В СПбПУ обсудили работу федеральных учебно-методических объединений в области политехнического образования

Эксперты обсудили вопросы государственной политики в сфере высшего образования и задачи федеральных УМО
А.И. Боровков рассказал о Стратегии развития инженерного образования на период до 2020 года
Роль федеральных УМО в развитии инженерного образования многократно возрастает
Для гармонизации отношений сферы образования и сферы труда ведется совместная работа ряда объединений по разработке ФГОС и ПООП
Слева направо: Д.И. Кузнецов, А.А. Жидков, П.И. Романов
Мероприятия в рамках Пленума Совета федеральных учебно-методических объединений по университетскому политехническому образованию продлятся до конца декабря
Фото: www.spbstu.ru

В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялось открытие Пленума Совета федеральных учебно-методических объединений (ФУМО) по университетскому политехническому образованию. В ходе деловых мероприятий эксперты обсудили вопросы государственной политики в сфере высшего образования и задачи федеральных УМО, направленные на решение стратегических целей развития инженерного образования в России, в том числе, актуализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в соответствии с требованиями профессиональных стандартов для гармонизации отношений сферы образования и сферы труда.

«Сегодня Координационный совет по области образования “Инженерное дело, технологии и технические науки” разрабатывает проект Стратегии развития инженерного образования на период до 2020 года, – рассказал в приветственном слове заместитель председателя Совета федеральных УМО по политехническому образованию, проректор по перспективным проектам СПбПУ А.И. БОРОВКОВ. – В проекте Стратегии определяются существующие проблемы инженерного образования и проводится анализ документов стратегического планирования федерального уровня с целью определения задач развития образования в сфере инженерного дела. В связи с тем, что сегодня перед Россией стоит задача по построению экономики нового технологического уклада – цифровой экономики, Координационный совет должен организовать общественное обсуждение путей решения этой государственной задачи».

Существует объективный запрос на перемены в системе подготовки инженерных кадров. 50% от общего количества вузов – инженерные, 40,5% всех бюджетных мест предназначено для студентов технических специальностей. Можно сказать, что инженерное образование составляет основу системы высшего образования России. Об этом в своем докладе «Роль инженерного сообщества в модернизации отечественного образования» рассказал ученый секретарь рабочей группы Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» П.И. РОМАНОВ. Павел Иванович также озвучил основные задачи, которые стоят перед советом: «Работа нашего Координационного совета заключаются в определении стратегии развития образования в инженерной области и координация деятельности федеральных УМО» .

Для эффективной работы Координационного совета необходима развитая система федеральных учебно-методических объединений, которая позволяет аккумулировать интеллектуальный потенциал университетов России и эффективно его использовать. Благодаря совместной работе двадцати трех инженерных федеральных УМО, Координационного совета и Минобрнауки России был создан действенный инструмент развития инженерного образования и принята новая концепция нормативного методического обеспечения образовательных программ, в рамках которой меняется статус примерных основных образовательных программ (ПООП). И если ранее они имели только рекомендательный характер, то сегодня часть этого документа становится нормативной. В связи с этим, роль федеральных УМО в развитии инженерного образования многократно возрастает.

Для гармонизации отношений сферы образования и сферы труда ведется совместная работа ряда объединений по разработке ФГОС и ПООП. В частности, эта задача ложится на федеральные УМО, Советы по профессиональным квалификациям, Минобрнауки России, Координационные советы по областям образования и Национальный совет при Президенте России по профессиональным квалификациям. Об этом взаимодействии и создании примерных основных образовательных программ на основе профессиональных стандартов рассказал ответственный секретарь Рабочей группы Национального совета при Президенте России по профессиональным квалификациям А.А. ЖИДКОВ. Александр Александрович отметил сложности, которые возникают при создании стандартов, а также обозначил перспективные задачи для ФУМО. «Системной задачей является развитие сотрудничества советов по профессиональным квалификациям, федеральных учебно-методических объединений и среднего профессионального образования в части проектирования ФГОС, примерных программ, профстандартов», – уточнил А.А. ЖИДКОВ.

В части ФГОС, по мнению эксперта, необходима срочная доработка актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов, согласование проектов с советами по профессиональным квалификациям, а также поддержание актуального состояния ФГОС и подготовка изменений по мере выхода новых профстандартов. В части примерных основных образовательных программ необходимо их создание в соответствии с разработанными ФГОС, согласование их проектов, дополнение ПООП лучшими практиками и поддержание их содержательной актуализации по мере утверждения новых профессиональных стандартов.

В ходе пленума также прошли заседания федеральных УМО по направлениям «Физико-технические науки и технологии» и «Управление в технических системах». Помимо этого, эксперты обсудили разработку ФГОС 3++ и ПООП по направлениям подготовки и специальностям физико-технических наук и технологий, техносферной безопасности и природообустройства и управления в технических системах.

Мероприятия в рамках Пленума Совета федеральных учебно-методических объединений по университетскому политехническому образованию продлятся до конца декабря. 20-22 декабря в Политехническом университете состоятся три масштабных события: Всероссийская конференция «Перспективы развития инженерного образования», XVII конференция «Актуальные вопросы охраны труда: практика применения новых стандартов и правил. Техносферная безопасность как область инженерного образования» и тематическая экскурсия «Высшая школа техносферной безопасности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого – как пример комплексной подготовки бакалавров, магистров и аспирантов по направлению «Техносферная безопасность».

С материалами мероприятия и дополнительной информацией можно ознакомится на сайте Координационного совета по адресу: ksid.spbstu.ru

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Текст: Алёна КАНИНА

Версия для печати

Ещё новости о событии:

Эксперты обсудили вопросы государственной политики в сфере высшего образования и задачи федеральных УМО - СПб ГПУ
В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялось открытие Пленума Совета федеральных учебно-методических объединений (ФУМО) по университетскому политехническому образованию.
21:16 04.12.2017 СПб ГПУ - Санкт-Петербург
Представители российских вузов обсудили в ЛЭТИ вопросы перехода на ФГОС 3++ на ежегодном заседании ФУМО в системе высшего образования по УГСН 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи.
16:43 04.12.2017 СПбГЭТУ ЛЭТИ - Санкт-Петербург
 
По теме
ПМОФ-2024. Международный семинар по реализации направлений Профориентация, Творчество, Воспитание - Комитет по образованию СПб 27 марта 2024 года в рамках деловой программы XIV Петербургского международного образовательного форума на базе гимназии № 32 «Гимназия петербургской культуры» успешно прошел Международный научно-практический семинар «Профориентация.
Комитет по образованию СПб