Новости города БезФормата.Ru
Санкт-Петербург
Главные новости
 
Задать вопрос?

«Черный ящик» упавшего Ан-148: больше вопросов, чем ответов

«Черный ящик» упавшего Ан-148: больше вопросов, чем ответов - Фонтанка
«Черный ящик» упавшего Ан-148: больше вопросов, чем ответов - Фонтанка
Фото: cdn.fontanka.ru
Межгосударственный авиационный комитет опубликовал расшифровку бортового самописца Ан-148, упавшего в Подмосковье с пассажирами и экипажем на борту. Катализатором, по данным специалистов, стало обледенение датчиков скорости. Впрочем, это открытие не дает окончательного ответа на вопрос о причинах катастрофы, а лишь рождает множество дополнительных вопросов. Олег Харсеев/Коммерсантъ

Это был регулярный рейс региональной авиакомпании «Саратовские авиалинии». Перелет по европейской части России — из Москвы в Орск — на небольшом самолете Ан-148-100В с регистрационным номером RA-61704. В салоне всего 80 кресел. В Домодедово стояла типичная зимняя погода: видимость – 1800 метров, ливневный снег, низкие, всего 250 метров от земли, облака. Метеоусловия не идеальные, но современная гражданская авиация давно научилась совершать миллионы рейсов при гораздо худших обстоятельствах. В 14.21 самолет начал разбег по полосе. Тогда ни экипаж, ни пассажиры еще не могли предположить, что их полет окажется очень коротким. Всего шесть минут.

Бортовой самописец педантично записывал показания приборов, которые выводились на экраны в кабине пилотов. Взлет прошел в штатном режиме: на 130 – 150 метрах включили автопилот, на 550 метрах завершили уборку закрылков. Впереди ожидались выход по схеме на маршрут, набор эшелона и общение с несколькими позициями управления воздушным движением. «Особая ситуация», как указано в сообщении МАК, начала развиваться через 2,5 минуты после отрыва на высоте 1300 метров. Неожиданно появилось расхождение в показаниях спидометра на экранах у командира воздушного судна и у второго пилота.

Здесь нужно объяснить, что за измерение скорости в самолетах отвечает приемник воздушного давления, частью которого является трубка Пито. Это такая металлическая трубка, которая на несколько сантиметров выступает от поверхности фюзеляжа и располагается параллельно движению самолета. В передней части этой полой трубки располагается отверстие, через которое в трубку попадает воздушный поток. Внутри нее находятся датчики, которые измеряют скорость этого воздушного потока. Таким образом вычисляется скорость самолета относительно воздушного потока. Метод несколько примитивный, но оттого не менее эффективный. Как и все критически важные системы в самолете, измерение скорости несколько раз зарезервировано. Таких трубок Пито в Ан-148 три штуки: для каждого из пилотов и резервная на случай отказа первых двух.

«Особая ситуация» началась с того, что показатели скорости на экранах пилотов перестали совпадать. Спустя три минуты после взлета расхождение показателей датчика у командира воздушного судна и резервного источника увеличилось до 30 км/ч. У пилота скорость показывает больше, чем в резервной системе. При этом бортовой самописец не регистрирует данные от измерителя скорости со стороны второго пилота. Срабатывает сигнализация «Сравни», призывающая пилотов убедиться в расхождении показателей. Она выключается через 10 секунд.

Здесь возникает первый вопрос. Пойми пилоты, что у них возникли проблемы с измерением скорости, всегда можно было бы объявить аварийную ситуацию и вернуться в аэропорт вылета. Так, например, поступили экипажи семи самолетов российской сборки «Сухой Суперджет 100», оказавшиеся 5 и 6 февраля 2018 года в такой же ситуации во время вылета из Шереметьево. Почему пилоты упавшего борта приняли решение продолжать полет? Боялись ли они возможных штрафных санкций со стороны руководства? Или же не хотели подводить свою авиакомпанию, ухудшая статистику по отмененным и задержанным рейсам, которая после новогодних поправок Минтранса может стать одной из причин приостановки действия сертификата эксплуатанта? Понадеялись, что обойдется?

Спустя минуту самолет уже на 2000 метрах. При повторном срабатывании сигнализации теперь уже данные со стороны командира воздушного судна меньше, чем от резервного источника. Экипаж действует согласно руководству по эксплуатации самолета и выключает автопилот. Разница в показаниях продолжает расти. Спустя 34 секунды спидометр у командира показывает ноль км/ч. Резервный канал сообщает о 540 – 560 км/ч. Самолет все ещё продолжает штатный полет.

