Странная дикая сказка

Зритель любит фэнтези. Это тоже стартовало в прокате довольно успешно.

На экранах кинотеатров - очередное кинофэнтези под названием «Скиф».

По странному стечению обстоятельств, фильм явился перед зрителем ровно в тот год и в тот месяц, когда исполняется 100 лет знаменитому стихотворению Александра Блока «Скифы». Однако ничего общего с текстом великого поэта о судьбе древнего народа, одного из прародителей русской нации, кинозрелище не имеет. Зато оно вполне вписывается в нынешнюю моду на производство псевдоисторических картин. Год назад был «Викинг», потом последовала «Легенда о Коловрате». И вот нам явился «Скиф», герой которого скорее напоминает русича, чем представителя тюркской нации.

Скифы представлены в ленте режиссера Рустама Мосафира как жестокое племя язычников, ведущее отчаянную борьбу за существование в годы правления некоего князя Тмутараканского Олега (Юрий Цурило). Последний затеял интригу с участием своего преданного боярина Лютобора (Александр Фадеев), дабы наконец избавиться от племени скифов.

Судя по тому, что князь и его боярин носят нательные кресты, вера их православная. Если искать хотя бы какую-то опору в истории, то, видимо, происходящее в «Скифе» может быть отнесено к одиннадцатом веку. Но тогда на территории Руси были совсем другие правители и царили немного иные нравы. А скифов из истории и след простыл.

Однако попытки разобраться в исторической подоплеке сюжета «Скифов» не имеют смысла, ибо жанр фильма - фэнтези. Проще говоря, сказка. Но очень дикая и странная, ибо за фабулой следить трудно, а загримированы актеры таким количеством кинематографической «грязи» и лохмотьев, что отличить скифов от воинов Лютобора и подданных князя Олега практически невозможно.

Дальше - больше. На экране появляются древние «лесные братья», также языческой веры, но в еще более ужасном гриме. Естественно, Лютобор одолевает и этих врагов: он-то сражается за правое дело. Правда, не ведает славный боярин, что он всего лишь пешка в чужой многоходовой комбинации. Но в момент схватки с омерзительными «лесными братьями» нашему герою об интригах думать некогда. Он лупит отвратительных противников направо и налево. В результате экранной мясорубки получается кровавый фарш. Косточки трещат с тщательно озвученным хрустом, части тела отлетают от туловищ настолько стремительно, что камера еле успевает зафиксировать результаты эффектно поставленных драк.

Такое ощущение, что режиссер в свое время насмотрелся боев без правил и сериала «Зена - королева воинов» и решил соединить увиденное в одном фильме. Дерутся все, по поводу и без повода. Половина фильма проходит в тщетных попытках разобраться, кто кому друг или враг. Сценарные провалы таковы, что зрителю не уследить даже за судьбой Лютобора, мечущегося по лесам и долам в поисках похищенной жены и новорожденного сына.

Тем не менее стоит отметить одно явное преимущество «Скифа» перед собратьями по жанру фэнтези. В фильме большинство эпизодов снято на натуре, что выглядит на экране, быть может, и не так красиво, но все же заставляет поверить в сказочную реальность. Все-таки красота крымских гор и крымского же побережья в какой-то степени оправдывают кровавую бессмыслицу, разыгранную в естественных декорациях.

Ратник Лютобор на пару с напарником, пленным скифом по прозвищу Куница (Александр Кузнецов), все-таки исполняет свою миссию, находит жену и сына там, где и предполагал князь, - в плену у единственного выжившего племени скифов. Далее следует пара поединков, чем-то напоминающих соответствующие эпизоды из советского мультфильма «Маугли». В борьбе за право стать главой племени сначала погибает Куница, затем побеждает Лютобор... Все вроде бы должно закончиться хорошо. Но нет!

Здесь пора остановиться, чтобы не выдавать развязку детективно-авантюрного сюжета, в общем-то, не характерного для сказок, даже диких. Но нынешнее поколение создателей фэнтези никак не может удержаться в рамках жанрового канона, тяготеющего к эстетике компьютерных «стрелялок». Режиссеры подобных фильмов соединяют вместе то, что никак не соединяется. Вот и получается, что зрители видят некое месиво, которое не лучше какого-нибудь заокеанского ужастика категории В...

  • Сергей Ильченко
  •  
    По теме
    1 апреля в 15.00 в Зале Корфа Российской национальной библиотеки (пл. Островского, 1-3) состоится открытие выставки «Знаю, что моё имя после меня будет счастливее меня…»,
    В Петербурге прошел VII Всероссийский конкурс ораторского искусства имени А. Ф. Кони | ФОТО предоставлено организаторами - С.-Петербургские ведомости Речи Анатолия Кони, Романа Руденко, Федора Плевако, Леонида Ячелина, других выдающихся российских юристов и государственных деятелей звучали 21 марта 2024 года в тронном зале исторического здания Главного управления Миню
    С.-Петербургские ведомости