Новости города БезФормата.Ru
Санкт-Петербург
Главные новости
 
Задать вопрос?

ВОКЗАЛ – ЭТО СОВЕРШЕННО СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

ВОКЗАЛ – ЭТО СОВЕРШЕННО СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ - ЕУСПб
ВОКЗАЛ – ЭТО СОВЕРШЕННО СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ - ЕУСПб
Фото: chistopol.ru
Дата события: 11.01.2018 Спикер: Вадим Басс Рубрика: Публикации в СМИ

Статья опубликована на портале «БИЗНЕС Online» под названием  "Вадим Басс: «Вокзал – это совершенно социальная история»" . Интервью:  Гузель Файзрахманова

Историк архитектуры о будущей битве за «Казань-Пассажирская», преимуществах Clover House перед Дворцом земледельцев и лучшем вокзале в РФ.

Одним из гостей недавнего зимнего книжного фестиваля «Смены» был искусствовед из Северной столицы России Вадим Басс . Доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге выступил в Казани с лекцией «Обезьяны и дрозофилы: «истоки и смысл» архитектуры российских вокзалов». А затем в интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, что средствами архитектуры можно будить нашу «внутреннюю обезьяну», почему у дизайнеров железной дороги плохо со вкусом и как вокзалы превращаются в шопинг-моллы.

 

«ВОКЗАЛ – ЭТО МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА, НО ОЧЕНЬ СЖАТАЯ, СКОНЦЕНТРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ»

– Вадим, у вашей казанской лекции довольно неожиданное название. Почему в нем фигурируют обезьяны и дрозофилы?

– Обезьяна – это просто отсылка к «Подражая Платону» Бродского: «Там стоял бы большой Вокзал, пострадавший в войне, с фасадом, куда занятней, чем мир вовне. Там при виде зеленой пальмы в витрине авиалиний просыпалась бы обезьяна, дремлющая во мне». Собственно, строители вокзалов, помимо чисто функциональных задач, решают и эту – средствами архитектуры провоцировать специальные переживания, связанные с мобильностью, с движением. То есть буквально будить нашу спящую «внутреннюю обезьяну».

– Побуждать к путешествию?

– Именно. Лекция отчасти об этом и была. Что отличает вокзальную архитектуру, если мы воспринимаем ее не только в функциональном качестве, а еще и как некоторый эмоциональный сюжет? Какой язык (вернее, какие архитектурные языки) используют те, кто создает станции, и почему? Какие ассоциации у нас возникают в связи со словом «вокзал»? С одной стороны, это добровольная и своего рода развлекательная мобильность (здесь уместно вспомнить историю появления этого архитектурного типа в России), а с другой – мобильность вынужденная и часто связанная с трагическими событиями. И не так просто сказать, чего больше в XX веке. Если мы сейчас едем по железной дороге – это часто развлечение, путешествие за новыми впечатлениями и прочее. А для наших бабушек и дедушек вокзал и железная дорогая вообще – образ скорее трагический, связанный с историей выживания, с жуткими толпами людей, едущих не от хорошей жизни, а то и не по своей воле.

– А дрозофилы?

– А дрозофилы появились вот откуда: ученые-генетики на них экспериментируют, поскольку эти насекомые очень быстро плодятся и просто устроены, так что очень подходят для лабораторных исследований. И мы на вокзале оказываемся примерно теми дрозофилами – поскольку станции, транспортные узлы – это такой модельный сюжет, связанный с социальными контактами, коммуникациями, где все максимально интенсивно, ускоренно, максимально обострено. Вокзал – это модель общества, но очень сжатая, сконцентрированная модель. Мы видим, как перемещаются и контактируют потоки людей разного социального статуса, экономического положения, привычек, культуры и т. д. При взгляде на станционное здание становится очевидным устройство общества, его стратификация – скажем, раньше пассажиров делили на классы и старались, чтобы они не смешивались. Плюс еще проектировали отдельные помещения, подъезды, павильоны и пути для императорской фамилии. Поэтому вокзал – это совершенно социальная история.