Здесь возникает второй вопрос. По логике пилота, если при полете в облачности спидометр показывает ноль, то первым делом надо проверить работу противообледенительной системы. С помощью электроэнергии она топит лед на поверхности критически важных элементов самолета: механизации крыла, двигателях, стеклах кабины пилотов и трубки Пито. Смогли ли пилоты воспользоваться этой логикой, которую прививают всем летчикам еще на начальных этапах обучения самолетовождению? Если да и система была включена, то почему система измерения скорости не вернулась к нормальной работе? Была ли она исправна? Если противообледенительная система была выключена, то почему? Ведь все пилоты авиакомпаний проходят тренажерную подготовку, где выполняют полеты с отказом различных систем. Отказ спидометра наверняка должен входить в состав такой подготовки, а значит, действия должны быть отработаны до автоматизма. Проходили ли такую подготовку пилоты упавшего самолета?

Согласно руководству по эксплуатации Ан-148, ограничение на полет в штурвальном режиме составляет четыре часа. По какой-то причине пилотам было сложно продолжать стабильный полет. Самолет несколько снижается, до 1700 – 1900 метров, с заметными перегрузками от 0,5 до 1,5G. Такое происходит, если полет проходит в условиях болтанки или если вокруг спокойно, но пилот неаккуратно управляет самолетом, чрезмерно дергая штурвал. И снова вопросы: было ли такое управление следствием проблем в какой-то из систем или же причиной было эмоциональное состояние управляющего пилота? Кто из двоих управлял самолетом, и какой у него в этом опыт?

Спустя 50 секунд такого полета спидометры у обоих пилотов продолжают показывать скорость ноль км/ч, но теперь начинает падать и скорость по показаниям резервного источника. «В дальнейшем самолет был переведен в интенсивное снижение с углами тангажа на пикирование 30 – 35 градусов и вертикальной перегрузкой до 0  g», – говорится в сообщении МАК. Показания скорости по резервному каналу стали интенсивно расти только у самой земли. Самолет столкнулся с поверхностью, не меняя угла тангажа. Другими словами, пилоты до последнего пытались его разогнать.

Почему самолет перешел в пикирование? Одной из причин могло быть сваливание после выхода на закритические углы атаки. Так может произойти, когда скорость самолета падает, но при этом он обязан сохранять текущую высоту. Для этого нос самолет начинает подниматься, соответственно поднимается и передняя кромка крыла по отношению к набегающему воздушному потоку, увеличивая угол атаки.

"Фонтанка"
Для просмотра в полный размер кликните мышкой

Эффективность и подъемная сила крыла растет, позволяя самолету избежать снижения. Однако это не может продолжаться вечно. Существует критический угол атаки, после которого, как нос ни поднимай, подъемная сила не увеличится. Если вовремя не остановиться и не выйти на закритический угол атаки, то крыло резко потеряет подъемную силу, а самолет провалится вниз. Выход на закритические углы атаки может произойти, если, например, пилот своими действиями допустил это. Кроме того, это может произойти при обледенении крыла. Намерзающая ледяная корка ухудшает аэродинамические свойства крыла, уменьшая критический угол атаки. В этом случае даже небольшое увеличение тангажа, безопасное на свободном ото льда крыле, может привести к сваливанию. Самолет тогда может перейти в штопор, выход из которого через пикирование.

Ответы на эти и другие вопросы предстоит найти комиссии по расследованию крушения. Одной из первых задач для специалистов  станет определение причин выключения обогрева трех трубок Пито. Кроме того, им предстоит «расшифровка бортового звукового магнитофона для получения информации о действиях экипажа, выполнении технологии работы и реакции на сигнализации;  изучение технологии работы экипажа с системой обогрева ППД, включая индикацию; схемный анализ систем обогрева ППД на предмет возможных неисправностей и отказов;  выкладка сохранившихся фрагментов систем обогрева ППД».

На данном этапе расследования понятно лишь, что катализатором развития событий стали неверные показатели скорости полета. Однако специалисты знают: чтобы ситуация развилась до инцидента или катастрофы в одном месте и промежутке времени должно совпасть несколько факторов. Как показывает практика, отказ обогрева трубок Пито сам по себе причиной катастрофы стать не может.

Андрей Меньшенин,

специально для "Фонтанки.ру"

Два стратегических ракетоносца Ту-95МС Дальней авиации РФ провели успешное воздушное патрулирование, их полёт длился более 15 часов.
21.02.2018 Фонтанка
"Саратовские авиалинии" не дали опорочить пилота разбившегося Ан-148 - Moika78.RuАвиакомпания "Саратовские авиалинии" отрицает информацию о том, что у командира потерпевшего крушение Ан-148 было просрочено медицинское свидетельство.
18.02.2018 Moika78.Ru
Будущий отец. Фото www.facebook.com/GlobalNews - Metro ПетербургОльга Захарец Ему рассказал пилот воздушного судна Одри Роуз из Флориды придумала оригинальный способ, как сообщить мужу, что он скоро станет папой.
16.02.2018 Metro Петербург
Погибший в катастрофе Ан-148 Борис Кармалеев помогал переучивать советских пилотов - Moika78.RuПогибший в катастрофе Ан-148 петербуржец Борис Кармалеев возглавлял структуру при центре гражданской авиации в Ульяновске, где советских пилотов переучивали на новые типы воздушных судов, в том числе международного класса.
16.02.2018 Moika78.Ru
В момент падения Ан-148 пилоты спорили - Moika78.RuВ момент падения самолета Ан-148 в Московской области пилоты спорили, пытаясь понять причину некорректных показаний датчиков скорости.
16.02.2018 Moika78.Ru
Место крушения Ан-148. Фото AFP - Metro ПетербургКирилл Сосков Самолёт летел из Москвы в Орск Пилоты потерпевшего крушение в Раменском районе Подмосковья Ан-148 в последние минуты полёта потеряли контроль над ситуацией, в кабине слышались крики и ругань,
16.02.2018 Metro Петербург
71 человек, включая 6 членов экипажа самолёта, летевшего из Москвы в Орск, погиб при падении лайнера в Подмосковье. Фото AFP - Metro ПетербургМихаил Нешевец Лётчики намерены "повторить" полёт разбившегося Ан-148 В Лётно-исследовательском институте им.
14.02.2018 Metro Петербург
В Жуковском проведут имитацию последнего полета разбившегося Ан-148 - Moika78.RuВ Подмосковье сымитируют последний полет разбившегося Ан-148, сообщили пилоты Летно-исследовательского института имени Громова.
14.02.2018 Moika78.Ru
У самолетов  SSJ 100 нет и не может быть, даже конструктивно, проблем с «рассогласованием скоростей», которые испытывал самолет Ан-148, упавший под Москвой 11 февраля.
14.02.2018 Фонтанка
Правоохранители сорвали панк-концерт в Петербурге - Мой районСотрудники правоохранительных органов ворвались на панк-концерт Punk’s not Dead, который проходил в клубе MANHATTAN.
20.05.2018 Мой район
Мотоциклист сбил женщину в коляской в Ленобласти - Мой районВ Кировском районе Ленобласти мотоциклист переехал женщину с коляской, в которой находился двухмесячный младенец.
20.05.2018 Мой район
На Грибоедова перевёртыш ждет эвакуатора - ФонтанкаЛегковой автомобиль не вписался в поворот в центре Петербурга утром 20 мая.
20.05.2018 Фонтанка
Гражданин Конго устроил ДТП в центре Петербурга. Фото ДТП и ЧП | Санкт-Петербург | Питер Онлайн | СПб, vk.com - Metro Петербург
Гражданин Конго устроил ДТП в центре Петербурга
Дарья Есенина Об этом рассказали очевидцы В Адмиралтейском районе произошло ДТП с участием нескольких автомобилей.
Metro Петербург
Двухлетний ребенок отравился средством для розжига - Мой район
Двухлетний ребенок отравился средством для розжига
Двухлетний малыш пострадал в результате несчастного случая в Выборгском районе Петербурга.
Мой район
Фото с места происшествия. Фото https://vk.com/spb_today?w=wall-68471405_8899038, vk.com - Metro Петербург
В Сети появились фото пожара в доме на Бабушкина в Петербурге и подробности очевидцев
Майя Колесникова Огонь уничтожил квартиру Серьезный пожар случился ночью 18 мая в пятиэтажке на улице Бабушкина 101/2 в Невском районе Петербурга.
Metro Петербург
«Золотую пальмовую ветвь» отдали японским «Магазинным воришкам» любимца фестивалей Хирокадзу Корээды Фото: REUTERS - Комсомольская правдаПриз за лучшую женскую роль ушел российской картине "Айка" Стас ТЫРКИН Фестиваль выдался кризисный, прошел практически без звезд, при почти полном игноре со стороны Голливуда (показ единственного блокбастера,
19.05.2018 Комсомольская правда
Ночь музеев в Петербурге: новичок – звучит гордо - Санкт-Петербург.руГород контрастов, 128 мужских писсуаров на стадионе Кирова, таинственная зеленой стенка, ироничные ученые и многое другое – в материале «Санкт-Петербург.ру».
20.05.2018 Санкт-Петербург.ру
Дому детского творчества Калининского района исполнилось 40 лет - Единая РоссияДепутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вера Сергеева («Единая Россия») со сцены концертного зала «У Финляндского» поздравила с 40-летием Дом детского творчества Калининского района От имении секретаря Санк
20.05.2018 Единая Россия
Как Хан Соло нашел своего Чубаку | Изображение: wdsspr.ru - Санкт-Петербургские ведомости
Как Хан Соло нашел своего Чубаку
Изображение: wdsspr.ru 24 мая состоится премьера нового фильма «звездной эпопеи» «Хан Соло: Звездные войны.
Санкт-Петербургские ведомости
Презентация книги «Наследие. Избранное. Том I» | Фото: Эжена Быкова - Санкт-Петербургские ведомости
Презентация книги «Наследие. Избранное. Том I»
Фото: Эжена Быкова «Санкт-Петербургские ведомости» издали новый исторический бестселлер.
Санкт-Петербургские ведомости
«Лето» Майка и Зверя. Фильм о Цое получил приз в Каннах | Фото: Hermann / Pixabay.com - Санкт-Петербургские ведомости
«Лето» Майка и Зверя. Фильм о Цое получил приз в Каннах
Фото: Hermann / Pixabay.com Российские кинодеятели не уехали с главного кинофестиваля Европы с пустыми руками.
Санкт-Петербургские ведомости
Парни на футбольной коробке. Фото Василий Кузьмичёнок - Metro ПетербургКирилл Сосков Репортаж Metro До чемпионата мира по футболу в России - считанные дни.
20.05.2018 Metro Петербург
Книгу сказок от Роналду представили в Петербурге - Мой районНа Международном книжном салоне представили книгу сказок от Роналду и других футболистов Португалии.
20.05.2018 Мой район
Уткин: 90% вероятности, что «Зенит» возглавит Адвокат - Мой районГолландский специалист руководил клубом с 2006 по 2009 год. Спортивный журналист, комментатор Василий Уткин рассказал, что с большой долей вероятности Дик Адвокат возглавит петербургский «Зенит».
19.05.2018 Мой район
Стадион «Санкт-Петербург» назвали лучшей ареной - Мой район
Стадион «Санкт-Петербург» назвали лучшей ареной
Аркадий Дворкович, глава оргкомитета по подготовке к ЧМ-2018, дал оценку стадиону «Санкт-Петербург».
Мой район
По какой дорожке пойдет российский биатлон? | Иллюстрация pixabay.com - Санкт-Петербургские ведомости
По какой дорожке пойдет российский биатлон?
Иллюстрация pixabay.com Худшие годы российского биатлона, будем надеяться, подходят к концу.
Санкт-Петербургские ведомости
Полумарафон начнётся в 9 часов утра  по всей стране. Фото «Лига героев» - Metro Петербург
В выходные в Петербурге состоится полумарафон
Ольга Рябинина Полумарафон «ЗаБег» соберет любителей спорта 20 мая в Петербурге состоится главное беговое событие года – полумарафон "ЗаБег".
Metro Петербург
Судя по всему, обошлось без пострадавших. Машина легла на крышу на набережной канала Грибоедова.
20.05.2018 ИА Невские Новости
В Ладожском озере под Петербургом нашли затонувший сторожевой корабль «Пурга», когда-то бывший флагманом Ладожской флотилии.
20.05.2018 ИА Невские Новости
Нетипичного для водоёмов Ленинградской области обитателя заметили под Выборгом.
20.05.2018 Фонтанка
Отдых на воде закончился аварией в акватории Финского залива в Ленинградской области.
20.05.2018 Фонтанка
Жителя Карелии нашли мёртвым в Красносельском районе Петербурга. Обнаружилось также послание любимой и собственная характеристика.
20.05.2018 Фонтанка