В центре открылась выставка «Классический балет есть замок красоты…»

В центре открылась выставка «Классический балет есть замок красоты…»
В центре открылась выставка «Классический балет есть замок красоты…»
В центре открылась выставка «Классический балет есть замок красоты…»
В центре открылась выставка «Классический балет есть замок красоты…»
В центре открылась выставка «Классический балет есть замок красоты…»
В центре открылась выставка «Классический балет есть замок красоты…»
В центре открылась выставка «Классический балет есть замок красоты…»
В центре открылась выставка «Классический балет есть замок красоты…»
В центре открылась выставка «Классический балет есть замок красоты…»
В центре открылась выставка «Классический балет есть замок красоты…»
Фото: gov.spb.ru

1 марта в Центральном государственном архиве литературы и искусства открылась камерная выставка «Классический балет есть замок красоты…», посвященная 140-летию премьеры балета «Лебединое озеро». Взору посетителей представили уникальные документы, раритетные афиши, фотографии постановок разных лет и даже элементы костюмов.

Куратор выставки Наталья Деменкова провела краткий экскурс в историю легендарного балета, напомнив, что в основе сюжета лежит немецкая легенда о превращении прекрасной девушки Одетты в лебедя. У балета непростая судьба. Премьера первой постановки состоялась 15 января 1895 года в Мариинском театре, ее авторами стали Мариус Питепа и Лев Иванов. Она имела оглушительный успех и стала настоящим шедевром мирового балетного искусства.

«Лебединое озеро» в социальном ключе переосмыслила замечательная артистка, педагог и балетмейстер Агриппина Ваганова. В стремлении сделать танец более осмысленным и придать сюжету больший драматизм, она пошла на риск. В ее интерпретации Зигфрид выступает мечтателем, соблазненным Одиллией, Одетту убивает охотник, а принц, будучи не в силах перенести утрату, совершает самоубийство. Но неординарная, сильно отличающаяся от классического либретто постановка, действие которой перенесено в 30-е годы, не стала популярной ни среди зрителей, ни среди критиков.

Настоящим возвращением в сказку стала постановка Федора Лопухова 1945 года, однако образцовым считается балет, который поставил Константин Сергеев – лучший Зигфрид всех времен. Премьера постановки состоялась 8 марта 1950 года. Примечательно, что именно в ней впервые была введена партия шута, которая стала спектакля. Через 8 лет Федор Лопухов решил воссоздать классическую постановку Питепа-Иванова на сцене Малого театра оперы и балеты, но от этой идеи ему пришлось отказаться, так как многие элементы оказались безвозвратно утрачены.

Следующая веха в истории «Лебединого озера» – это его экранизация. На студии «Ленфильм» сохранился альбом кинопроб, из которого можно, например, узнать, что на роль матери Зигфрида претендовала Татьяна Пилецкая. Это сейчас она известная актриса, народная артистка РФ, а в 1968 году девушка, мечтавшая стать танцовщицей, только начинала свою карьеру. Альбом кинопроб является одним из самых интересных экспонатов выставки. Не менее занимательны эскиз декораций театрального художника Татьяны Бруни 1943 года, протокол совещания с дирекцией Ленинградского академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова, в котором записаны замечания к постановке «Лебединого озера», пуанты и балетные пачки исполнительниц партии Одиллия-Одетта.

Среди гостей торжественного открытия выставки оказался Аркадий Иваненко, артист Мариинского театра. Аркадий Николаевич поделился воспоминаниями о том, как у Константина Сергеева проходил пробы на партию Ротбарта, как внес в свою роль новые штрихи, движения и эмоции, как на гастролях их тепло принимали во всех странах мира.

Камерная выставка ждет петербуржцев и гостей города по адресу: Шпалерная ул., д. 34, лит. В. Вход свободный.

 
По теме
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга