В Александро-Невской Лавре совершена служба «Стояние преподобной Марии Египетской»

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Фото: lavra.spb.ru

На пятой седмице Великого поста 21 марта 2018 года, когда до Светлого Христова Воскресения остается две с половиной недели, Православная Церковь вспоминает подвиг преподобной Марии Египетской, которая явилась для христиан образцом истинного покаяния. Из бездны порока она взошла путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным Ангелам.

Это богослужение было установлено отцами VI Вселенского Собора. Именно тогда, в 692 году, появилось составленное патриархом Иерусалимским Софронием житие и канон преподобной Марии Египетской. Смысл установленного святыми отцами богослужения в том, чтобы в период Великого поста еще и еще раз вспомнить о своих грехах и необходимости покаяния.

Еще раз вспоминая подвиг преподобной, Церковь повторно прочитывает Великий покаянный канон святого Андрея Критского, который читался в первые четыре дня первой седмицы поста, чтобы вдохнуть в нас новые силы к окончанию поста.

Чтение жития преподобной Марии Египетской в Свято-Троицком Соборе Александро-Невской Лавры после кафизмы прочитал игумен Сильвестр (Кирсанов).

Покаянный канон Андрея Критского прочитал наместник Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий и братия обители в священном сане.

Канон Андрея Критского известен как покаянный, и его сочетание с чтением жития преподобной Марии является для верующих одним из этапов подготовки к Страстной неделе.

За богослужением пел хор Лавры под управлением иеродиакона Александра (Урбановича).

****

Вечером накануне четверга пятой седмицы совершается богослужение, которое в церковной традиции называется «Стоянием Марии Египетской». Его особенностью является то, что за ним единственный раз в году полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который частями прочитывался в первые 4 дня поста, а также читается житие преподобной Марии Египетской, как пример нравственного падения и раскаяния.

Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока Господь не обратил ее к покаянию.

Случилось это так. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова. Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут поняла она, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту. Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.

Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и сделала сердце свое чистым храмом Духа Святого. Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз — идущей через реку Иордан, как по суше. Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию святых Тайн. Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии там в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы.

Так из великой грешницы преподобная Мария стала величайшей святой, из бездны порока взошла путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным Ангелам. Память её празднуется дважды в году, в том числе — в ближайшее воскресенье, на две недели отстоящее от Пасхи.

 
По теме
Сергей Степашин поздравил с днем рождения члена Совета ИППО иерея Димитрия Сафонова - ИППО 29 марта день рождения отмечает клирик храма праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине в Москве, доцент кафедры теологии Московского государственного лингвистического университета,
ИППО
Генеральный консул Республики Таджикистан в Санкт-Петербурге Назари Хомиджон Темур - Фонтанка Генеральный консул Республики Таджикистан в Санкт-Петербурге Назари Хомиджон Темур рассказал «Фонтанке» о том, как его соотечественники переживают последствия теракта.
Фонтанка
В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
Администрация г. Санкт-Петербурга
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга