"Стратеги" Советского Союза с длинными руками и атомным огнем

В  Петербурге живет участник спуска легендарной атомной подлодки К-137 "Ленинец", которая напугала американцев 50 лет назад и  стала прообразом современных "стратегов". Виктор Прозоров рассказал о  подготовке к  службе уникального корабля.

Атомная подводная лодка (АПЛ) К-137 "Ленинец" проекта 667А открыла серию атомоходов второго поколения, несших на  борту 16 баллистических ракет и  способных запускать их  из-под  воды.

Подлодки первого поколения советских атомоходов имели немало "детских болезней", свойственных любым инновациям, что  нередко приводило к  авариям. Они были ориентированы прежде всего на  борьбу с  надводными кораблями, в  то  время как  развитие вооружения и  разгорающаяся холодная война требовали скрытых и  мощных платформ для  запуска ядерных ракет в  случае агрессии со  стороны противника. Для  сравнения: АПЛ первого поколения имели на  борту от  трех до  восьми ракет, для  запуска которых субмарина должна была находиться в  надводном положении.

Тяжело в  учении

В  канун празднования 50-й годовщины Октябрьской революции, 5 ноября 1967 г., были подписаны акты приема в  состав ВМФ СССР сразу трех подлодок новейших проектов. Одним из  них стал проект стратегической субмарины, проще говоря, "стратега". Создание корабля и  обучение экипажа велись в  строжайшем секрете. Это вполне объяснимо не  только потому, что  флот получал корабль, обладающий почти невероятными характеристиками для  своего времени, но  и  потому, что  этим ракетоносцам предстояло стать одной из  ключевых ступеней ядерной триады времен холодной войны.

"При  подготовке экипажа в  Обнинском учебном центре нас переодели в  сухопутную форму, никто не  должен был знать, что  мы станем первым экипажем К-137,  – рассказывает капитан 1-го ранга Виктор Прозоров, ветеран подразделений особого риска, многие годы служивший на  головной АПЛ проекта 667А.  – На  основные должности отбирали только тех, кто  уже прошел службу на  АПЛ первого поколения, то  есть людей, имевших за  плечами солидный опыт".

По его словам, если системы управления реактором на  новой подлодке изменились не  сильно, то  ракетчиков набирали только с  лодок проекта 658 (три ракеты на  борту), специалисты которых имели опыт управления боевой ракетной частью.

"Подготовка личного состава играет важнейшую роль. Построить технику можно быстрее, чем  подготовить грамотный личный состав",  – отмечает Виктор Прозоров. Обучению экипажа уделялось беспрецедентное внимание. На  территории учебного центра в  Палдиски подлодка фактически была воспроизведена на  земле. Еще  в  процессе строительства корабля первый экипаж имел возможность изучить свою субмарину до  последнего винтика. Эти знания позволили избежать многих опасностей при  эксплуатации подводной лодки.

Легко в  бою

Осенью 1967 г. К-137 под  командованием капитана 1-го ранга Вадима Березовского завершала государственные испытания, на  ее борту вместо положенных по  штату 123 человек находились около 500.

"Как  говорится, в  тесноте, да  не  в  обиде. Лодка буквально ломилась от  проверяющих, заводских команд и  т.  д.,  – вспоминает Виктор Прозоров.  – К  лодке было особое внимание. Еще  бы  – кораблям этого проекта предстояло диктовать непреклонную волю Советского Союза".

Командный голос начал отсчет: "Десять, девять… один, ноль",  – лодка вздрогнула, и  16-тонная ракета устремилась ввысь. Одним из  ключевых достоинств нового корабля была возможность подводного пуска ракет. Однако этот процесс требовал соблюдения ряда условий: АПЛ должна была находиться на  глубине около 50 м, двигаться со  скоростью 4,5 узла, а  волнение моря не  должно было превышать 5 баллов. "При  старте ракет существовала опасность, что  лодка резко уйдет на  глубину или, напротив, будет выброшена на  поверхность, как  поплавок. Не  допустить этого было нелегко, но  свою роль сыграла великолепная подготовка экипажа, который знал лодку в  совершенстве и  управлял всеми процессами на  борту с  хирургической точностью",  – рассказывает Виктор Прозоров.

Несмотря на  ряд сложностей, К-137 имела ряд удивительных новаций, которые заложили основы современных подводных ракетоносцев. К  примеру, на  лодке была установлена система автопилота, которая не  позволяла субмарине перейти критические значения глубины и  дифферента. Кажется невероятным, но  советским конструкторам удалось разогнать ракетоносец до  скорости, превышающей 26 узлов. "Стратег" фактически сравнялся в  скорости с  американскими противолодочными субмаринами, что  давало кораблю существенное преимущество.

"Дальность ракет оставалась небольшой, всего 2,5 тыс. км, но  значение этого корабля для  противостояния американскому флоту было невозможно переоценить,  – считает капитан 1-го ранга Александр Евсеев, председатель Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ.  – Еще  были свежи воспоминания о  походе двух подлодок проекта 667А с  32 ядерными ракетами на  борту в  1970 г. к  берегам Кубы. По  тревоге был поднят весь американский флот, Советский Союз в  очередной раз доказал, что  никто не  может угрожать нашей стране, и  большая заслуга в  этом принадлежит кораблям проекта 667А и  их  экипажам".

 
По теме