Василий Шорохов: архитектор, который признавался в любви к жене рельефами в парадных

Балкон держат атланты Фото: Александр ГЛУЗ
О Василии Шорохове жители города на Неве знают крайне мало. А зря Фото: Александр ГЛУЗ
Основной декоративный элемент в этом здании находится под угрозой утраты Фото: Александр ГЛУЗ
Участок номер 5 по Большой Зелениной когда-то числился под номером 7 Фото: Александр ГЛУЗ
Этот дом (справа) - вершина творчества зодчего Фото: Александр ГЛУЗ
Вот тот самый библейский сюжет. ФОТО: предоставлено Ф. Грибковым
У домов Шорохова неповторимый облик
Фото: www.spb.kp.ru
Кариатиды и горгоны, львы и гладиаторы - в творчестве зодчего есть и черты классики, и нотки Ренессанса Максим СЮ kpspb

Как утверждают эксперты, о технике Василии Сергеевиче Шорохове жители города на Неве знают крайне мало. Однако зря, потому что это очень интересный и самобытный зодчий. Разобраться в нюансах его творчества «Комсомолке» традиционно помог специалист в области модерна и создатель популярных авторских архитектурных экскурсий по Северной столице Федор Грибков.

СЫГРАЛ СВАДЬБУ С ДВОЮРОДНОЙ СЕСТРОЙ

- Информации об этом зодчем действительно мало, но одна из задач краеведения - это как раз сбор данных по крупицам. Зачастую благодаря совсем незначительным фактам из биографии архитектора мы можем объяснить те или иные особенности его творчества, - отмечает наш собеседник. - Вот так и в случае с Шороховым. Василий Сергеевич родился в 1870 году в Солигаличском уезде Костромской губернии. В документах указан как солигаличский мещанин. Прибыл в Петербург в конце XIX века для поступления в школу техников и в итоге получил звание техника городской управы. Это означало, что профессиональным академическим архитектором он никогда не станет...

Но не беда: облик города начала ХХ века в основном определили те самые техники, которые нередко строили гораздо больше профессиональных зодчих.

Приехав в Петербург, Шорохов быстро нашел родственников: дядю Михаила Летина, который проживал в скромном доме на Лиговке с двумя дочерьми, Марией и Сирой, и сыном Тарасом.

- Между Василием и Марией Летиной завязался роман, и вскоре молодые люди поженились. Двоюродный брат и двоюродная сестра! - обращает внимание Федор Грибков. - Вскоре после этого отец семейства поручил Василию Сергеевичу перестройку семейного гнезда на Лиговской улице. Шорохов надстраивал и перестраивал существующее здание, а несколько позже начался строительный бум на Петербургской (Петроградской) стороне. В нем Василий Сергеевич принял непосредственное участие, застроив новый район в том числе и собственными доходными домами.

Федор отметил, что он не случайно начал обзор с таких удивительных биографических фактов Василия Шорохова. Исследования показали, что момент встречи с Марией будет запечатлен автором сразу в двух адресах на Петроградской стороне, в интерьерах парадных лестниц...

Балкон держат атлантыФото: Александр ГЛУЗ

ИАКОВ И РАХИЛЬ

Здание по адресу: Рыбацкая улица, 3, - это собственный доходный дом Василия Сергеевича Шорохова и Марии Михайловны Летиной, построенный на месте существующего в 1913-1914 годах.

- Фасад дома выполнен с элементами стиля барокко. Лицевая сторона фактурна и необычна. Впечатление о доме задается удачной имитацией песчаника, - говорит Грибков. - Объемы эркеров напоминают нам елизаветинское барокко, к которому нередко обращаются авторы начала ХХ века. По словам историка Александра Чепеля, «поверхность фасада оживлена многочисленными выступами, гуртами, поясами и изящными очертаниями наличников». Дополняют барочный арсенал портал с колоннами и мощные фигуры атлантов.

Внутри все тоже очень любопытно.

- Наиболее интересная деталь располагается непосредственно в парадном вестибюле. Вот именно здесь мы и видим авторские сюжеты, связанные с жизнью Василия Шорохова. Это два рельефа с изображением «Иаков и Рахиль у колодца», - рассказывает эксперт. - Сюжет библейский, изображающий встречу двоюродного брата и двоюродной сестры. Для понимания лучше всего процитировать Анну Ахматову: «И встретил Иаков в долине Рахиль, / Он ей поклонился, как странник бездомный. / Стада подымали горячую пыль, / Источник был камнем завален огромным. / Он камень своею рукой отвалил / И чистой водою овец напоил».

О Василии Шорохове жители города на Неве знают крайне мало. А зряФото: Александр ГЛУЗ

ОТ ГЛАДИАТОРОВ ДО ГОРГОНЫ

Следующий пункт - дом 6 по Большой Монетной улице.

- И это вновь собственный дом Василия Сергеевича, возведенный на пару лет раньше - в 1911 году, - отмечает специалист. - Фасад доходного дома оживлен большим количеством декора. Центр насыщен ярким классическим убранством - женские маскароны, гладиаторы, горгона Медуза и даже воинские доспехи. В стилистике можно заметить черты архитектуры Ренессанса, и аркада с колоннами - лучшее тому подтверждение.

Но... не все так идеально.

- Недостатки работы, к сожалению, тоже просматриваются: все же техник, а не профессиональный архитектор. Дом, казалось бы, чересчур однотонный. Не хватает гранита, глазури, рустовки, - отмечает Федор Грибков.

Что характерно: в этих интерьерах Василий Шорохов вновь использует сюжет «Иаков и Рахиль». Этот рельеф, кстати, сохранился лучше, чем в доме на Рыбацкой.

Основной декоративный элемент в этом здании находится под угрозой утратыФото: Александр ГЛУЗ

УЛЕТАЮЩИЕ КАРИАТИДЫ

Первый собственный доходный дом Шорохова, построенный еще в 1908-1909 годах, находится на Гатчинской улице, 6.

- Автор тяготеет к направлению северного модерна, - подчеркивает наш собеседник. - Несмотря на то что северный модерн по своей идеологии отказывается от канонов симметрии, Шорохов ее никогда не нарушает: здание совершенно симметрично. А вот арсенал декора подчеркнуто скандинавский. Об этом в первую очередь свидетельствует использование темной штукатурки на протяжении всего пространства фасада.

Увы, но основной декоративный элемент в этом здании находится под угрозой утраты.

- Это фигуры рельефных поясных кариатид с крыльями на уровне последнего этажа (кариатида - статуя одетой женщины. - Прим. ред.). Как шутят на архитектурных форумах, «одна кариатида улетела...», - сетует Федор.

Участок номер 5 по Большой Зелениной когда-то числился под номером 7Фото: Александр ГЛУЗ

КТО ВЛАДЕЛЕЦ?

А вот здание на Большой Зелениной улице, 5, самому Шорохову не принадлежало, хотя он и построил его. Кто владел им, установить достаточно сложно.

- В связи с изменением нумерации сложно определить владельца здания, - отмечает Грибков. - Дело в том, что участок номер 5 по Большой Зелениной до революции числился под номером 7. Эти изменения вызвали некоторую путаницу даже в серьезных краеведческих источниках! Но, вероятно, доходный дом до революции принадлежал доктору медицины Я. Б. Гейману, который приобрел его в 1912 году.

Любопытно, что дом никогда не имел входа с улицы. Два парадных подъезда раскрыты в дворовом корпусе, а на фасад выходят лишь двери торговых помещений.

Этот дом (справа) - вершина творчества зодчегоФото: Александр ГЛУЗ

БЕЗ АВТОРСКИХ СЮЖЕТОВ

Дом 4 по Большой Посадской улице Федор Грибков называет центральной работой в творчестве Василия Шорохова. Здание построили в 1911 году.

- Интересен арсенал декора, который местами идентичен украшательствам на Большой Монетной. Скульптор В. А. Никитин создал на этом фасаде маленьких атлантов, львиные маски, барельефы по фризу, - рассказывает специалист.

По его словам, дом «поражает своей представительностью».

- Центральная часть фасада выделена портиком из четырех колонн и двух пилястр. Композиция завершается помпезным треугольным фронтоном, - отмечает Федор. - Сторожевые львы на фасаде, как и на Большой Монетной, изображены на фоне воинских доспехов. В интерьерах единственного парадного декор подчеркнуто античный. Здесь никаких авторских сюжетов не усматривается.

Вот тот самый библейский сюжет. ФОТО: предоставлено Ф. Грибковым

ИТОГИ

В заключение Федор Грибков добавил, что Василий Шорохов - архитектор прежде всего неоклассического направления. Его работы почти целиком сосредоточены на Петроградской стороне. Все они возведены на самом закате дореволюционной архитектуры и большинство зданий построено как собственные дома техника.

- Дома Шорохова крайне выразительны. Они направлены на то, чтобы выбиваться из окружающей среды, и рассчитаны на запоминание с первого взгляда, - добавляет наш эксперт. - Интересный факт: петербургский неоклассицизм со всей его классической составляющей вполне допускает декоративные элементы, связанные не с классическим прошлым, а с личным опытом архитектора. Даже если они подают нам не напрямую, а через библейские сюжеты.

Еще больше материалов по теме: «Архитекторы Петербурга»

 
По теме
Алексей Ковалев обратился одновременно в Жилищный комитет и администрацию Центрального района с жалобой на состояние фасада объекта культурного наследия федерального значения "Дом Безобразовых Доходный дом Н. И.
Петербургская полиция задержала двух наркосбытчиц. Пресс-служба ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти сообщила, что в ходе реализации оперативных материалов задержаны две жительницы Невского района, 29 и 35 лет.
Бывший аспирант механико-математического факультета МГУ Азат Мифтахов получил четыре года лишения свободы по уголовному делу о публичных призывах к террористической деятельности (ч.
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга