Профессия педагога в российском обществе вновь становится популярной: в школы приходит все больше молодых учителей, а найти вакансию в гимназии становится труднее. Однако в процессе реформирования российской системы образования не все идет гладко, и многие говорят о том, что она прежде всего ориентирована на стандарты, а не на таланты.
С точки зрения чиновников «все идет по плану». В Петербурге систематически открывают новые школы (в этом году их было 4), повышают заработную плату педагогов (по данным Смольного, сейчас ее средний размер превышает 34 тыс. рублей в месяц), всячески поощряют (конкурсами, грантами и т. д.) желание передавать знания. Вместе с тем и сами преподаватели, и даже их «начальство» не могут не замечать, что порой связанный с оформлением учительской деятельности документооборот оставляет все меньше времени на непосредственную учительскую работу. Получается, что лучше трудится тот, кто правильно и вовремя заполнил все «бумажки». Однако обо всем по порядку.
Система крепнет
Пятого октября свой профессиональный праздник в Петербурге будут отмечать около 74,5 тыс. человек — именно столько специалистов, по данным комитета по образованию, насчитывается в системе образования Северной столицы.
Правда, не все из них педагоги: «чистых» учителей в городе 37 тыс. А еще — 18,5 тыс. воспитателей дошкольных учреждений. Получается, что на каждого учителя в Питере приходится примерно 10 учеников — по официальным данным, в школах города на Неве обучается около 399 тыс. учащихся.
По оценке председателя комитета по образованию Петербурга Жанны Воробьевой, в системе все в полном порядке. И действительно, если в 2012‑м в питерскую систему образования влились 722 начинающих педагога, то в этом — 764: все места в школах заняты. Грех жаловаться и на заработную плату: еще весной губернатор города Георгий Полтавченко в ответ на депутатский запрос сообщил, что средняя зарплата петербургского учителя составляет 34 тыс. рублей. По его данным, воспитатель детского сада получает в среднем около 25 тыс., руководитель такого учреждения — 44 тыс., а директор школы — почти 60 тыс. рублей.
«Сейчас у тех, кто действительно стремится освоить профессию и добиться в ней успеха, есть и материальный интерес», — отмечает Жанна Воробьева. «Профессия становится все более привлекательной с разных точек зрения, поскольку государство не жалеет средств ни на материально-техническое оснащение школ, ни на привлечение и удержание в них профессиональных кадров», — согласен с ней директор ГБОУ «Лицей №369» Красносельского района Константин Тхостов.
Молодых в школы привлекают и рублем: специалист, окончивший вуз с отличием, в начале карьеры единовременно получает 60 тыс. рублей, а его коллега с обычным дипломом — 45. А у тех, кто уже добился результатов, возможности растут: премии для учителей, ставших победителями в профессиональных конкурсах, составляют 200 тыс. рублей, а наставник ученика-победителя предметных олимпиад получает 80 тыс. рублей.
Все это выглядит вполне благоприятно. Но…
Без бумажки — не учитель
«Результаты проведённого министерством опроса учителей по проблеме излишнего администрирования показали, что основная и порой излишняя нагрузка на школу по подготовке различной отчётности исходит из самой системы образования, — так пишет директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко. — Увеличивается нагрузка на учителей и директоров школ по предоставлению информации, а основная задача, предоставление качественного образования для каждого ребёнка, становится трудновыполнимой».
Понимая это, само министерство рекомендовало сократить число запросов в адрес органов управления образованием и ввести в эксплуатацию единую автоматизированную систему мониторинга, а также осуществить переход на оказание госуслуг в электронном виде. Для всего этого ведомствам советуют не запрашивать информацию, а самостоятельно получать её на официальном школьном сайте. В свою очередь, школам рекомендуют как можно больше данных размещать в интернете и «отфутболивать» неправомерные запросы, а сбор информации о результатах качества работы учителей осуществлять не более раза в полугодие.
В результате с 1 сентября 2013 года 500 школ в России полностью отказались от бумажного документооборота и перешли на электронный. К вышедшей из Петербурга системе «Дневник.ру», к примеру, подключено около 30 тыс. школ, а еще примерно 20 тыс. используют другие похожие системы. Однако всей проблемы это не решает.
«„Дневник.ру“ позволяет отказаться от бумажных журналов и дневников, неэффективного обмена информацией и в школе, и за ее пределами, — говорит основатель и генеральный директор ресурса Гавриил Леви. — Но мы не пишем учебники, не составляем учебные планы и не корректируем программу». А именно это вызывает возмущение и даже отчаяние, ведь на реальную работу времени не остается.
