Вокальный театр Иэна Бостриджа

Фото: spbvedomosti.ru

Выдающийся английский лирический тенор Иэн Бостридж во второй раз за свою более чем 20-летнюю карьеру выступил в Большом зале Филармонии. Вместе с неизвестной нам молодой нидерландской пианисткой Саскией Джорджини он исполнил вокальные циклы «К далекой возлюбленной» Бетховена и «Лебединую песнь» Шуберта.

Британец Иэн Бостридж выглядит персонажем, сошедшим со страниц биографических романов взросления Музиля или Рильке, Томаса Манна или даже оперы Бенджамина Бриттена, его великого соотечественника. Еще больше похож он на объект скульптурных фантазий Альберто Джакометти, который будто с певца лепил свои истонченные фигуры мужского пола, устремленные вперед и ввысь. А потому и все, что Бостридж исполняет, слушается, как будто поет и сам Бостридж, и сочиненный кем-то герой романа.

В свои 53 года исполнитель смотрится как выпускник университета, если не сказать, как выпускник закрытого колледжа. Но это внешняя составляющая, а если говорить о внутренней, то в лице Бостриджа музыкальная общественность мира имеет дело с редчайшим явлением певца-интеллектуала. Его искусство можно ставить в один ряд с творчеством Дитриха Фишера-Дискау, хотя последний, скорее, строгий классик с тенденцией к охранительству.

Свою последнюю премию «Грэмми» Бостридж получил в 2016 году за диск с собранием песен разных эпох, написанных на стихи Шекспира. По части аудиозаписей с Бостриджем может конкурировать мало кто из ныне живущих певцов. Его богатейшая коллекция, записанная на EMI, Erato, Warner classics, Hyperion, включает множество сольных проектов, среди которых все песни Шуберта с разными пианистами, песни Вольфа, Шумана, Бриттена, барочные проекты с ариями Генделя и его современников, кантаты Баха, оперы Монтеверди, Моцарта, Бриттена, причем в звездных составах. Существует и литературное наследие певца, в котором получает продолжение его жизнь в колледжах Оксфорда и Кембриджа, где он писал работу о колдовстве в Англии. Словом, публика Большого зала Филармонии получила возможность услышать очень умного лирического тенора.

Иэн Бостридж привез циклы Бетховена и Шуберта, конечно же, не случайно, чтобы показать прямую преемственность двух гениев. Хотя цикл Бетховена настолько же светел и радужен, насколько он мрачен, а местами безысходен у Шуберта. Выбор был сделан в пользу «Лебединой песни» на стихи Гейне, Зайдля и Рельштаба - последнего цикла, в котором Шуберт прощается уже не только с надеждами, но и с жизнью, предчувствуя скорый конец. Программа вечера была построена так, что в первое отделение попал цикл Бетховена, который больше чем вдвое короче цикла Шуберта, а «Лебединую песнь» певец разделил на две части, что показалось не совсем привычно, но драматургия песен позволила это сделать относительно безболезненно. Да и глубоко вздохнуть после предельной эмоциональной напряженности было нелишне и певцу с пианисткой, и слушателям.

Пианистка Саския Джорджини с первых же нот настроила на очень внимательный тон слушания, притягивая своим мягким и строгим звуком. Бетховен написал немало песен, в том числе обработок народных, а также вполне виртуозных и драматичных итальянских арий, отчасти унаследовавших традиции его учителя Сальери. В песнях он совершенно не похож на себя в камерно-инструментальной и симфонической музыке: в них он умиротворенный, домашний, гармоничный. Герой его вокального цикла на стихи Алоиза Ейтелеса нежно и покорно мечтает об идеальной возлюбленной в окружении романтических пейзажей, как и полагается романтику.

Попытка похлопать после первой же песни была пресечена - все паузы заполнялись фортепианными связками. И уже дальше, до последней песни Шуберта, зал был идеально тих. Если в цикле «К далекой возлюбленной» Бостридж был умиротворен, пасторален и безоблачен, то с каждым новым номером «Лебединой песни» он поражал степенью интонационного перевоплощения в образ героя, теряющего свет надежды, остывающего без любви. В этом цикле Шуберт оказался настолько смел в гармонических, мелодических и ритмических решениях, что предвосхитил экспрессионизм ХХ века, заронил зерна додекафонной стилистики нововенцев Берга и Шенберга. Оказавшись у последней черты отчаяния, композитор, которому было нечего терять, открыл новые границы выражения подсознательного. Впрочем, как и все у Шуберта, мрачные страницы все же оттеняются солнечным мажором.

