Завершился симпозиум "Бражниковские чтения-2017"

Завершился симпозиум "Бражниковские чтения-2017"
Завершился симпозиум "Бражниковские чтения-2017"
Завершился симпозиум "Бражниковские чтения-2017"
Завершился симпозиум "Бражниковские чтения-2017"
Завершился симпозиум "Бражниковские чтения-2017"
Завершился симпозиум "Бражниковские чтения-2017"
Завершился симпозиум "Бражниковские чтения-2017"
Завершился симпозиум "Бражниковские чтения-2017"
Завершился симпозиум "Бражниковские чтения-2017"
Завершился симпозиум "Бражниковские чтения-2017"
Завершился симпозиум "Бражниковские чтения-2017"
Завершился симпозиум "Бражниковские чтения-2017"
Завершился симпозиум "Бражниковские чтения-2017"
Завершился симпозиум "Бражниковские чтения-2017"
Завершился симпозиум "Бражниковские чтения-2017"
Завершился симпозиум "Бражниковские чтения-2017"
Завершился симпозиум "Бражниковские чтения-2017"
Завершился симпозиум "Бражниковские чтения-2017"
Завершился симпозиум "Бражниковские чтения-2017"
Завершился симпозиум "Бражниковские чтения-2017"
Фото: aquaviva.ru
Последний день ежегодного международного научно-творческий симпозиума "Бражниковские чтения" прошел 10 ноября в Феодоровском соборе .
Фото: Андрей Петров

  • Божественную литургию древнерусским распевом возглавил иерей Вячеслав Завальный в сослужении настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской государственной консерватории протоиерея Виталия Головатенко . За богослужением пел сводный хор участников и гостей симпозиума. Звучали песнопения разных древнерусских стилей конца  XVII века - одноголосные и многоголосные.

    Как рассказала преподаватель кафедры "Древнерусское певческое искусство" Санкт-Петербургской консерватории, руководитель ансамбля "Ключ разумения" Наталья Мосягина, 8 ноября для всех желающих прошел мастер-класс, на котором разучивались песнопения сегодняшней Божественной литургии. "Раньше русское многоголосье звучало в больших соборах на архиерейских службах, - отметила она. - Поэтому Феодоровский собор, как никакой другой, соответствует традициям такого пения".

    Настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери протоиерей Александр Сорокин провел экскурсию в храме-часовне Новомучеников и исповедников Российских .

    Темой заседания симпозиума в этот день стали православные церковно-певческие традиции XVII-XXI веков. Заседание вели научный сотрудник Музыковедческого института Сербской академии наук и искусств, профессор доктор исторических наук Весна Сара Пено и научный сотрудник Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Лада Кондрашкова.  

    Прозвучал доклад Ирины Жуковской из Витебска "Песнопения постного обихода в "Ирмологионе" 1598-1601 годов". Весна Сара Пено из Белграда в докладе "Сербское церковное пение в контексте певческих традиций на Балканах" отметила, что в Сербии в силу исторических причин не осталось древних нотированных рукописей. Со времен турецкого владычества сохранилась устная память, в XIX веке песнопения все-таки были зафиксированы Стефаном Мокранецом и Корнилием Станковичем. Сегодня можно говорить о так называемом сербском народном пении, корни которого, как и древнерусского пения, лежат в византийской традиции.

    С докладами выступили также Александра Андреева из Денвера (США) - "Исполнялись ли библейские песни в XVII веке: по материалам соловецкого ирмология", Евгения Гатовская из Москвы - "Концерты Василия Титова на тексты стихир великомученику Димитрию Солунскому", Оксана Серикбаева из Москвы - "Способы и формы исполнения богослужебных текстов в древнерусских и старообрядческих уставах и их реализация в богослужениях рижской Гребенщиковской старообрядческой общины", Елена Михайлова - "Духовно-музыкальная деятельность Сергея Ляпунова в послереволюционное время", Дмитрий Шабалин из Краснодара - "Новые открытия античных, средневековых и кавказских ладов".

