В Музее городской скульптуры показали «Ленинград. Оттепель»

В Музее городской скульптуры показали «Ленинград. Оттепель» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Фото: spbvedomosti.ru

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

По мнению автора «Санкт-Петербургских ведомостей», выставка стала точным и продуманным посвящением искусству 1950 - 1960-х годов.

У журналистов, пишущих о художественных выставках, существует проверенный годами метод определения качества показанного: надо послушать реакцию фотографа, с которым мы ходим на вернисажи. Часто они, привыкшие к потоку, молча достают фотокамеру, делают несколько снимков и говорят: «Ну, я пошел». В данном случае Дмитрий Соколов долго рассматривал литографии, а потом заметил: «Какие хорошие работы». 

Недавно свои выставки посвятили «оттепели» Третьяковская галерея и Русский музей. Музей городской скульптуры сделал акцент на ее человеческом измерении. По словам Надежды Ефремовой, куратора выставки, старшего научного сотрудника музея, «в яркий, неповторимый период «оттепели» человек, его жизнь, его индивидуальность стали всем интересны». 

Пейзаж Сергея Штейнберга называется «Памятник Николаю Римскому-Корсакову». Но первое, на что мы обращаем внимание, - это публика, спешащая на спектакль к ярко освещенному подъезду Кировского театра. Вспоминаются пейзажи Камиля Писсаро. В «Белой ночи» Михаила Успенского главными становятся не разведенный мост и Нева, а девушки в белых платьях, встречающие рассвет. 

Ефремова обращает внимание на изображение воды или дождя, которые становятся символом движения, обновления. Как в пейзаже Анатолия Каплана «Набережная Мойки», Станислава Вихарева «Стрелка Васильевского острова», «Метро «Площадь Восстания» Ирины Маслениковой. А то и метафорой очищения от прежних печалей и невзгод, как в литографии Веры Матюх «Девушка под зонтом» с бликами света на мокром плаще. 

Даже «Первый снег» Милицы Чарнецкой освежает, не говоря про ледоход в пейзаже Вадима Смирнова «На Неве». Официальный из официальных Петр Белоусов вдруг создал пейзаж «Летний сад. Статуя. Ночь», где главными персонажами стала парочка, гуляющая под дождем. 

Этим литографиям «аукается» скульптура - «Портрет мальчика» Федора Никулина из шамота, раскрашенного синей краской, «Портрет футболиста Льва Бурчалкина», «Танцовщица Тамара Томилина» Моисея Вайнмана. 

Особое место на выставке занимает классик ленинградского искусства Александр Ведерников с литографией «Университетская набережная» и яркими натюрмортами в духе Анри Матисса. Александр Самохвалов, словно вспомнив свою молодость и картину «После кросса», создал несколько небольших скульптур купальщиц. 

В оттепельные времена Пелагея Шурига получила возможность создать из «легкомысленного» расписанного красками гипса рельефы работниц швейной фабрики им. Володарского - Лины Степановой, Александры Эрмиль и Лии Пятибратовой. Она же, используя классический сюжет о трех грациях, изображает их в гипсе и называет работу «Право на отдых». 

В 1956 году скульптор Михаил Аникушин воспользовался своим «правом на труд». Когда его модель памятника Пушкину должна была идти в отливку, он попросил еще три месяца, чтобы довести модель до совершенства. И был услышан, дело по тем временам совершенно необычное. На выставке показаны несколько фотографий, которые делали сотрудники музея для служебных целей, сейчас это памятники времени - открытие памятника Пушкину, реставрация Нарвских ворот, возложение цветов к памятнику Ломоносову в день его рождения... И ноябрь, идет сильный снег, но лицо девочки, смотрящей в объектив, светится оптимизмом. 

Материал был опубликован в газете под № 071 (1180) от 20.04.2018 под заголовком:   «Короткое время надежд ».

  • Вадим Михайлов
  •  
    По теме
    Фото: пресс-служба библиотеки для слепых и слабовидящих. - Культура Петербурга Фото: пресс-служба библиотеки для слепых и слабовидящих. Рассказываем, какие мероприятия пройдут в Государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих в апреле 2024 года.
    Культура Петербурга