Активисты заставят власть отвечать на электронные письма

        Участники движения "Красивый Петербург" и юристы из "Команды 29" хотят через суд обязать чиновников рассматривать электронные письма. Основанием для иска стал отказ комитетов Смольного и районных администраций реагировать на жалобы, поступающие по электронной почте – чиновники требуют, чтобы граждане обращались только через интернет-приемную или портал "Наш Петербург". Судебное решение в будущем процессе важно не только для "Красивого Петербурга", но и для других общественных движений, причем не только в Северной столице. Через сайт " Красивого Петербурга " и мобильное приложение "Красивый мир" еще недавно буквально в несколько кликов можно было направить жалобу о нарушениях в благоустройстве, уличном и дворовом хозяйстве – программа автоматически формировала обращение и отправляла электронным письмом в администрацию района или в профильные комитеты Смольного. Теперь в районах и комитетах в ответ на е-мэйлы приходит отказ в рассмотрении и рекомендация направить запрос через "Электронную приемную" или смольнинский портал "Наш Петербург". При этом, как отмечают активисты "Красивого Петербурга", при отправке сообщения через приемную "Наш Петербург" пользователей предупреждают о том, что жалоба не рассматривается в рамках федерального закона о порядке рассмотрения обращений граждан (59-ФЗ). Послания в "Электронную приемную" имеют официальный статус, но проблема в том, что отправитель не получает регистрационного номера обращения. – Письмо отправляется в "черный ящик": если его не рассмотрят и не отреагируют на него, никаких санкций к чиновникам применяться не будет, поскольку доказать, что обращение было отправлено, просто невозможно, – объяснил координатор "Красивого Петербурга" Роман Шайхайдаров. Стремление органов власти отгородиться от взаимодействия с обществом Шайхайдаров объясняет тем, что чиновники предпочитают не решать проблемы, а не замечать их. – Неделю назад я посетил отчет главы Приморского района. В документ включают такой параметр, как работа с обращениями граждан. В отчете говорилось, что количество обращений в 2016 году сократилось на 15-17% в сравнении с предыдущим годом. Чиновники не упоминают, что объем обращений сократился потому, что их просто перестали принимать, – рассказал Шайхандаров. – Сокращение приема жалоб, в их понимании, говорит о том, что власть работает более эффективно, а если сообщений о проблемах нет, значит, нет и проблем. Шайхайдаров 20 февраля обратился в суд с иском против администрации Невского района, где власти одними из первых отказались принимать обращения по электронной почте. Однако проблема существует практически по всему городу. – Кроме Невского, отказываются принимать обращения Приморский, Центральный, Выборгский, Калининский и другие районы, не принимает электронных писем и комитет по благоустройству. Отказывают те районы, по которым было больше всего жалоб – в основном они касались благоустройства, озеленения, незаконной торговли и нелегальных свалок, – рассказал координатор "Красивого Петербурга" Красимир Врански. – За время работы нашего сайта и мобильного приложения было успешно решено более 30 тысяч проблем. Это говорит о том, что такой вид связи между гражданами и властью работал. По словам Врански, движение "Красивый Петербург" сможет продолжать свою деятельность и без электронных обращений. – Часто для решения проблемы мы обращаемся к СМИ, выходим на уличные акции. Если чиновники хотят, чтобы общественность обращалась к ним публично, а не напрямую, значит, будем обращаться публично, – заключил Врански. С отказом рассматривать жалобы, приходящие по электронной почте, столкнулись и псковские общественники. Региональные власти оставили псковичам единственный канал связи – интернет-приемную официального портала государственных органов. Любые другие электронные обращения местные власти не принимают. Как отмечает активист движения " Красивый Псков " Владимир Жилинский, даже на сайте главы региона turchak.ru пользователей предупреждают, что жалобы через этот сервис не являются обращениями и не рассматриваются в соответствии с 59-м ФЗ. А на официальном портале право модерации обращений остается за администрацией области, то есть, по сути, гражданский контроль за соблюдением ФЗ невозможен. Жилищная инспекция и жилищный комитет Петербурга также отказываются принимать обращения через электронную почту, рассказал руководитель проекта " РосЖКХ " Федор Горожанко. – Такие сайты – "Красивый Петербург", "РосЖКХ" и другие общественные проекты – основаны на праве человека обращаться в госорганы, а теперь власти, вместо того чтобы наладить обработку обращений, создают дополнительные сложности, – говорит Горожанко. Кроме того, представители "РосЖКХ" теперь не могут направить жалобы на управляющие компании. В своих отписках чиновники из разных регионов (в том числе Петербурга и Москвы) ссылаются на новые поправки в закон "О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля", которые требуют некую "обязательную авторизацию заявителя в системе идентификации и аутентификации". В администрации Невского района, которой вскоре предстоит выступать ответчиком по иску "Красивого Петербурга", и в комитете по благоустройству не смогли предоставить оперативный комментарий. В жилищном комитете Петербурга подтвердили, что теперь принимают жалобы только через "Электронную приемную", и заверили, что все входящие сообщения регистрируются, а ответы на них готовятся в установленный законом срок – в течение месяца. – Мы считаем, что отказ от рассмотрения обращений, поступивших по электронной почте, не соответствует положениям закона, потому что закон не устанавливает требования к электронным обращениям, и гражданин может отправлять запрос любым удобным ему способом. Более того, есть норма закона об информационном запросе, и там напрямую говорится, что информационный запрос может быть направлен по электронной почте. На практике появилось ограничение, которое не предусмотрено законом. Оно исключает возможность использовать такие удобные сервисы, как "Красивый Петербург", которые ориентированы на то, чтобы сделать удобнее общение граждан с органами власти, – считает юрист "Команды 29" Дарья Сухих. Она рассказала, что пока правозащитники подали один иск, но не исключают возможности подачи новых исков, если суд встанет на их сторону. – Все зависит о того, захотят ли органы власти изменить добровольно свою политику в части работы с обращениями. Так как иск подан в адрес администрации Невского района, суд может обязать к чему-то только эту администрацию. Но мы надеемся, что другие органы власти скорректируют свою практику без судебного вмешательства в их работу, – добавила Сухих. Серафима Курдюбова


Оригинал новости

 
По теме
Главный врач больницы Святого Великомученика Георгия подвел итоги работы стационара в 2023 году - Городская больница Святого Великомученика Георгия По словам Валерия Викторовича, количество пролеченных больных в стационаре за прошлый год, по сравнению с 2022 годом, выросло на 20%.
Городская больница Святого Великомученика Георгия
В Петербурге прошел VII Всероссийский конкурс ораторского искусства имени А. Ф. Кони | ФОТО предоставлено организаторами - С.-Петербургские ведомости Речи Анатолия Кони, Романа Руденко, Федора Плевако, Леонида Ячелина, других выдающихся российских юристов и государственных деятелей звучали 21 марта 2024 года в тронном зале исторического здания Главного управления Миню
С.-Петербургские ведомости