 

«У ДИЗАЙНЕРОВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В ПРИНЦИПЕ СО ВКУСОМ НЕ ОЧЕНЬ ХОРОШО»

– На лекции вы заявили тезис о том, что сейчас вокзалы не нужны. Как же мы обойдемся без них?

– Я вряд ли говорил, что вокзалы не нужны, если это так прозвучало, значит, я не очень удачно сформулировал. Они, конечно, нужны, куда мы без них денемся, просто логика их использования меняется. С одной стороны, постепенно изменяется сама модель мобильности – в какой-то момент все стали работать на компьютерах, сейчас изрядная часть людей работает удаленно и т. д. Любые изменения в экономике, в культурных контекстах отражаются на том, как мы себя ведем, как перемещаемся, какие требования предъявляем к инфраструктуре мобильности, к железной дороге в том числе. Естественно, она не собирается умирать, она еще всех нас переживет, но, возможно, в ином качестве. Кстати, одну из этих возможностей мы после лекции обсуждали с молодыми людьми, которые подошли с вопросами. Они архитекторы и занимаются проектами ревитализации вокзалов. Понятно, что если железная дорога решит на 10 километров отодвинуть станцию, перенести ее, то появится целый кусок внутри города, за который тотчас начнется смертоубийство: девелоперы с одной стороны, городские власти – с другой, федеральные и республиканские – с третьей, с четвертой будет сама железная дорога. И они все пойдут биться за бывший вокзал «Казань-Пассажирская».

– Как, кстати, вам «Казань-Пассажирская»?

– Я только снаружи пока видел, к сожалению, до вокзала не дошел.

– Интересно было бы узнать ваше мнение по поводу сочетания архитектуры исторической с новыми сооружениями в комплексе нашего вокзала.

– У дизайнеров железной дороги в принципе со вкусом не очень хорошо, как вы, наверное, могли заметить по стилистике всего, что с ней связано, – от интерьеров вокзальных зданий до поездов и от объявлений в поездах до формы проводников, которая где-то на уровне 1950-х годов осталась.

– А вы думаете, что заказчик сильно влияет и на планировку, и на стилистическое решение?

– Насчет планировки – у них есть множество своих норм, железные дороги – это этакое государство в государстве. Насчет стиля – думаю, в целом многое зависит от заказчика, который решил, что знает, чего хочет. Я не знаю просто, кто делал конкретно этот проект, но это запросто может быть железнодорожное проектное бюро.

– В основном наши архитекторы местные...

– Но все равно же они с заказчиком общаются. Заказчик выдает техзадание, а архитекторы это все пытаются очеловечить.

 

«У НАС В СТРАНЕ ВСЕ УСТРОЕНО ПРИМЕРНО СХОДНЫМ ОБРАЗОМ – И В КАЗАНИ ТОЖЕ»

– Мне очень жаль, в частности, модернистское здание терминала касс пригородных направлений: оно было очень стильным, геометричным, сдержанным – словом, хорошая, качественная архитектура. А к тысячелетию Казани и Универсиаде 2013 года его решили преобразить в лучших традициях провинциального постмодернизма, и появились башенки, ажурные решетки – возникла вот эта пестрая смесь, которую мы сейчас наблюдаем...

– Это очень сильно в духе самой железной дороги. Сказать, что они каким-то специальным вкусом отличаются, невозможно, почти у всех новых вокзалов подобный китчевый облик.

– Вы можете какие-то российские современные вокзалы вспомнить, которые можно было бы поставить в пример как образец достойной архитектуры?

– Ну, может быть, вокзал в Имеретинской низменности, который спроектировала «Студия 44» из Санкт-Петербурга для Олимпиады в Сочи.

– Вам он действительно нравится?

– Наверное, это не безумный шедевр, но это нормальная современная архитектура, человеческая. В этом смысле у нас в стране все устроено примерно сходным образом – и в Казани тоже. Поскольку мое знакомство с сегодняшней казанской архитектурой крайне поверхностное и сводится оно к поездке по городу между прилетом и лекцией, то судить о ней было бы чистым дилетантизмом и хлестаковщиной, но, на первый взгляд, у вас здесь тоже есть два крайних полюса. С одной стороны, есть средняя современная архитектура, часто вполне качественная, за которую не стыдно, – например, Clover House. Видно, что он спроектирован людьми, которые понимают, как выглядит просто современный дом. А есть Дворец земледельцев – это другая крайность. В этом поле, между этими полюсами все и существует. То есть совсем выдающейся новой архитектуры, наверное, у нас в принципе не очень много. Вот в Питере нет практически совсем. Есть немного в Москве, там школа очень сильная, есть Скуратов, есть бюро «Меганом», например. А в Петербурге ситуация другая, несмотря на то, что у нас Финляндия под боком, а там сейчас с архитектурой все в высшей степени хорошо. И поэтому каждый раз, когда я с коллегами устраиваю архитектурные поездки в Финляндию, бросается в глаза этот разрыв.

– Кажется, что это другой, параллельный мир?

– Знаете, это даже не от каких-то специальных дарований у финнов происходит, это обыкновенная профессиональная культура. Так что когда ты дома видишь нейтральное современное здание, уже испытываешь счастье, что происходит, увы, нечасто. Если я правильно понимаю, в Казани где-то в районе 2000-х годов на волне нефтяных денег стали строить много сооружений в стилистике рубежа XIX и XX веков, особенно жилых. В среднем они выглядят не очень убедительно, потому что это изначально совершенно другой тип архитектуры, и за ним стоит иной тип мышления и другая профессиональная традиция. Думаю, с вокзалами та же самая история. Грубо говоря, Имеретинский вокзал – это не Сантьяго Калатрава, безусловно, но это архитектура, которая не отдает мертвечиной, как многие наши железнодорожные постройки и реконструкции последнего времени. Впрочем, и у Калатравы свои проблемы, о чем свидетельствуют судебные процессы с заказчиками.

– А по каким причинам?

– Причины разные, от инженерно-строительных до финансовых. Скажем, в Валенсии (театр «Дворец искусств королевы Софии» в ансамбле «Города искусств и науки») он в несколько раз превысил бюджет, в Венеции с Калатравой судились потому, что его мост считается неудобным и даже опасным по части переломов; впрочем, я как-то никаких особых неудобств там никогда не ощущал.

 

«ВОКЗАЛЬНЫЙ ЖАНР ВСЕ ВРЕМЯ ТРАНСФОРМИРУЕТСЯ»

– Теперь, как мы видим, функции особо не прибавляются у вокзальных зданий?

– Функции меняются постоянно, в этом смысле вокзальный жанр все время трансформируется. С одной стороны, в истории мы видим примеры расширения и диверсификации функций, «обрастания» станций коммерцией, развлечениями, гостиницами, превращения их едва ли не в шопинг-моллы, но, с другой стороны, идеальный вокзал – тот, которого нет, который вы практически не замечаете.

– Почему вы заинтересовались архитектурой вокзалов и как давно вы эту тему разрабатываете?

– Я не могу назвать себя большим экспертом по архитектуре вокзалов. В начале своей лекции я постарался обозначить контекст. Недавно образовательный сетевой ресурс «Арзамас» запустил курс, связанный с историей российских железных дорог. Там были разные темы (от литературы до экономики), и сюжет про архитектуру предложили записать мне. А, с другой стороны, 10 с лишним лет назад, когда я работал над диссертацией про архитектурные конкурсы начала XX века, пришлось много заниматься историей проектов реконструкции Николаевского (сегодня Московского) вокзала в Петербурге. Это был очень важный сюжет, от которого сохранилось много проектов, материалы обсуждений в министерстве путей сообщения и в Академии художеств и т. д. Кое-что из них вошло потом в книжку про петербургские конкурсы неоклассического периода.

– А для «Арзамаса», получается, вы дальше расширили хронологические границы?

