к младшим. И с заботой о самых маленьких. Сейчас такие отношения – большая редкость, а понятие «сплоченный коллектив» (не просто дружный, а так, чтобы только вместе возникало чувство полноты и целостности) – мечта идеалиста. Здесь эта мечта осуществилась сорок лет назад. И тогда и сейчас все имеют четкое представление о своих целях и задачах – передать новому поколению традиции петербургской академической школы живописи.

Можно подумать: эка невидаль! Все профессиональные школы нашего города для того и существуют. «Правильно, – уверена Валерия Алексеевна, – в Петербурге очень высокий уровень предпрофессионального образования, пожалуй, самый высокий в России. Только специализированных художественных школ – четырнадцать, и регулярно открываются отделения ИЗО в школах искусств». Нам грех сетовать на отсутствие возможностей для одаренных детей. Вон сколько по городу развешано плакатов с детскими рисунками!

«На улицах и в метро можно увидеть работы в том числе наших воспитанников, и на престижных конкурсах в разных странах мы часто и уверенно побеждаем», – гордится Валерия Алексеевна. Даже при беглом взгляде на рисунки, развешанные по стенам, очевидно, что поводов для гордости у нее много.

«В начальных классах мы даем ребенку свободу – пусть рисует что хочет и как видит этот мир (директор показывает детские рисунки – в основном жанровые сценки в духе примитивизма). Но потом каждый ученик получает серьезную академическую подготовку». Валерия Ушакова твердо убеждена, что художник должен знать, как передавать объем и светотень, чувствовать предмет и нюансы цветовых переходов.

Ввести в учебный план компьютерную графику отказались. Говорят, задачи другие: «развивать контрактуру руки». И, конечно, научить художественному видению и творческому мышлению. Я сообщила, что рулевые современного арт-рынка сетуют, будто в академиях не учат «мыслить проектами». Валерия Алексеевна только плечами пожала: «При чем тут рынок и какие-то проекты? Я всегда повторяю: художник должен уметь рисовать!».

Воспитанники Детской художественной школы им. Б. М. Кустодиева умеют не только рисовать. Помимо живописи и рисунка они занимаются декоративно-прикладным искусством (какие создают тканые панно!), скульптурой, пробуют разные графические техники (создают мастерские экслибрисы), изучают историю искусств в городских музеях, выезжают на пленэр.

«Дети много путешествуют, к счастью, у многих семей есть такая возможность. Я прошу делать эскизы. Наши дети из поездок привозят не только стопки фотографий, но и папочки с рисунками», – рассказала Валерия Алексеевна.

Похоже, пейзажный жанр молодые художники очень любят. Это действительно самое интересное – показать места, где твои друзья еще не бывали, такими, какими ты сам их увидел.

Одна девочка, проходя мимо акварельного рисунка, заметила: «Мы с мамой в Венеции на таких гондолах катались – вода холодная, брр!».

Но больше всего пейзажей Северной Венеции. «Родные просторы» называется картина одиннадцатилетней Дарьи Горбач, которая выделяется из прочих образцов детского творчества какой-то щемящей нежностью. И отличной техникой живописи.


ФОТО Дмитрий СОКОЛОВ


P. S. Юбилейная выставка преподавателей и учеников ДХШ им.Б. М. Кустодиева открыта в Выставочном центре петербургского Союза художников до 29 сентября. Кроме того, специально в честь круглой даты была выпущена иллюстрированная книга, посвященная истории здания, творчеству педагогов и выпускников.

 
По теме
В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
Администрация г. Санкт-Петербурга
К новому учебному году около 90% школ Петербурга будут оснащены современными лабораториями - Администрация г. Санкт-Петербурга Пленарное заседание Петербургского международного образовательного форума «Создаем будущее сегодня» состоялось сегодня в Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа.
Администрация г. Санкт-Петербурга