Масштабная выставка Петрова-Водкина открылась в Русском музее

Масштабная выставка Петрова-Водкина открылась в Русском музее | Фото: Екатерина Волгарева
Фото: Екатерина Волгарева
Фото: Екатерина Волгарева
Фото: Екатерина Волгарева
Фото: Екатерина Волгарева
Фото: spbvedomosti.ru

Фото: Екатерина Волгарева

В корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась выставка «Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения». На экспозиции представлены порядка 250-ти самых разных работ гениального художника.

Такой масштабной выставки Петрова-Водкина современная Россия еще не видела. Картины, графические произведения, иллюстрации, этюды, театральные декорации и расписная тарелка - единственный в своем роде пример декоративно-прикладного творчества художника - в Русском музее выставили работы, собранные по всей России.

На выставку впервые привезли произведения Петрова-Водкина из Третьяковской галереи,  Саратовского художественного музея им. А. Н. Радищева, Художественного музея г. Хвалынска, Петербургского театрального музея, Музея театрального искусства им. А. А. Бахрушина в Москве, Государственнного Эрмитажа, региональных художественных музеев и частных коллекций Петербурга и Москвы. 


В последний раз выставка Петрова-Водкина устраивалась в Русском музее в 1966 году. При этом, именно здесь собран самый полный архив его творений: в музее хранятся 70 живописных произведений и более 700 графических рисунков художника, значительную часть которых также можно увидеть на экспозиции. 

Гости выставки смогут осмыслить весь нелегкий, разный, неровный творческий путь гения. Представлены его ранние студенческие работы и последние картины, которые Петров-Водкин писал, будучи уже очень больным человеком, страдая от прогрессирующего туберкулеза. Некоторые его полотна наполнены любовью, например, портреты его маленькой дочери Леночки, другие - черные, полные разочарования постреволюционные произведения.

 

Отдельное место уделено его религиозным исканиям, отраженным в живописи. В советское время картины с изображением библейских сцен, конечно, не выставлялись. А позже о них не вспоминали, ассоциирую художника скорее с авангардистским революционным «Купанием красного коня» (кстати, эту картину тоже доставили в Петербург из Третьяковской галереи).


Разнообразие подходов, используемых художником, раскрывает его вечный поиск и движение. На выставке гости увидят реалистичные натюрморты и пейзажи, портреты Пушкина и Ахматовой, выполненные в неповторимой манере, и поздние авангардные искания. Разные его работы с трудом связываются между собой стилистически, но если присмотреться к каждой картине, неповторимый символизм и пластичность образов, свойственные кисти художника, становятся очевидными.

Искусствовед и ведущий научный сотрудник Русского музея Ольга Николаевна Мусакова, под началом которой и собиралась выставка, рассказала о художнике:

«По направлениям художника делить трудно. Петров-Водкин говорил, что не пластические приемы диктуют форму, а замысел, идеи и чувства, которые переполняют. Он ведь художник думающий, самосозерцающий. Поэтому говорить о чистоте стилевых признаков, я думаю, вряд ли возможно. Каждая картина — это целый мир».

Ольга Николаевна добавила, что о Петрове-Водкине есть некие представления, штампы, как о Малевиче с его «Черным квадратом» или Пикассо, но это не является истинным лицом художника. Самые узнаваемые картины любого гения - только этапы, к которым художник шел, а после - продолжил поиски новых смыслов и форм. 

«Петров-Водкин говорил, что художник — это не художник, если он не меняется в течение жизни. Если он не развивается и не ищет новые пути», - рассказывает Ольга Мусакова.

Именно развитие, постоянная смена формы поражает в картинах Петрова-Водкина. Помимо очевидного художественного дара, он обладал удивительным стремлением к новому. Согласитесь, мало кто знает, что Кузьма Петров-Водкин оставил не только выдающееся художественное наследие. Также он был прекрасным литератором. На его счету драматические пьесы, повести, рассказы, стихи и многое другое. И одна из ключевых целей масштабной выставки - познакомить людей с многогранной личностью Кузьмы Петрова-Водкина, чего удалось добиться Русскому музею.

  • Екатерина Волгарева
  • Ещё новости о событии:

    «Это великий художник сложнейшего времени в истории политической России, в истории русской культуры, русского искусства, испытавший огромное количество влияний, как было в это сложное время, но не потерявший своего лица»,
    16:47 25.05.2018 СПбУТУиЭ - Санкт-Петербург
    Масштабная выставка Петрова-Водкина открылась в Русском музее | Фото: Екатерина Волгарева - Санкт-Петербургские ведомости
    Фото: Екатерина Волгарева В корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась выставка «Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.
    18:11 24.05.2018 Санкт-Петербургские ведомости - Санкт-Петербург
     
    По теме
    В Северной столице представят новые работы художника. Лео Райдерс – известный бельгийский художник, чья деятельность направлена на создание самых ироничных и причудливых образов.
    19 мая Русский музей и «Человек МИРА (Лаборатория Народной Культуры)» провели уже ставшую традиционной художественную акцию «Лавка Мира», приуроченную в этом году к 120-летию со дня открытия Русского музея.
    В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
    Администрация г. Санкт-Петербурга
    Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
    Культура Петербурга