Как утверждают эксперты, о технике Василии Сергеевиче Шорохове жители города на Неве знают крайне мало. Однако зря, потому что это очень интересный и самобытный зодчий. Разобраться в нюансах его творчества «Комсомолке» традиционно помог специалист в области модерна и создатель популярных авторских архитектурных экскурсий по Северной столице Федор Грибков.
СЫГРАЛ СВАДЬБУ С ДВОЮРОДНОЙ СЕСТРОЙ
- Информации об этом зодчем действительно мало, но одна из задач краеведения - это как раз сбор данных по крупицам. Зачастую благодаря совсем незначительным фактам из биографии архитектора мы можем объяснить те или иные особенности его творчества, - отмечает наш собеседник. - Вот так и в случае с Шороховым. Василий Сергеевич родился в 1870 году в Солигаличском уезде Костромской губернии. В документах указан как солигаличский мещанин. Прибыл в Петербург в конце XIX века для поступления в школу техников и в итоге получил звание техника городской управы. Это означало, что профессиональным академическим архитектором он никогда не станет...
Но не беда: облик города начала ХХ века в основном определили те самые техники, которые нередко строили гораздо больше профессиональных зодчих.
Приехав в Петербург, Шорохов быстро нашел родственников: дядю Михаила Летина, который проживал в скромном доме на Лиговке с двумя дочерьми, Марией и Сирой, и сыном Тарасом.
- Между Василием и Марией Летиной завязался роман, и вскоре молодые люди поженились. Двоюродный брат и двоюродная сестра! - обращает внимание Федор Грибков. - Вскоре после этого отец семейства поручил Василию Сергеевичу перестройку семейного гнезда на Лиговской улице. Шорохов надстраивал и перестраивал существующее здание, а несколько позже начался строительный бум на Петербургской (Петроградской) стороне. В нем Василий Сергеевич принял непосредственное участие, застроив новый район в том числе и собственными доходными домами.
Федор отметил, что он не случайно начал обзор с таких удивительных биографических фактов Василия Шорохова. Исследования показали, что момент встречи с Марией будет запечатлен автором сразу в двух адресах на Петроградской стороне, в интерьерах парадных лестниц...
Балкон держат атлантыФото: Александр ГЛУЗ
ИАКОВ И РАХИЛЬ
Здание по адресу: Рыбацкая улица, 3, - это собственный доходный дом Василия Сергеевича Шорохова и Марии Михайловны Летиной, построенный на месте существующего в 1913-1914 годах.
- Фасад дома выполнен с элементами стиля барокко. Лицевая сторона фактурна и необычна. Впечатление о доме задается удачной имитацией песчаника, - говорит Грибков. - Объемы эркеров напоминают нам елизаветинское барокко, к которому нередко обращаются авторы начала ХХ века. По словам историка Александра Чепеля, «поверхность фасада оживлена многочисленными выступами, гуртами, поясами и изящными очертаниями наличников». Дополняют барочный арсенал портал с колоннами и мощные фигуры атлантов.
Внутри все тоже очень любопытно.
- Наиболее интересная деталь располагается непосредственно в парадном вестибюле. Вот именно здесь мы и видим авторские сюжеты, связанные с жизнью Василия Шорохова. Это два рельефа с изображением «Иаков и Рахиль у колодца», - рассказывает эксперт. - Сюжет библейский, изображающий встречу двоюродного брата и двоюродной сестры. Для понимания лучше всего процитировать Анну Ахматову: «И встретил Иаков в долине Рахиль, / Он ей поклонился, как странник бездомный. / Стада подымали горячую пыль, / Источник был камнем завален огромным. / Он камень своею рукой отвалил / И чистой водою овец напоил».
О Василии Шорохове жители города на Неве знают крайне мало. А зряФото: Александр ГЛУЗ
ОТ ГЛАДИАТОРОВ ДО ГОРГОНЫ
Следующий пункт - дом 6 по Большой Монетной улице.
- И это вновь собственный дом Василия Сергеевича, возведенный на пару лет раньше - в 1911 году, - отмечает специалист. - Фасад доходного дома оживлен большим количеством декора. Центр насыщен ярким классическим убранством - женские маскароны, гладиаторы, горгона Медуза и даже воинские доспехи. В стилистике можно заметить черты архитектуры Ренессанса, и аркада с колоннами - лучшее тому подтверждение.
Но... не все так идеально.
- Недостатки работы, к сожалению, тоже просматриваются: все же техник, а не профессиональный архитектор. Дом, казалось бы, чересчур однотонный. Не хватает гранита, глазури, рустовки, - отмечает Федор Грибков.
Что характерно: в этих интерьерах Василий Шорохов вновь использует сюжет «Иаков и Рахиль». Этот рельеф, кстати, сохранился лучше, чем в доме на Рыбацкой.
Основной декоративный элемент в этом здании находится под угрозой утратыФото: Александр ГЛУЗ
УЛЕТАЮЩИЕ КАРИАТИДЫ
Первый собственный доходный дом Шорохова, построенный еще в 1908-1909 годах, находится на Гатчинской улице, 6.
- Автор тяготеет к направлению северного модерна, - подчеркивает наш собеседник. - Несмотря на то что северный модерн по своей идеологии отказывается от канонов симметрии, Шорохов ее никогда не нарушает: здание совершенно симметрично. А вот арсенал декора подчеркнуто скандинавский. Об этом в первую очередь свидетельствует использование темной штукатурки на протяжении всего пространства фасада.
Увы, но основной декоративный элемент в этом здании находится под угрозой утраты.
- Это фигуры рельефных поясных кариатид с крыльями на уровне последнего этажа (кариатида - статуя одетой женщины. - Прим. ред.). Как шутят на архитектурных форумах, «одна кариатида улетела...», - сетует Федор.
Участок номер 5 по Большой Зелениной когда-то числился под номером 7Фото: Александр ГЛУЗ
КТО ВЛАДЕЛЕЦ?
А вот здание на Большой Зелениной улице, 5, самому Шорохову не принадлежало, хотя он и построил его. Кто владел им, установить достаточно сложно.
- В связи с изменением нумерации сложно определить владельца здания, - отмечает Грибков. - Дело в том, что участок номер 5 по Большой Зелениной до революции числился под номером 7. Эти изменения вызвали некоторую путаницу даже в серьезных краеведческих источниках! Но, вероятно, доходный дом до революции принадлежал доктору медицины Я. Б. Гейману, который приобрел его в 1912 году.
Любопытно, что дом никогда не имел входа с улицы. Два парадных подъезда раскрыты в дворовом корпусе, а на фасад выходят лишь двери торговых помещений.
Этот дом (справа) - вершина творчества зодчегоФото: Александр ГЛУЗ
БЕЗ АВТОРСКИХ СЮЖЕТОВ
Дом 4 по Большой Посадской улице Федор Грибков называет центральной работой в творчестве Василия Шорохова. Здание построили в 1911 году.
- Интересен арсенал декора, который местами идентичен украшательствам на Большой Монетной. Скульптор В. А. Никитин создал на этом фасаде маленьких атлантов, львиные маски, барельефы по фризу, - рассказывает специалист.
По его словам, дом «поражает своей представительностью».
- Центральная часть фасада выделена портиком из четырех колонн и двух пилястр. Композиция завершается помпезным треугольным фронтоном, - отмечает Федор. - Сторожевые львы на фасаде, как и на Большой Монетной, изображены на фоне воинских доспехов. В интерьерах единственного парадного декор подчеркнуто античный. Здесь никаких авторских сюжетов не усматривается.
Вот тот самый библейский сюжет. ФОТО: предоставлено Ф. Грибковым
ИТОГИ
В заключение Федор Грибков добавил, что Василий Шорохов - архитектор прежде всего неоклассического направления. Его работы почти целиком сосредоточены на Петроградской стороне. Все они возведены на самом закате дореволюционной архитектуры и большинство зданий построено как собственные дома техника.
- Дома Шорохова крайне выразительны. Они направлены на то, чтобы выбиваться из окружающей среды, и рассчитаны на запоминание с первого взгляда, - добавляет наш эксперт. - Интересный факт: петербургский неоклассицизм со всей его классической составляющей вполне допускает декоративные элементы, связанные не с классическим прошлым, а с личным опытом архитектора. Даже если они подают нам не напрямую, а через библейские сюжеты.
Еще больше материалов по теме: «Архитекторы Петербурга»