– Грубо говоря, остальное я знаю как средний читатель, который познакомился с некоторым количеством книжек по железнодорожной архитектуре. А что касается конкурсов на проект реконструкции Николаевского вокзала – ими я занимался как историк, на архивных материалах. Это отдельный и очень интересный кейс. В остальном – я, конечно, писал популярные статьи о вокзальной архитектуре, но не могу сказать, что это специальный объект моего научного интереса. Безусловно, сама по себе вокзальная тема очень интересна – в ней присутствует сочетание архитектуры, инженерии и социальных материй. Другое дело, что, к сожалению, архитектурно-инженерное начало гораздо слабее социального. Если будет очень надо, вы загоните 200 человек в вагон, и какой бы ни был дурной по архитектуре вокзал, вы будете им пользоваться. Но в этой лекции я стремился показать скорее хорошее или, по крайней мере, характерное для разных эпох.

 

Студентов летного училища хотят наказать за эротический клип, снятый в стенах учебного заведения - Город812Руководство Ульяновского лётного училища разгневано поведение студентов, которые "осквернили" место учебы и задели ветеранов.
16.01.2018 Город812
Бесплатное прослушивание для молодых талантливых музыкантов состоится в Международной Академии музыки Елены Образцовой.
16.01.2018 Петербургский дневник
Астрономы сообщили, что к планете приближаются два крупных астероида. Информацию об этом опубликовало издание "ТК Звезда".
16.01.2018 Петербургский дневник
Из МИД Польши выгонят выпускников МГИМО - Moika78.RuВыпускников Московского государственного института международных отношений (МГИМО) намерены уволить из МИД Польши.
16.01.2018 Moika78.Ru
Легендарная Военно-космической академии имени Можайского отмечает 306-й день рождения - ГТРК Санкт-ПетербургСегодня офицеры и курсанты Военно-космической академии имени Можайского отмечают день рождения вуза - 306 лет.
16.01.2018 ГТРК Санкт-Петербург
Россия попала в список несвободных стран в рейтинге правозащитников Freedom House.
16.01.2018 Фонтанка
Председатель Законодательного собрания Вячеслав Макаров сегодня посетил Военно-космическую академию имени А.Ф.
16.01.2018 Петербургский дневник
Внимание! В этом году запланировано несколько мероприятий, приуроченных ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
16.01.2018 СПбГМУ им. И.П. Павлова
2016-02-04-1-300x221.png.pagespeed.ce.ocuhg6swxl - СПбГУТ  им.проф. М.А. Бонч-БруевичаИнформируем, что в 2018 году стандартный вычет по подоходному налогу предоставляется: сотрудникам, имеющим детей (1400руб – 1-й, 2-й ребенок, 3000руб – 3-й ребенок, ребенок – инвалид 12000 руб); инвалидам 2 группы,
16.01.2018 СПбГУТ им.проф. М.А. Бонч-Бруевича
46acebc70b9dfcba2a2b46756b7aa10c - СПбГУТ  им.проф. М.А. Бонч-БруевичаВ этом году исполняется 75 лет со времени прорыва блокады Ленинграда. 18 января 1943 года в результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда.
16.01.2018 СПбГУТ им.проф. М.А. Бонч-Бруевича
Машины стали читать лучше людей - Moika78.RuВпервые искусственный интеллект обошел человека в тесте на понимание прочитанного.
16.01.2018 Moika78.Ru
По результатам конкурса на включение в кадровый резерв Комитета по образованию на должность государственной гражданской службы Санкт-Петербурга главного специалиста Отдела воспитательной работы и дополнительного образова
16.01.2018 Комитет по образованию СПб
Google вложила 20 млн фунтов в ванкцину против гриппа - Moika78.RuРазработчики новой вакцины сообщили, что она сможет защитить половину населения всего мира от вируса гриппа.
17.01.2018 Moika78.Ru
Совещание прошло в усадьбе князя А.Г. Гагарина  Холомки - СПб ГПУ12-13 января в Учебно-историческом заповеднике « Усадьба князя А.Г. Гагарина “Холомки” » Псковской области проходило выездное совещание руководства Политехнического университета во главе с ректором А.И.
16.01.2018 СПб ГПУ
Новые кадры вневедомственной охраны - Вневедомственная охранаНа базе Учебного центра отдельной бригады по охране важных государственных объектов и специальных грузов, расположенного в п. Горелово, Красносельского р-на,
16.01.2018 Вневедомственная охрана
В сторону Земли несутся два крупных астероида
Астрономы сообщили, что к планете приближаются два крупных астероида. Информацию об этом опубликовало издание "ТК Звезда".
Петербургский дневник
Вячеслав Макаров поздравил Военно-космическую академию имени А.Ф. Можайского с днем рождения
Председатель Законодательного собрания Вячеслав Макаров сегодня посетил Военно-космическую академию имени А.Ф.
Петербургский дневник
Студентов летного училища хотят наказать за эротический клип, снятый в стенах учебного заведения - Город812
Студентов летного училища хотят наказать за эротический клип, снятый в стенах учебного заведения
Руководство Ульяновского лётного училища разгневано поведение студентов, которые "осквернили" место учебы и задели ветеранов.
Город812
Архивное фото. - Metro ПетербургАнна Лутченкова Ребенка "не поделили" родители 16 января в петербургских СМИ появились сообщения о похищении 6-летнего мальчика в парке в Стрельне.
16.01.2018 Metro Петербург
На севере Петербурга сбили торопившегося пешехода - Moika78.RuМинута ожидания стоила пешеходу на севере Петербурга здоровья. Мужчина перебегал дорогу на красный сигнал светофора в Выборгском районе Петербурга.
16.01.2018 Moika78.Ru
Странный пакет закрыл метро "Купчино" - Moika78.RuВ Петербурге пассажиров перестали пускать на станцию метро "Купчино". Правоохранители проверяют бесхозный предмет.
16.01.2018 Moika78.Ru
Четвероклассники Мирослава и Булат (на переднем плане) пытаются отойти от шока. Младшая сестра Глеба Агата (на втором плане) во время нападения была в той же школе, но в другом кабинете. Она ничего не видела. Фото предоставлено Екатериной Саттаровой - Metro Петербург
Пермские дети отходят от шока
Михаил Нешевец Вчера следователи весь день допрашивали четвероклассников В ходе допроса учеников 4 "Б" класса стали известны новые подробности нападения  подростков на детей и их классного руководителя.
Metro Петербург
Ворота школы 127 в Перми, где произошла поножовщина. Фото РИА Новости - Metro Петербург
Резня в школе в Перми: стало известно о здоровье учительницы 4Б
Майя Колесникова Женщина пришла в себя Наталья Шагулина, учительница 4Б класса, в больнице пришла в сознание.
Metro Петербург
Полиция. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro" - Metro Петербург
Под Саратовом двое мужчин привязали изнасилованную женщину к батарее и украли у неё конфеты
Виктор Олейник Насильники сознались в содеянном Двое жителей Саратовской области признались, что изнасиловали местную жительницу, а затем отправились домой есть украденные у неё шоколадные конфеты.
Metro Петербург
Пантера, воробей и другие фантастические твари: 10 фильмов 2018 года, которые нельзя пропустить - Санкт-Петербург.руТехнологии развиваются, зрителя все труднее удивить, но создатели фильмов все равно умудряются найти свой подход.
16.01.2018 Санкт-Петербург.ру
Выставка в зале общественно-политической литературы - ПГУПСC 15 января 2018 года в читальном зале отдела общественно-политической литературы Научно-технической библиотеки ПГУПС открыта выставка, посвящённая одной из самых трагических страниц в истории нашего города — блокаде Ленинграда.
17.01.2018 ПГУПС
Depeche Mode приедет с концертом в Петербург - Moika78.RuСеверную столицу с концертом посетит музыкальный коллектив Depeche Mode. Выступление музыкантов запланировано на 16 февраля.
