Новости города БезФормата.Ru
Санкт-Петербург
Главные новости
 
Задать вопрос?

Филолог рассуждает, почему «Войну и мир» школьникам надо изучать обязательно, а «Тихим Доном» можно пожертвовать

Как преподавать литературу в школе? Об этом спорят много и горячо. Одни говорят о необходимости обучения по строгим методикам, другие выступают за свободное творчество учеников. О том, куда эти споры нас уведут, рассказал Сергей ФЕДОРОВ, заведующий кафедрой филологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, руководитель Санкт-Петербургского отделения Ассоциации учителей русского языка и литературы (АССУЛ).

– Какой сейчас главный пункт спора об изучении литературы в школе?
– Cамая сложная ситуация сегодня, наверное, связана со спорами вокруг того, что изучать. Это довольно грустно, ведь в стране с многовековой культурной традицией, где в основании всегда была литература, вопрос этот, казалось бы, давно должен быть решен. Для меня очевидно, что изучать надо нашу классику. Но программа сегодня перегружена, с этим тоже нужно что-то делать.

Например, либеральная критика в ответ на список, разработанный Ассоциацией учителей русского языка и литературы, стала кричать, что в этом перечне около четырехсот произведений. И кто же это все прочитает?! Но, во-первых, текстов было меньше на порядок, а во-вторых, посчитали и такие, как «Умом Россию не понять» Тютчева. 

С другой стороны, те, кто обвиняет либералов в том, что они хотят уничтожить наши духовные скрепы, тоже не всегда правы. В примерной программе по литературе для пятого-девятого классов, которую разрабатывали Сергей Волков и его коллеги, всего 12 обязательных произведений, остальное содержание вариативно. Я бы этот круг расширил (там совсем нет лирики), но  оставил бы все тексты, которые там были названы, – это действительно стержневые произведения. В то же время порой озвучиваются удивительные, суперлиберальные инициативы... Например, убрать из программы «Войну и мир», поскольку детям трудно этот роман читать. Ну, знаете, и «Курочка Ряба» не простое произведение.

– Но чем-то все равно придется пожертвовать.
– Если взять критерий удобства изучения, то тут можно привести в пример ситуацию с Львом Толстым. В школьной программе два романа-эпопеи: «Война и мир» в десятом классе, и «Тихий Дон» Шолохова в одиннадцатом. Я думаю, что на уровне негуманитарных классов можно оставить одно произведение. И, наверное, можно отказаться от романа Шолохова. Почему не от романа Толстого? Потому что «Война и мир» очень удобен для изучения. Как справедливо отмечает профессор СПбГУ И.Н.  Сухих, роман строится по принципу комбинирования эпизодов. Есть эпизоды-описания, есть эпизоды-события, есть эпизоды-размышления. Если учитель строит изучение на вдумчивом выборочном анализе этих эпизодов, то у школьников возникает целостное впечатление о романе-эпопее.

Конечно, в построении школьного курса литературы нужно учитывать преемственность текстов. Мы не сможем понять более поздние и современные произведения, если уберем им предшествующие. Возьмем для примера «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря…» Иосифа Бродского (я бы обязательно включил его в кодификатор ЕГЭ по литературе) – в этом стихотворении мы с легкостью найдем с десяток цитат и реминисценций. Тут отсылки и к Пушкину, и к Гоголю, и к Есенину, и к Маяковскому. Как мы в этом разберемся, не зная истоков? 

И есть вещи, вообще не подлежащие обсуждению. Если вы на улице попросите людей вспомнить какое-нибудь стихотворение Пушкина, все вспомнят: «Я вас любил, любовь еще, быть может...». Это один из тех текстов, что формируют наш ментальный выбор. Как только это стихотворение вошло в наш культурный канон, а закрепляется он именно школьной программой, русский человек уже не может желать в любви быть собственником и ревнивым эгоистом. Конечно, в жизни бывает по-разному, но идеальным жестом, к которому мы стремимся, оказывается жест Пушкина: «Как дай вам Бог любимой быть другим». И очень важно, чтоб через такие ментальные тексты и жесты прошли наши ученики.

– А если говорить не о списках, а о методиках? Кто сегодня у руля в российском образовании: либералы или консерваторы? С одной стороны, введен федеральный образовательный стандарт, вроде бы ратующий за свободу самовыражения, с другой стороны, есть формализованный ЕГЭ. 
– Впечатление такое, потому что мы начали строить дом с крыши, а не с фундамента. Мы сначала ввели ЕГЭ, а потом уже стандарт, хотя должно быть наоборот. Сейчас все это подгоняется, но опять не без перегибов. Взять ЕГЭ: родился он, конечно, как явление вовсе враждебное литературе. Критиковали, критиковали, наконец, убрали все тестовые задания, но что теперь? Теперь детям нужно написать пять творческих работ на разные темы: четыре небольших и одну развернутую. И все за четыре часа. Это физически невозможно.