Оказывается, нынешнему учителю приходится заполнять еще больше «бумажек», чем прежде. Начиная от рабочих программ с аннотациями к ним и завершая отзывами на учебники, «спускаемые» по линии министерства, — все ложится на его плечи. А еще, отчеты по предмету, планы работы со слабоуспевающими, масса писанины в журнале… Объем документооборота растет, и никто не сомневается, что все это — просто «для галочки».
По оценкам самих педагогов, не менее 30% их времени «съедает» канцелярская, а не творческая и воспитательная работы. Самое главное — у педагога все больше времени уходит на составление отчетов и характеристик и все меньше остается на общение с детьми, чтение нужной литературы и подготовку к занятиям.
«Лично у меня сложилось впечатление, что все эти «бумажки» нужны только для того, чтобы оправдать зарплату бездельников, их проверяющих…», — так пишет «ВКонтакте» педагог Светлана Крапивина. «Чтобы учителю аттестоваться, только и надо в конкурсах участвовать да печататься везде где можно — детей учить необязательно», — констатирует ситуацию Елена Егорова. А их коллега Юлия Ананченко говорит, что «абсолютно согласна с тем, что бумажной работы в последние годы у учителя стало очень много — на детей реально не остается времени».
«На мой взгляд, необходимость заполнять массу «бумаг», особенно рабочие программы, в первую очередь отпугивает начинающих педагогов, — уверена учитель с большим стажем и массой наград Елена Фрейман. — Документация, конечно, была и раньше (к примеру, учительские рабочие планы), но такого объема никому не нужной писанины не было никогда».
Что делать
Какие имеются варианты? Даже перевод отчетности в электронный формат проблемы не решает — эти формы тоже нужно заполнять. Наиболее оптимальный выход — кардинальное сокращение объема отчетности, которое как раз и позволит учителям заниматься делом. То есть тратить максимум времени на общение с детьми и разработку новых, более эффективных и интересных методов обучения, использовать свой талант в педагогике, а не в канцелярской работе. И это — скорее вопрос доверия к тем, кто уже учит наших детей.
Другой вариант — заставить отчитываться самих чиновников. То есть не требовать отчет за каждый шаг от преподавателя или школы, а ножками ходить в учебные заведения, получать информацию из первоисточника и самостоятельно ее обрабатывать.
Если ни того ни другого не произойдет скоро, «вода дырочку найдет»: вся отчетность, которую толком никто не проверяет, сведется к копированию из сети уже подготовленных кем-то документов, в которых нужно лишь поменять «шапки». Отчасти подобное «решение вопроса» уже применяется. Какое это имеет отношение к процессу воспитания и обучения? Вопрос риторический, но «сверху» требуют…
А как же дети? Они подождут. Пока учитель заполнит очередной отчет, который ни уму, ни сердцу… Ни учительскому, ни ученическому.
МНЕНИЯ
Корреспондент «НП» поинтересовался у петербургских учителей, сколько времени они тратят на составление рабочих программ и аннотаций к ним?
Валентина, 56 лет, учитель биологии
Мы этим занимаемся перед началом учебного года, в конце лета, работа очень объемная. У меня семь классов, в которых я преподаю, и на составление плана уходит неделя-полторы.
Галина, 47 лет, учитель английского языка
Для того чтобы составить рабочую программу для одного класса на год (это где-то 40 листов), нужно посидеть, покопаться в документах, опять же, напечатать… Ну, дня три надо.
Вера, 48 лет, учитель русского языка
Это огромное количество письменного материала, поэтому времени этот процесс занимает достаточно. Недели две у меня уходит на это, но все зависит от количества классов.
Анжелика, 50 лет, учитель английского языка
Все составляют по-разному: кто-то из интернета берет программу, кто-то чужую за образец принимает. Но если ответственно к этому вопросу подходить, то времени занимает много — неделю минимум.
Светлана, 36 лет, учитель математики
Программа составляется на год, работы много, так что у меня на составление одной уходит дня два-три.
Тамара, 51 год, учитель истории
У меня пять классов, для них я составляю программу полторы недели в среднем. Конечно, делается это перед началом учебного года.
Светлана, 30 лет, учитель обществознания
Ну, дней 5–8 усердной работы уходит на это занятие.
Ксения, 45 лет, учитель математики
Планы — это самое нелюбимое мое занятие, и при этом одно из самых объемных. Стараюсь это начинать делать пораньше в августе, а по времени получается недели две, потому что классов у меня 6, и программа нужна каждому.
Лариса, 43 года, учитель химии
Раньше это занимало неделю максимум, сейчас писанины стало больше, поэтому неделя — как минимум. А если классов много, так вообще вешайся!
Ольга, 28 лет, учитель информатики
Я пишу рабочий план на протяжении дней четырех примерно, пока классов не так много своих.