17.01.2018 Moika78.Ru
Вышковый наблюдатель
На предвоенном фото - Нина Худякова, недавно окончившая истфак ЛГУ и ставшая научным сотрудником Центрального государственного исторического архива Ленинграда.
Санкт-Петербургские ведомости
Принц Гарри и Меган Маркл. Фото Getty - Metro Петербург
О любви принца Гарри и Меган Маркл снимут фильм
Виктор Олейник Уже известно название картины О любви британского принца Гарри и американской актрисы Меган Маркл, которые объявили о своей помолвке в ноябре, снимут фильм.
Metro Петербург
В мае 2001 года Кисину присвоено звание почётного доктора музыки Манхэттенской школы музыки, в июне 2005 — почётного члена Королевской академии музыки (Лондон), в 2009 году — почетного доктора Гонконгского университета, в 2010 году — почётного доктора Еврейского университета в Иерусалиме. - АиФ СПб
«Каждая нота имеет цвет». Пианист Евгений Кисин о любви и оттенках музыки
Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2 15/01/2018 Одним из главных событий 2017 года в Петербурге стало выступление пианиста-виртуоза Евгения Кисина.
АиФ СПб
В очередном матче чемпионата КХЛ петербургский СКА в "Ледовом дворце" со счетом 4:1 обыграл московский "Спартак".
16.01.2018 Петербургский дневник
СКА обыграл "Спартак" "без вариантов" - Moika78.RuВечером 16 января питерские армейцы уверенно обыграли на своей площадке московский "Спартак" - 4:1.
16.01.2018 Moika78.Ru
Нажмите для предварительного просмотра изображения - ФК ДинамоПолузащитник Михаил Козлов принял решение завершить карьеру футболиста, сегодня клуб подписал соглашение с Михаилом о досрочном расторжении действующего контракта.
16.01.2018 ФК Динамо
В ультрамарафоне Across the Year побеждает тот, кто пробежит наибольшую дистанцию за 24, 48 и 72 часа или шесть дней. Фото Getty - Metro Петербург
Марафонец спрятался в туалете и стал чемпионом
Ольга Захарец Правда, это оказалось не по правилам Во время ультрамарафона Across the Year в Аризоне (США) разразился настоящий скандал.
Metro Петербург
Эта комната на Остоженке в дни Чемпионата будет стоить в 4 раза дороже обычного. Фото скриншот airbnb.ru - Metro Петербург
Чемпионат мира по футболу всё ближе: сколько в Москве стоит жильё для болельщиков
Мария Беленькая В столице пройдут 12 матчей Metro выяснило, как москвичи и столичные гостиницы готовятся к ажиотажному спросу на ночлег со стороны болельщиков.
Metro Петербург
Пять рублей за самолет
ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС Накануне 2018 года «Аэрофлот» преподнес болельщикам российской сборной по футболу весомый подарок,
Санкт-Петербургские ведомости
16 января проверили, как идет строительство новых станций метро. Фото пресс-службы Игоря Албина., vk.com - Metro ПетербургАнна Лутченкова Комиссия проверила ход работ 16 января выездная комиссия во главе с вице-губернатором Петербурга проверила, как продвигается строительство станций метро, которые должны открыться в 2018-м году.
16.01.2018 Metro Петербург
Сергей Шойгу инспектирует военные вузы Петербурга - ГТРК Санкт-ПетербургВ Петербурге сегодня инспекция Министра обороны. Сергей Шойгу проверяет качество военного образования.
16.01.2018 ГТРК Санкт-Петербург
Метро "Звездная" отрыли для пассажиров после часовой проверки, сообщили в городской подземке.
16.01.2018 Moika78.Ru
В Эрмитаже в новые витрины переместили шедевры Леонардо да Винчи - ГТРК Санкт-ПетербургВ Эрмитажных залах переезд. В новые витрины переместили шедевры Леонардо да Винчи - "Мадонну Бенуа" и "Мадонну Литта".
16.01.2018 ГТРК Санкт-Петербург
В очередном матче чемпионата КХЛ петербургский СКА в "Ледовом дворце" со счетом 4:1 обыграл московский "Спартак".
16.01.2018 Петербургский дневник