В этом же цикле звучит и знаменитая «Серенада». Иэн с Саскией исполнили ее без сантиментов, даже чуть отрешенно, с очень сухим стаккатным аккомпанементом, впрочем, так, как и написано в нотах Шуберта. Бостридж оказался смел в своей интерпретации не меньше, чем когда-то сочинивший эти мрачные песни композитор. Теплый, льющийся голос в них словно бы деформировался под тяжестью мучительных мыслей и видений. Бостридж не побоялся даже пойти в ущерб красоте и чистоте интонаций ради экспрессионистского колорита, в котором все линии заострены и готовы сорваться в пограничное состояние. Певец проживал музыку и слова всем телом, как театральный актер. После кульминации «Двойника» (герой встречает своего двойника, что, как известно, является прямым предвестием смерти) Шуберт написал «Голубиную почту», вновь посылая своего голубя надежды.

Зал, в котором было много молодых лиц, взорвался овациями и получил от Иэна Бостриджа два биса - песни Шуберта, последняя из которых называлась «Прощание». Она не только дала певцу возможность сказать по-русски «до свидания», но и завершила перекличку с Бетховеном, Двадцать шестая соната которого строится на том же мотиве и тоже называется «Прощальная».

  • Владимир Дудин
  •  
    По теме
    Борис Гребенщиков. Фото Скриншот Youtube - Metro Петербург Алина Данг Украинский националист прорвался на сцену Солиста группы "Аквариум" Бориса Гребенщикова атаковал украинский националист во время выступления на Пейзажной аллее в центре Киева, сообщает Ukraina.ru .
    22.06.2018
     
    Запах «Счастья» в Летнем саду | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА - Санкт-Петербургские ведомости ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА Вчера Русский музей открыл XI международный фестиваль «Императорские сады России».
    22.06.2018
     
    За полгода менеджер провела мимо кассы 8 миллионов рублей Елена МИХИНА В Петербурге сейчас 37 семей – клиенты туфирмы «Менсей» распаковывают чемоданы.
    22.06.2018 Комсомольская правда
    Через 4 месяца после того, как Борис Шкляр оказался в больнице с переломами на лице, полученными в результате драки с таксистом, в Сертолово состоялось первое судебное заседание по делу.
    20.06.2018 Мой район
    Подозреваемый был задержан в отеле на Пушкинской улице. В Петербурге полиция раскрыла кражу 132 тысяч рублей у туристки из Китая, передает « Оперативное прикрытие ». В полицию 55-летняя китаянка обратилась 15 июня.
    22.06.2018 Мой район
    Бессмертный не только шоферский - Вода Живая Для петербуржца автомобиль — не только роскошь и средство передвижения. Это один из символов блокадного подвига и общей Победы.
    22.06.2018 Вода Живая
    В варшавской галерее Захента выставкой «Будущее будет другим» представлена Польша Второй республики (1918−1939).
    21.06.2018 Мой район
    ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА Вчера Русский музей открыл XI международный фестиваль «Императорские сады России».
    22.06.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Фото: ulma93/Pixabay На премьеру спектакля «Петербург» в Театре на Васильевском приехала автор пьесы драматург Юлия Тупикина.
    21.06.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Это по-нашему. По-бразильски - Фонтанка Чем ближе матч Бразилия — Коста-Рика, тем основательнее центр Петербурга пропитывается атмосферой карнавала.
    21.06.2018 Фонтанка
    Как проникнуть на кухню стадиона «Зенит-Арена» во время футбольного матча Чемпионата мира по футболу, не покупая билет на матч и получить за это деньги?
    22.06.2018 Мой район
    Филипп Ковалёв Начали путешествие они с Петербурга Бразильский фотограф Науру Жуниор и его друг Кайо Пассус посвятят путешествие на ретроавтомобиле чемпионату мира по футболу.
    22.06.2018 Metro Петербург
    «Криш, зачем нам Россия? Давай на Уругвай!» ФОТО Михаила ТЕРЕЩЕНКО/ТАСС Победа над Саудовской Аравией позволила Уругваю догнать россиян по очкам,
    22.06.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    В YouTube появился видеоролик, на котором москвичка просит иностранных фанатов забивать голы, как футболисты российской сборной. Фото Предоставлено организаторами - Metro Петербург Алёна Якубовская Активисты сняли видеоролик с иностранными фанатами В YouTube появился видеоролик, на котором москвичка просит иностранных фанатов забивать голы, как футболисты российской сборной.
    22.06.2018 Metro Петербург
    На прошедшей неделе КГИОП проведено пять внеплановых проверок исполнения требований в области государственной охраны объектов культурного наследия в отношении пользователей объектов культурного наследия «Дом, где жил Н.С.
    22.06.2018 КГИОП
    В июне 2018 года состоялась встреча заместителя руководителя Северо–Западного управления Ростехнадзора Пивоварова Э.А.
    22.06.2018 Ростехнадзор
    Алёна Якубовская Активисты сняли видеоролик с иностранными фанатами В YouTube появился видеоролик, на котором москвичка просит иностранных фанатов забивать голы, как футболисты российской сборной.
    22.06.2018 Metro Петербург