    По окончании был отслужен молебный канон Пресвятой Богородице греческого распева. Наталья Мосягина рассказала, что ансамблем "Ключ Разумения" в течение этого года проводилась работа по реконструкции песнопений из древнерусских рукописей конца XVII века. "Молебный канон Пресвятой Богородице сегодня почти нигде не служится, - подчеркнула она. - Монах Феостирикт написал текст, когда страдал душевной болезнью. Его рекомендуют читать, когда есть какая-то скорбь. Он был известен ученым, но на практике не исполнялся. Иногда канон звучит в современном обиходе, но мы восстановили распев XVII века. Он исполняется раз в месяц в Феодоровском соборе, каждую вторую пятницу в 18.00".
     
    Симпозиум закончился концертом, среди исполнителей которого были ансамбль древнерусской музыки Санкт-Петербургской консерватории "Знамение", ансамбль "Ключ разумения", артисты хора Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Женский состав византийского хора "Пахомий Логофет". Приветствуя собравшихся, настоятель собора протоиерей Александр Сорокин напомнил, что в этом году Бражниковские чтения посвящены мученичеству за веру. "Это важная часть церковной веры, - сказал он. - В рамках Феодоровского собора более, чем уместно, провести такую конференцию. Как впрочем и во многих других храмов, которые вплоть до смерти исповедовали веру во Христа в лице своих священнослужителей и прихожан".
     
    Как рассказала корреспонденту ИА "Вода живая" Наталья Мосягина, в певческом искусстве важно соединение теории и практики. "Всегда раньше теоретиками в этой области являлись наиболее грамотные певчие. Сейчас порой теория отделена от практики". Она отметила, что сегодня в храмах в основном звучит концертное пение. "Традиция многоголосного гармонического пения имеет не такую долгую историю, как традиция древнерусского, которая существовала с Крещения Руси. Пение за богослужением должно быть молитвой. Никто не отрицает, что оно должно быть качественным, но оно не должно быть концертом, который услаждает только наше ухо. Пение - это инструмент, который настраивает нас на определенное состояние".

    Завкафедрой "Древнерусское певческое искусство" Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова, научный консультант Фонда поддержки русского искусства и православной культуры "ОВХР 1915" Екатерина Смирнова рассказала, что впервые в этом году симпозиум начался Божественной литургией и закончился молебном.

    "Надеемся, что это станет нашей традицией, - отметила она. - Вся деятельность конференции направлена на то, чтобы включить прекрасные образцы русского церковно-певческого наследия в богослужебную жизнь и вернуть их в культурное поле России. Каждый год мы принимаем гостей из разных стран мира, которые изучают православные певческие традиции; бывали и специалисты по армянской певческой традиции. Планируем создать международный комитет, чтобы наша конференция объединяла исследователей православных певческих традиций разных стран. В этом годы приехали исследователи из Португалии, США, Белоруссии, Сербии".  
    В рамках "Бражниковских чтений" 9 ноября была открыта выставка в отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Организаторы чтений - кафедра ДПИ СПбГК имени Римского-Корсакова, Российская национальная библиотека, собор Феодоровской иконы Божией Матери. Симпозиум проходит под эгидой VI Санкт-Петербургского международного культурного форума.
     
     
    По теме
    Завтра православные отмечают Саввин День - Peterburg2.Ru Что можно и нельзя делать завтра – в Саввин день В Русской Православной Церкви 29 марта вспоминают мученика Савина (Саввина) Ермопольского (Египетского), пострадавшего за веру.
    Peterburg2.Ru
    Выходные - Феодоровский собор       Лекция о новомучениках и христианский квартирник. В воскресенье 24.03.24 Никита Гольцов провел для молодежной общины Феодоровского собора семинар о новомучениках Русской Церкви.
    Феодоровский собор
    Телеканал «Санкт-Петербург» рассказывает об основных событиях к этому часу.
    ТК Санкт-Петербург
    В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
    Администрация г. Санкт-Петербурга
    Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
    Культура Петербурга