«Актёр, который сыграл всё». Безруков о мифах и разговоре с президентом

Безруков признан одним из самых популярных российских актёров.
В Московском губернском театре состоялась премьера
«Актёр, который сыграл всё». Безруков о мифах и разговоре с президентом
Безруков:
Олег Басилашвили: «Я понимаю, что делаю нужное дел».
Фото: images.aif.ru

Народный артист рассказал SPB.AIF.RU, как ему удалось стать самобытным режиссёром.

Безруков признан одним из самых популярных российских актёров. © / www.globallookpress.com Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: – Сергей Витальевич, недавно   в Московском губернском театре, который вы возглавляете, состоялась премьера   «Вишнёвого сада». Это   стало событием, причём не только для столицы. Вы не раз говорили, что хотели зрителей буквально привести в  «вишнёвый сад». Получилось?

– Кажется, да.   Чтобы проникнуться духом того времени, репетировали мы в Любимовке, имении Станиславского, где   приехавший в гости Чехов   и придумал эту пьесу. Там сохранился дом с вишнёвым садом.  Там же мы показали часть спектакля, причём задействовали две площадки. Одна – зрительный зал на 200 мест, располагалась напротив особняка. Вторая – историческая веранда, где прохаживался и Антон Павлович. На ней и разворачивается действие. Лопахин встречает Раневскую, которая приехала на двух экипажах, запряженных фыркающими лошадьми. Играет  оркестр. Затем Фирс проводит экскурсию вокруг дома, а зрители рассаживаются на фоне настоящих деревьев.

То есть, люди попадают в реальную атмосферу, которую теперь мы пытаемся воссоздать на большой сцене. По ходу спектакля сад цветёт, увядает, а в финале его выкорчёвывают. Но на поклон актёры выходят с маленьким побегом вишнёвого дерева, а значит саду – быть.

В Московском губернском театре состоялась премьера "Вишнёвого сада". Фото: www.globallookpress.com

– В такой же обстановке исторической достоверности в Орехово-Зуево,  на прежних мануфактурах Саввы Морозова, в мае 2018 года, пройдёт ваш фестиваль «Фабрика Станиславского». Почему выбрали именно это место?

30 млн на социалку. На что тратят деньги петербургские меценаты – Потому что без Морозова, его помощи, не состоялись бы МХТ, Чехов. Поставить пьесу без финансовых вложений было невозможно и в XIX веке, поэтому имена Станиславского и Морозова тесно связаны. Это повод и для разговора о нынешнем положении дел. Потому что, когда спрашивают: «Зачем театру спонсоры?», у меня  параллельно возникает другой вопрос: «А сколько стоит билет в театр?». Зрителям хочется, чтобы он был дешёвым, а постановка – красивой и масштабной. Но как нам, творческому коллективу, заработать  на такой спектакль? Поднять цену на билеты?

Давайте начистоту: наши люди по своему достатку не готовы платить ощутимые суммы за «встречу с прекрасным». Вот и получается, что без помощи государства, меценатов в XXI веке, как и во времена Станиславского, не обойтись. Наш фестиваль – скромная дань русскому психологическому театру, который  надо сохранять. Проведём также мастер-классы, лекции. Очень благодарны за поддержку руководству и студентам ГИТИСа. Приезжает много молодёжи, которая учится, развивается, набирается опыта.                   

«Ефремов, Евстигнеев – ширпотреб?»

– Ваш театр отличается   большим детским репертуаром. О сохранении в России ТЮЗов вы говорили и на совещании, которое в рамках Международного культурного форума в Петербурге провёл Владимир Путин.     Чем вызвана  обеспокоенность?

– Сегодня ТЮЗам, кукольным  театрам надо активно помогать. У нас в России 198 детских театров, из них 72 ТЮЗа. Многие  в плохом состоянии,  нуждаются  в обновлении.  А как иначе, если раньше на них в среднем выделялось 1,3 миллиона рублей? Можно на такие деньги сделать капремонт?    А постановку,  чтобы впечатляла? Нереально. И   не потому, что сейчас очень требовательный зритель. 1,3 миллиона для большой сцены? Ой, ой, ой: еле  хватит на костюмы и декорации.

Из взрослых коллективов я, может быть, единственный обладаю столь обширной детской программой. Ставлю у себя спектакли и знаю, что почём. Более того, большую часть  денег от поездок труппы мы тратим на детские гастроли.

Безруков: "Есть такой расхожий миф обо мне, будто я сыграл всех и вся, хотя на самом деле это не так". Фото: Commons.wikimedia.org

Недавно в Петербурге показали «Остров сокровищ». Масштабная работа, декорации, 50 человек на сцене.  Захватывающее зрелище, ведь для детей всё надо делать с полной отдачей и по-настоящему. К сожалению, даже многие профессионалы этого не понимают. Правда, постепенно ситуация меняется. В прошлом году  заявки пришли из 73 регионов и многие коллективы получили серьёзную   помощь. А глава государства пообещал ежегодно выделять один миллиард рублей на поддержку талантливой молодежи.

– Также вы бьётесь за статус артистов детских, кукольных театров, говорили об этом и президенту. В чём проблема?

Шекспир - плохой автор? Олег Басилашвили о Ромео, режиссёрах и демократии – Абсурд, но   и среди нашей актерской братии существует мнение: если актер тюзовский,  значит, второсортный.  Господа, я просто напомню: из детского театра вышли Олег Ефремов, Евгений  Евстигнеев. Они что, ширпотреб? Мол, не могли попасть в драматический и пошли в ТЮЗ? Но только хорошие артисты идут в кукольный, детский театр. Ведь  куда взрослые  в первую очередь ведут детей?  Конечно, многие посещают  концерты, в том числе классики, и это прекрасно – музыка помогает раскрыться. Но первым делом надо идти в  театр: вы не представляете, как это развивает ребенка. 

В целом отношение к детскому театру должно быть первостепенным, это очень важно. А то у нас дети всегда по остаточному принципу. Мол, они   маленькие, им много не надо. Но нужно мыслить как раз наоборот. Мы, взрослые, как-то выживем, выкрутимся. А детям требуется столько же, сколько и взрослым, только больше и лучше. Да, я представляю взрослый состав, но за «тюзовцев» – горой.

Сыграл миф о себе?

– Вы не боитесь экспериментировать. К 100-летию революции поставили пьесу малоизвестного уральского драматурга. Чем вызвано такое решение?

Владимир Зуев стал победителем проекта нашего театра «Возрождение. Накануне. 1916–2016». Было подано очень много интересных заявок, эскизов. Нам хотелось совместно с его участниками разобраться, что же стало предвестником Октябрьского переворота? Парадокс в том, что современная молодежь старается не касаться событий революции. Они не понимают, как к этому относиться, бояться. 

Владимир же изучил очень много исторических материалов и написал замечательную пьесу «Восемь» о расстреле царской семьи в Алапаевске, которую мы и поставили в МГТ. Это камерный спектакль на 50 мест. Всех, зрителей и артистов, собрали в классе, потому что последние дни великая княгиня Елизавета Фёдоровна и великие князья провели в школе на окраине города. 18 июля 1918 года их сбросили в шахту. И когда зрители и артисты оказываются за одними партами, они ещё раз проходят урок истории, который наша страна никак не может пройти до конца. Чтобы заучить его раз навсегда и не повторять   жутких, кровавых ошибок.

Задача актёрской профессии – создавать что-то новое. Творчество безгранично, важно только, чтобы интерес к поиску не пропадал.

– На этом фоне для многих было неожиданностью ваше участие в комедии «Мифы». Говорят, сыграли миф … о себе?

– Я  видел работы Саши Молочникова , мне нравятся его драйв, юмор и я согласился. Долго искали, кем может быть мой герой и нашли образ актёра, который сыграл всё.   Есть такой расхожий миф и обо мне, будто я сыграл всех и вся, хотя на самом деле это не так (улыбается). Для моего героя даже написали арию в стиле рок, и мне было очень интересно поиронизировать на эту тему. Хотя мой персонаж одновременно и трагическая фигура, талант, превратившийся в медийное лицо, которое ему теперь невыносимо видеть везде, а особенно в зеркале. В целом считаю, что это задача актёрской профессии – создавать что-то новое. Творчество безгранично,  важно только, чтобы  интерес к поиску не пропадал. 

 
По теме
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга