Увядшая «Фиалка»


Владимир ДУДИН

В Театре музыкальной комедии представили вторую премьеру сезона – оперетту «Фиалка Монмартра» Кальмана, которую поставил именитый венгерский режиссер Миклош Синетар.

Если учесть, что первой премьерой сезона был мюзикл «Бал вампиров», который поразил бешеной динамикой и техническим совершенством всех составляющих (что привело к повышенному спросу на билеты у публики), то «Фиалка Монмартра» своей удушающей «нафталинностью» отбросила этот театр на несколько десятков лет назад, обнажив пропасть между двумя жанрами.

Понятно, что оперетте не угнаться в коммерческом успехе за мюзиклом, к тому же в «Бале вампиров» главные партии исполняют солисты других театров, прошедшие жесточайший отбор международной комиссии. Но когда зрителю, в особенности молодому, предлагают выбор, он, без сомнений, пойдет за прогрессивным мюзиклом, проигнорировав пыльную ретроградную оперетту, если ее будут подавать в том виде, в каком только что сервировали «Фиалку».

Историю о молодых друзьях-художниках, живущих на Монмартре в активном ожидании своего звездного часа, который им по воле случая помогает приблизить цветочница, доверили соотечественнику Имре Кальмана – режиссеру Миклошу Синетару, которому в этом году исполняется 80 лет. С 1996-го по 2005 год он занимал пост генерального директора Оперного театра в Будапеште. Он известен, может быть, больше своими постановками опер, чем оперетт, хотя в свое время поставил даже фильм по оперетте «Королева чардаша» с самой Анной Моффо. Но у каждого художника есть периоды подъемов и спадов – «Фиалку Монмартра», увы, нельзя отнести к первым.

Вместе с хореографом Ёне Лоусеи режиссер придал молодым героям оперетты черты молодящихся пенсионеров на отдыхе, предлагая выделывать неостроумные и неторопливые па самодеятельных танцев, принимать позы артистов провинциальной оперетты, наделив их ходульными безликими интонациями и несмешными шутками. И художник Делакруа, и писатель Мюрже, и композитор Эрве (все – исторические личности) вышли под одну гребенку, лишенные индивидуальных поведенческих черт. Разве что Иван Корытов в роли композитора Флоримона Эрве пустил в ход, буквально «выпрыгивая из штанов», свои фирменные жесты в духе французского комика Луи де Фюнеса. Не отличились особым обаянием и шармом ни «фиалка Монмартра» – цветочница Виолетта, ни шансонетка Нинон – более того, из-за пустоты образа в каждой из них обнаружилось что-то отталкивающее.

А все, казалось бы, должно было искриться, в каждом из персонажей должна была биться жизнь. Но когда в сцене, где художник заливает горе коньяком, артист делает это настолько формально, что его герой категорически не пьянеет, или когда он же с возлюбленной певицей притворяется, что пьет неиссякаемое, приклеенное к рюмке бутафорское шампанское, эти детали говорят о кризисе жанра, который его творцы создавали своими руками.

К непритязательной режиссуре можно добавить примерно столь же бесхитростное оформление художника Ирины Долговой (плохие репродукции открыток с импрессионистскими видами Парижа, которые, как карты, перетасовывались от начала и до конца) и мрачное освещение (художник по свету Владимир Лукасевич). Унылое получилось зрелище. Даже знаменитые куплеты Нинон «Карамболина, Карамболетта» хореограф и художник умудрились превратить в бессмысленное полутемное действо под топот кордебалета, заглушавшего пение Карины Чепурновой. И музыкальное руководство дирижера Андрея Алексеева происходящее не спасало.

Все это было даже не столько пошло, сколько чрезвычайно банально. У молодых артистов под такую «сурдинку» деградирует вкус. Погоду в спектакле улучшили лишь пара разговорных сцен под занавес: Евгений Тиличеев (барон Ротшильд) и Александр Байрон (Судебный исполнитель) умеют развеселить зал одним своим появлением.

Директор Театра музыкальной комедии Юрий Шварцкопф повторяет, что опереточная публика «очень консервативна». При этом забывая либо не беря во внимание то, что с самого рождения оперетта была призвана отнюдь не консервативно, а хлестко высмеивать пороки общества, приправляя дерзкие сценарии искрометными мелодиями. Консервативной оперетту в Советском Союзе сделала эпоха застоя, превратив ее в ангажированный жанр для застолий.

Сегодня разговоры о консерватизме оперетты кажутся не просто неуместными, но и крайне недальновидными. Они выдают инертность позиции сторонника псевдоаутентичного постановочного стиля. Здесь нужны новый взгляд и новые интеллектуальные силы, способные обновить облик старого, но отнюдь не постаревшего жанра, способного еще многое сказать зрителям.


ФОТО Владимира ПОСТНОВА

 
По теме
Александр Беглов рассказал о реакции петербуржцев на теракт в «Крокусе» - Spbdnevnik.ru В нашем городе появилось много стихийных мемориалов, к которым петербуржцы несли цветы, зажженные свечи, игрушки Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник» Губернатор Петербурга Александр Беглов напомнил,
Spbdnevnik.ru
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга