Кузьма Петров-Водкин. Анна Ахматова. Эскиз к портрету. 1922. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Впервые художественная выставка направилась из России в страну восходящего солнца в 20-х годах прошлого столетия. О том, как это было, вспоминают «СПб ведомости».
Выставка «Русские опять в моде», которая открылась в Музее Ахматовой в Фонтанном доме, рассказывает о малоизвестной странице советско-японских отношений. 80 лет назад в Токио открылась выставка «Искусство новой России». Как заметил на вернисаже Масанори Фукусима, генеральный консул Японии в Петербурге, и в его стране об этом событии подзабыли. Поэтому речь идет о взаимном узнавании.
Интересна история проекта 1927 года. За два года до этого были установлены дипломатические отношения между СССР и Японией, тогда же договорились об обмене выставками. Начинать должна была советская сторона, но подготовка, несмотря на покровительство наркомпроса и ВОКС (Всесоюзное общество культурных связей с заграницей), шла вяло. Художники под разными предлогами отказывались давать работы, организаторы не очень понимали, что будет интересно японскому зрителю.
В начале 1927 года куратором назначили Николая Пунина, работавшего тогда заведующим отделом новейших течений Русского музея. За три месяца он, используя дружеские связи с художниками и коллекционерами, собрал около 300 картин и графических листов, созданных 70 художниками. Они были дополнены книгами, киноплакатами, палехскими шкатулками. Пунин не взял в Японию ни любимый им русский авангард, ни работы набиравших силу соцреалистов. Возможно, он учитывал внутреннюю ситуацию с искусством в СССР, которая сложилась на тот момент. Не исключено, что пытался угадать предпочтения японцев. Центром выставочного проекта стали картины Петрова-Водкина, Архипова, Кончаловского, Серебряковой, Фалька, графика Митурича, Лебедева, Тырсы.
Уже в марте эшелон отправился во Владивосток, по дороге попал в железнодорожную аварию, но люди пострадали не сильно, а вагоны с произведениями и вовсе остались на рельсах. 15 мая выставка открылась в Токио, затем было короткое турне в Осаку и Нагою.
Японская публика встретила выставку со сдержанным интересом. С одной стороны, в стране были сильны старые художественные традиции, с другой - продвинутые зрители знали парижских постимпрессионистов, которые повлияли на многих русских художников. Поэтому ремарка «русские опять в моде», использованная Пуниным в одном из писем из Японии, скорее, преувеличение.
Но мощное рекламное сопровождение проекта было обеспечено крупнейшими японскими СМИ. На нынешнем показе представлен журнал «Асахиграф»: на центральном развороте помещена статья о выставке и воспроизведен портрет Анны Ахматовой кисти Кузьмы Петрова-Водкина. Пунин отправил этот экземпляр Ахматовой, позже она подарила его Николаю Тырсе.
Выставка в Фонтанном доме построена как диалог личного и общественного, культур русской и японской. Первая часть проекта - фотографии, сделанные Пуниным в Японии, это была его единственная заграничная поездка, да еще в страну, которой он интересовался много лет. Фотографии принадлежат наследникам и Музею Ахматовой. Здесь же кимоно, шкатулки и другие сувениры, привезенные Пуниным для родственников. Набором «бабочек» он пользовался сам.
Вторая часть выставки - 63 произведения, которые 80 лет назад побывали в Японии, сейчас они находятся в собрании Русского музея. Здесь как знакомые многим «Новгородцы» Петра Кончаловского, «Девушка» Абрама Архипова, «Снежинки» Зинаиды Серебряковой, так и малоизвестные картины «Озеро. Швейцария» Елены Бебутовой и «Урал» Надежды Удальцовой.
Акварельный эскиз к портрету Ахматовой (на снимке) хранится в частном собрании. Как и многие фотографии, он выставляется впервые.
Светлана Грушевская, куратор выставки, сообщила «Санкт-Петербургским ведомостям», что, используя японский каталог 1927 года и машинописный список работ, сделанный Пуниным в ходе подготовки проекта, ей удалось проследить дальнейшую судьбу произведений. Они разошлись по музеям и частным собраниям, местонахождение нескольких десятков неизвестно.
Музей Анны Ахматовой посвятил выставку 130-летию со дня рождения Николая Пунина.
Материал был опубликован в газете под № 107 (6216) от 19.06.2018 под заголовком «Как Ахматова попала в Японию».