В чем секрет «Триумфа»

В чем секрет «Триумфа» | ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС
Фото: spbvedomosti.ru

ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

Как уже знают наши читатели, на прошлой неделе в Москве и Петербурге состоялся международный фестиваль Игоря Бутмана «Триумф джаза». Самый известный джазмен в нашей стране вернется в Петербург уже 1 апреля: на сцене ДК «Выборгский» он исполнит премьеру иронической драмы «Онегин-блюз» по мотивам романа А. С. Пушкина. Впрочем, обсуждать это любопытное действо заранее Игорь БУТМАН отказался и поговорил с журналистом Полиной ВИНОГРАДОВОЙ про общие ценности и личные надежды.

- Сейчас существуют целые образовательные курсы, где учат, как создать успешный фестиваль и стать первоклассным менеджером. В чем секрет вашего успеха, ведь на концертах «Триумфа джаза» всегда аншлаг?

- Прежде всего в моем собственном желании научить людей чувствовать радость от соприкосновения с джазовой музыкой. Увлечь их тем, без чего я не представляю своей жизни. Важно, что со мной в команде работают настоящие профессионалы. Мы находим интересных музыкантов, представителей разных направлений джаза, которые только на нашем фестивале сошлись на одной сцене. Каждый год пытаемся показать новые необычные сочетания инструментов, голосов, мелодий. На концертах очень разная публика: кто-то любит мейнстрим, кто-то фьюжн, приходят даже рокеры, в последнее время все больше увлеченные джаз-роком. Сегодня в джазе можно все. К тому же я лично слежу за тем, чтобы на концертах фестиваля было все на высшем уровне: акустика, инструменты, атмосфера в зале и даже в фойе. Все имеет значение.

- Как вам удается собрать вместе таких звезд?

- Мы получаем много заявок со всего мира от желающих выступить на нашем фестивале. Так что есть из чего выбирать. Я внимательно слежу за всем, что происходит в джазовой музыке, нахожу способы связаться с легендами, своими кумирами или интересными новыми музыкантами. И договариваюсь с ними, пусть не на этот год, но на следующий - гастрольные графики у звезд расписаны на годы вперед. Для них выступление на фестивале это еще и заработок, поэтому мы предлагаем им хорошие условия, иногда торгуемся и спорим, но им нравится приезжать в Россию и выступать для самой лучшей публики в мире. Многие просто хотят посмотреть наши замечательные города - в этом году звездные гости выступили в Москве, Петербурге и Туле. У всех участников было желание приехать в Россию - никого не пришлось уговаривать. Все говорили, что у нас великолепная страна.

- Насколько важна национальная идентичность в джазе? Сейчас, например, активно обсуждают израильский джаз.

- Выделяют не сам джаз, а талантливых музыкантов, которые представляют ту или иную страну. И важна национальная идентичность самого композитора, который вплетает в свое творчество национальные мелодии и ритмы, культурное наследие своей страны, традиции, которые он впитал с молоком матери там, где он родился. Самые яркие и самобытные музыканты сумели соединить свои национальные традиции и общий для всех язык современной музыки.

Феномен израильского джаза возник, потому что там исполнение на высшем уровне. Но и у нас есть феномены - трубачи Валерий Пономарев и Александр Сипягин, аккордеонист Борис Карлов, кларнетист Николай Поляновский, пианисты Михаил Цыганов и Семен Набатов. Все они в свое время уехали в США и добились там успеха.

- Все-таки лучшие джазмены по-прежнему уезжают в Америку...

- Прежде всего чтобы набраться опыта. Туда со всей Европы лучшие джазмены уезжают. Яркий пример - британский гитарист-виртуоз Джон Маклафлин, один из самых влиятельных музыкантов в стиле джаз-фьюжн. В Америке такая большая концентрация джазовых музыкантов, что это дает не только опыт, но и энергию и вдохновение. Поэтому многие джазмены стараются там закрепиться. Имея репутацию музыканта из Нью-Йорка, легче получить работу в других странах и городах. Также многие музыканты из российских регионов пытаются пробиться в Москве и Петербурге.

- Вы создали еще и детский «Триумф джаза». В основе этой музыки свободная импровизация, что должно очень нравиться детям, как увлекательная игра без строгих правил.

- Дети - наше будущее, и мы ответственны за это будущее. Мы должны вдохновить юных артистов, найти таланты, потому что они будут определять нашу музыку и делать счастливой нашу старость. А для меня счастье в том, чтобы испытывать гордость за новое поколение. Мы сами должны что-то менять в стране в лучшую сторону. Привить детям любовь к искусству и сделать так, чтобы примером для себя они выбирали музыкантов, более интересных, чем та эстрада, на которую мы жалуемся. Не надо жаловаться, надо детей учить другому, чтобы они с ранних лет интересовались музыкой более серьезной, более продвинутой. Тогда дети будут по-другому настроены и будут строить новую жизнь.

В этом году мы получили двести заявок от юных музыкантов со всей России. На одной сцене играли пять детских оркестров. Новому поколению нравится непредсказуемость, раскованность, которая есть в джазовой музыке. Для них джаз - это новый рок-н-ролл.

  •  
    По теме
    24 марта в 16.00 в клубе «Гештальт» (Конюшенная пл., 2) состоится открытие первого джазового фестиваля одноименного проекта музыканта и лидера Billy’s Band Билли Новика «Петербургский джаз – в массы».
    В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
    Администрация г. Санкт-Петербурга
    К новому учебному году около 90% школ Петербурга будут оснащены современными лабораториями - Администрация г. Санкт-Петербурга Пленарное заседание Петербургского международного образовательного форума «Создаем будущее сегодня» состоялось сегодня в Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа.
    Администрация г. Санкт-Петербурга
    Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
    Культура Петербурга