Сохранить исторический код


О проекте Основ государственной политики в области культуры
Александр КАЗИН, доктор философских наук, профессор

Опубликованный Министерством культуры РФ проект Основ государственной культурной политики – богатый содержанием правительственный документ, заключающий в себе весьма серьезные мировоззренческие и стратегические положения. В этом плане он выгодно отличается от предшествующих проектов такого плана, как советских, так и постсоветских.

Если во времена СССР жесткой основой культурной политики государства служила марксистско-ленинская идеология, а в постсоветской России на рубеже двух веков фактическим двигателем отечественной культуры был рынок, то на нынешнем этапе своей истории наша страна возвращается к самой себе, к своим традиционным духовным корням. Концептуальный фундамент настоящего проекта составляет комплекс идей, выраженных в последних выступлениях президента России Владимира Путина, и особенно в его валдайской речи (сентябрь 2013 г.). Здесь прямо сказано о том, что «Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России».

Прежде всего заслуживает высокой оценки предложенное понятие культуры. Культура – это именно исторически сложившаяся система ценностей и норм поведения, закрепленная в материальном и нематериальном культурном и историческом наследии. В настоящее время предпринимаются активные попытки разрушения традиционной русской системы ценностей – как извне, так и внутри страны. Авторы проекта прекрасно понимают опасность таких попыток для экономики, обороны и самого существования России как православно-русской цивилизации. Сохранение национального религиозно-культурного кода – часть ее идейной стратегии и гарантия будущего.

В этой связи обращает на себя внимание фактический отказ авторов документа от принципов мультикультурализма и безграничной толерантности. Не отрицая права любой народности на сохранение своей этнографической самобытности, авторы подчеркивают недопустимость навязывания чуждых российскому обществу ценностных норм. Единство ценностного пространства страны – такая же культурно-историческая и социальная непреложность, как ее территориальная целостность.

Второй кардинальной важности момент – роль государства как активного субъекта культурной политики. Вопреки либеральному пониманию государства как «ночного сторожа», авторы проекта подчеркивают, что задачей государства становится «возделывание», «окультуривание» современного человека и общества в целом в соответствии с едиными духовными, нравственными и эстетическими ценностями.

Как заметил по этому поводу министр культуры РФ историк и писатель Владимир Мединский, пусть растут все цветы, но государство будет поливать только те, которые приносят добрые плоды.

В этой связи обращают на себя внимание исторические и литературные труды Мединского, особенно исследование «Мифы о России» и роман «Стена», заключающие в себе обоснованный исторический и художественный взгляд на русскую цивилизацию в ее прошлом и настоящем. Впервые за многие годы в лице министра культуры мы получили квалифицированного ученого-гуманитария и писателя, что, несомненно, играет положительную роль в развитии современной русской (российской) культуры.

Не сомневаюсь, что проект основ подвергнется критике со стороны тех, кому чужда православно-патриотическая традиция России. Особенное неприятие наверняка вызовет мысль о том, что Россия не сводима ни к Западу, ни к Востоку. Между тем идея самостоятельной русской (российской) цивилизации давно уже стала общим местом мировой науки – достаточно назвать в данном контексте имена Данилевского, Леонтьева, Шпенглера, Гумилева, Тойнби. «История России требует другой мысли, другой формулы» (А. С. Пушкин).

Главное пожелание в связи с предложенным проектом – чтобы он не остался на бумаге. К несчастью, это происходит со многими благими намерениями и планами в нашей стране, в том числе и прямо вытекающими из указаний президента. Сколько было разговоров о необходимости национального в лучшем смысле этого слова телевидения! Воз и ныне там. Каких только моделей ни строилось по поводу российского кинопроката – и кому принадлежат сегодня наши кинозалы? Мы уже не упоминаем о том, какую нравственно-эстетическую мерзость демонстрируют некоторые московские и петербургские театры, прикрываясь при этом нередко «русской классикой». Чтобы прекратить это, нужна политическая воля – прежде всего воля партии власти, опирающейся на волю большинства народа.

Хотелось бы выразить надежду, что плодотворное сотрудничество между отечественной культурой и государством будет развиваться и впредь.
 

 
По теме
1 апреля в 15.00 в Зале Корфа Российской национальной библиотеки (пл. Островского, 1-3) состоится открытие выставки «Знаю, что моё имя после меня будет счастливее меня…»,
В Петербурге прошли съемки очередного цикла телепроекта «Я знаю, что всё познаю», в ходе которого своё закулисье юным театралам открыл академический театр оперы и балета имени Мусоргского — Михайловский театр.
Главный врач больницы Святого Великомученика Георгия подвел итоги работы стационара в 2023 году - Городская больница Святого Великомученика Георгия По словам Валерия Викторовича, количество пролеченных больных в стационаре за прошлый год, по сравнению с 2022 годом, выросло на 20%.
Городская больница Святого Великомученика Георгия
В Петербурге прошел VII Всероссийский конкурс ораторского искусства имени А. Ф. Кони | ФОТО предоставлено организаторами - С.-Петербургские ведомости Речи Анатолия Кони, Романа Руденко, Федора Плевако, Леонида Ячелина, других выдающихся российских юристов и государственных деятелей звучали 21 марта 2024 года в тронном зале исторического здания Главного управления Миню
С.-Петербургские ведомости