Получение водительских прав снова хотят усложнить

Получение водительских прав снова хотят усложнить | Только в прошлом году на российские дороги выехали 2 миллиона новичков. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Фото: spbvedomosti.ru

Только в прошлом году на российские дороги выехали 2 миллиона новичков. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Похоже, всех желающих сдать на права, а также тех, у кого заветная корочка уже давно в кармане, ждут очередные нововведения. Причем не самые приятные. Они не только усложнят жизнь большинству водителей, но и приведут к дополнительным расходам.

Разворот на магистрали

В недрах ГИБДД зреет реформа системы получения водительского удостоверения, которая вызывает тревогу у представителей автошкол. Сотрудники дорожной инспекции предлагают проверять мастерство будущих автомобилистов, как говорится, в боевых условиях. То есть прямо на дорогах общего пользования, в гуще автомобильного потока.

Напомним, рьяно перекраивать систему подготовки водителей начали еще четыре года назад. В первую очередь были изменены требования к автошколам, из-за чего закрылись, по разным данным, от трети до половины таких учебных заведений. Потом был усложнен порядок проведения экзаменов, введены новые категории прав. Но почему-то многие счастливчики, получившие вожделенную пластиковую карточку, от этих новаций чувствовать себя на дорогах увереннее не стали.

И вот новое предложение. Если в двух словах, суть его в том, что из экзамена в ГИБДД вычеркнут две позиции - «площадка» и «город». Вместо них предлагают проводить одно общее испытание прямо на автомагистрали.

Казалось бы, что плохого в том, чтобы проверить навыки будущего водителя в реальных дорожных условиях? Однако у экспертов это предложение вызывает массу вопросов.

Например, как отработать в транспортном потоке такие «площадочные» элементы, как «разворот на 180 градусов в несколько приемов», «въезд на эстакаду», или для желающих получить категорию Е упражнение «сцепление и расцепление прицепа с тягачом»? Как в условиях трафика можно параллельно парковаться и трогаться в горку? А если ученик в стрессовой ситуации начнет путать педали? И что тогда делать тем автомобилистам, которые в силу обстоятельств оказались на его экзаменационном маршруте?

Разумеется, рядом с «чайником» всегда есть инструктор. Но ведь и ему в случае аварийной ситуации придется реагировать не просто нажатием на тормоз, чего обычно было достаточно, когда новичок сдавал экзамен в безлюдном месте, буквально на пустыре.

Может, поэтому «площадка» все-таки сохранится для мотоциклистов. Вероятно, проводить с ними такой эксперимент на дорогах общего пользования пока страшно.

Словом, приговор экспертов однозначен – если предложения ГИБДД получат одобрение правительства, то аварий на наших дорогах станет больше.

По словам президента Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяны Шутылевой, непонятно, какова цель этого новшества, если нынешняя реформа дает плоды. За три года на 50% (вполовину!) сократилось количество аварий с начинающими водителями. Была отстроена система, в которой экзамен - последнее звено во всей цепочке. Если документ будет принят, система рухнет.

Профи - налево, любители –  направо

Еще одно революционное предложение подготовил Минтранс. Ведомство предлагает разделить всех водителей на «профессионалов» и «любителей» - с внесением соответствующих отметок в водительские удостоверения. И только профи смогут работать в сфере коммерческих перевозок.

Тоже, на первый взгляд, здравая идея. Тем более что на Западе такое разделение «на весовые категории» существует давно. Да и в СССР было нечто похожее: в любительских правах стояла отметка «без права работать по найму». Но на современной российской почве все разумное почему-то приобретает странные формы.

Так, по задумке ведомства, водители-профессионалы должны раз в пять лет проходить переподготовку и вновь сдавать экзамены в ГИБДД. И проваливших испытание переведут в разряд «любителей». То есть водителей грузовиков и автобусов, у которых открыты категории С, СЕ, D, DE, лишат права управления этими машинами. А в личных целях можно будет управлять машинами только подкатегорий С1, С1Е, D1, D1E (легкие грузовики, легкие грузовики с небольшим прицепом, малые автобусы и малые автобусы с небольшим прицепом).

Теперь подсчитаем. В России профессионально «крутят баранку» более 5 миллионов человек. И среди них немало тех, которые работают и в Министерстве обороны, и в МЧС. Интересно, за чей счет они будут получать новую квалификацию, чтобы сохранить возможность управлять тяжелой техникой? Ведь за получение водительского удостоверения надо заплатить госпошлину - 2000 рублей. Кстати, в случае провала на экзамене автошколы никого бесплатно переучивать не будут. Права, как все знают, выдаются за рубли. Так что же - опять выкладывать 20 - 40 тысяч (зависит от региона) своих кровных?

Даже автошколы, которые этому нововведению должны «хлопать в ладоши», приуныли. Ведь после принятия закона, чтобы отдельно подготовить водителей-любителей и профи, им придется получать новые лицензии. А также менять под усовершенствованные программы и материально-техническую базу, получать документы о ее соответствии в ГИБДД. В общем, пройти заново все, что с таким трудом преодолели совсем недавно.

И потом, как считают некоторые эксперты, можно прогнать человека через сто автошкол и экзаменов, но если его не контролировать, он будет все делать, как считает нужным. Требования к водителю-профессионалу может устанавливать автоколонна, таксопарк или другая фирма, где он работает. И еще можно ввести штраф для перевозчика за то, что его шофер не имеет квалификации профессионального водителя, –  отзывать лицензию, конфисковывать транспортное средство...

Против разделения водителей на любителей и профессионалов, как ни странно, выступили и представители ГИБДД. Ведь контроль за уровнем подготовки профессиональных водителей Минтранс предложил возложить на МВД. В ведомстве же считают, что у МВД и так «дел по горло», поэтому контроль лучше доверить другим организациям.

Пока законопроект находится на стадии рассмотрения. И, скорее всего, его еще подвергнут серьезным изменениям.

КСТАТИ

У нас вообще модно сначала высказывать идею, потом «с пеной у рта» доказывать необходимость ее воплощения, добиться, чтобы она стала законом, а потом как-то незаметно от нее отказаться.

Например, пару лет назад водителей обязали наклеивать на машины знак «шипованная резина» - иначе штраф. Как следствие, эти «липучки» тут же исчезли из магазинов, взлетели в цене, и некоторые компании сделали на этом неплохие деньги. Да и не только компании. Скольким водителям пришлось заплатить штрафы за отсутствие наклейки, увы, никто не считал.

А теперь Министерство внутренних дел выступило с инициативой прекратить использовать этот знак «шипы». Ибо он неактуальный и неинформативный. И вообще чья-то глупость. Хорошо бы узнать - чья.

Материал был опубликован в газете под №  103 (6212) от 13.06.2018  под заголовком  «Разбегайся, «у»  на  трассе!» .

  • Ирина Ерофеева
  •  
    По теме
    Похитил из банка больше, чем на миллиард. Драгоценности – почти миллион долларов, сотни тысяч евро  выносил в спортивных сумках у всех на глазах.
    В мэрии опровергли слухи о дефиците продуктов в магазинах Белгорода - Spbdnevnik.ru Среди населения пытаются создать панику Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник» Информация о дефиците продуктов в продовольственных магазинах Белгорода не соответствует действительности, заявили в городской администрации.
    Spbdnevnik.ru