– ЕГЭ  критикуют за то, что он ставит учеников в тесные рамки определения авторской позиции.
– Так было раньше, но сегодня одно из требований к экспертам ЕГЭ звучит так: оценивать нужно не авторскую позицию, а аргументацию ученика. Но нужно понимать и то, что интерпретация не может быть произвольной. Школьник  вправе определить ее по-своему, если он докажет свои умозаключения примерами из произведения. Но не одним примером, а несколькими. Но проблема как раз в том, что такой обстоятельной работе препятствует техническая сторона экзамена: мало времени и много заданий.

– Говоря об интерпретации, мы подобрались к герменевтике.
– Герменевтика – искусство толкования. Это такой подход, который подразумевает, что одно и то же произведение может быть прочитано по-разному. Подход как раз либеральный. И очень интересный.

Как это выглядит на практике?  Допустим, я не предлагаю детям проанализировать десять стихотворений Державина, найти там главную мысль и показать, какими средствами она выражена, а предлагаю им сделать коллаж из фотографий, раскрывающий художественный мир поэзии Державина. И в этот ученический коллаж  чего только не войдет. И герб Российской империи, и что-то из серии «мертвые с косами стоят», и, может, даже, что-то фривольное из серии 18+. И это по-державински.

Лучший способ изучения Грибоедова – поставить «Горе от ума» на школьной сцене. И пусть наши ученики сыграют каждую сцену по-своему.

– А параллели с днем сегодняшним проводить можно?
– Обязательно! Кто такой Печорин? Первый русский блогер. Почему? Потому что дает свои дневники читать. И не только дает читать, но и пишет с оглядкой на читателя. Печорин – абсолютно современный герой: для него самопрезентация важнее самопознания.

А эпилог «Преступления и наказания» про трихины, внедрявшиеся в человеческое сознание, после чего каждый зараженный осознавал себя единственно правым? Посмотрите, что творится в мире! Кто прав? Америка? Северная Корея? ИГИЛ? Россия? А в России кто прав? Патриоты или либералы? Все считают себя правыми.

– Только читать нынешние дети не хотят. И что с этим делать?
– Очень просто. Я петербургский учитель, хранитель петербургской педагогической традиции, а родоначальник этой традиции Петр Великий говорил: «У меня есть палка – я вам всем отец». Поэтому я стою на том, чтобы читали. Кто не читает – тому два. А выяснить, кто не читал, мне нетрудно: пара вопросов – и все становится ясно. А вот что они из прочитанного вынесут, уже не в моей воле, а их свободный выбор, и его нужно уважать.

– Полезно ли чтение из-под палки?
– Если прочтут, что-то все равно отзовется в душе. Всякое образование в той или иной степени насилие. И как это ни парадоксально, если насилие не превращается в самодурство и учительскую деспотию, результаты могут быть вполне позитивными. 

– Как у нас сегодня с кадрами в образовании?
– Хороший учитель – это айсберг: 10% на поверхности, 90% скрыто. Дети тянутся к тем, в ком есть эта глубина, с кем интересно разговаривать и спорить. Подростки не очень уважают урокодателей, которые просто дают им необходимую информацию по предмету. У педагогов сегодня есть великолепный конкурент – Интернет. Им дети прекрасно пользуются, когда надо списать. Увы, ловлю их на этом постоянно. Одного на днях поймал, говорю: «Списано». А он мне с вызовом: «Но не всё!» И тут же оправдывается: «Мне трудно писать». Я отвечаю: «А мне трудно учить».

– Действительно трудно?
– Да, учить сегодня трудно. Когда педагогу нужно написать огромное количество технологических карт, рабочих программ, и он еще должен участвовать в борьбе с коррупцией, наркотиками и антитерроре и обязательно об этом письменно отчитаться, то он превращается в винтик мертвого бюрократического механизма. Никакие стандарты ничего не изменят. Некогда эти стандарты воплощать в жизнь, нет возможности у педагогов развиваться.

А скоро и развивать будет некого. У нас исчезает профессиональное педагогическое образование. Сегодня, чтобы поступить на филфак Герценовского университета, не надо сдавать ЕГЭ по литературе, теперь там принимают сертификат ЕГЭ по обществознанию. И это в ведущем педагогическом вузе не только Санкт-Петербурга, но и России. Когда я пятнадцать лет назад в РГПУ имени А.И. Герцена читал лекции по методике преподавания литературы в школе, на них собиралось до ста слушателей  – студентов третьего курса. Методика была тогда обязательным условием обучения в педагогическом вузе по специальности «русский язык и литература». Сегодня в лучшем случае десять, может быть, пятнадцать человек прослушивают этот курс. Спасибо Болонскому процессу, мягко говоря, странному, педагогическому бакалавриату, когда студент уже на первом курсе идет на практику в школу, чтоб «научиться коммуницировать» с детьми, но при этом за четыре года не проходит, например, серьезного курса истории литературы.

– Зареформировали?
– Абсолютно верно. Система образования должна быть самой консервативной сферой, а у нас то одно предлагается, то другое, то – вперед, то – резко назад. Убрали сочинение, ввели ЕГЭ, потом стали каждый год его переделывать. Вернули сочинение – прекрасно. Но опять каждый год возникают идеи поменять правила. Учителя с восьмого класса готовят детей к этому сочинению, учитывают одни параметры, а на следующий год они могут стать другими. Зачем? Может, сначала результатов дождаться? Куда мы спешим?

У нас же каждый считает себя умнее другого. Вот они – трихины Достоевского, которыми заражены и либеральные и консервативные знатоки школьного литературного образования. Не в том ведь дело, что у нас где-то засели враги, пятая колонна, или все оккупировали консерваторы-охранители, я в это не верю, а в том, что мы разучились слышать и слушать другого, разучились договариваться. А договориться можно и нужно.

Марина ЯРДАЕВА, фото labirint.ru

В ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова – Покровский осенний бал 19 ноября 2017 года в актовом зале ГУМРФ имени адмирала C.О.
22.11.2017 ГМА им. адм. С.О.Макарова
10 ноября 2017 года был проведен Пленум Федерального УМО СПО по УГПС 26.00.00 «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта» Федеральное УМО СПО по УГПС 26.00.
22.11.2017 ГМА им. адм. С.О.Макарова
Шотландские ученые, представляющие Эдинбургский университет, заявили, что жизнь на нашей планете зародилась с помощью потоков космической пыли,
22.11.2017 Петербургский дневник
XLVI Ломоносовские чтения - СЗГМУ им. И.И. Мечникова17 ноября 2017г.
22.11.2017 СЗГМУ им. И.И. Мечникова
Более одного миллиона рублей оказались похищенными в Аграрном университете.
21.11.2017 МК в Питере
Школа - дом родной? Что можно, а что нельзя делать ребёнку в школе - АиФ СПбСтатья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46 17/11/2017 Учёба в школе - важнейшее время в жизни ребёнка и его родителей.
21.11.2017 АиФ СПб
21 ноября в Садово-архитектурном колледже состоялась торжественная церемония посвящения детей дошкольного и младшего школьного возраста в члены организации «Эколята».
21.11.2017 Комитет по образованию СПб
Научно-техническая библиотека 22 ноября 2017 года в 10.00 приглашает принять участие в обучающем онлайн-вебинаре «ЭБС Библиокомплектатор – инновационное комплектование современной библиотеки».
21.11.2017 ПГУПС
К 90-летию Почетного доктора СПбГУП Э.Рязанова (1927-2015) в  Научной библиотеке имени Д.А. Гранина  открыта фотовыставка «Эльдар Рязанов в Университете профсоюзов». - СПбГУПО презентации книги Эльдара Рязанова в СПбГУП На выставочных стендах – десятки уникальных кадров, рассказывающих о давней дружбе великого кинорежиссера с Университетом:
21.11.2017 СПбГУП
Накануне в школе №50 и гимназии №67 Петроградского района состоялись поистине королевские приемы: в гостях у школьников побывала Александра Анастасия Гамильтон, герцогиня Аберкорнская,
21.11.2017 Петроградский район
Конкурс «Студент года - 2017» - СПГУТДСегодня, 21 ноября 2017 года , в концертном зале Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна состоялось торжественная церемония чествования победителей конкурса "Студент года - 20
21.11.2017 СПГУТД
2 - СПбГУТ  им.проф. М.А. Бонч-Бруевича17 – 19 ноября на базе отдыха «Связист» в Ленинградской области прошла 33 смена Школа Актива СПБГУТ.
21.11.2017 СПбГУТ им.проф. М.А. Бонч-Бруевича
СПбГАСУ на Ярмарке профессий «Образование. Карьера. Досуг» - СПБГАСУСПбГАСУ на Ярмарке профессий «Образование. Карьера. Досуг» 21 ноября СПбГАСУ принял участие в Ярмарке профессий «Образование.
21.11.2017 СПБГАСУ
Школа - дом родной? Что можно, а что нельзя делать ребёнку в школе - АиФ СПб
Школа - дом родной? Что можно, а что нельзя делать ребёнку в школе
Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46 17/11/2017 Учёба в школе - важнейшее время в жизни ребёнка и его родителей.
АиФ СПб
Ученые объяснили, как на Земле зародилась жизнь
Шотландские ученые, представляющие Эдинбургский университет, заявили, что жизнь на нашей планете зародилась с помощью потоков космической пыли,
Петербургский дневник
Этот уникальный космический объект был обнаружен 19 октября 2017 года телескопом Pan-STARRS 1 на Гавайях. Фото AFP - Metro Петербург
НАСА опубликовало фото астероида, прибывшего из другой звёздной системы
Виктор Олейник За объектом наблюдают многие телескопы мира Американские учёные подтвердили, что астероид необычной формы, замеченный в Солнечной системе в октябре этого года,
Metro Петербург
Мужчина в ходе конфликта воспользовался бейсбольной битой - Вневедомственная охрана21 ноября 2017 года в 03.00 наряд группы задержания отдела вневедомственной охраны войск национальной гвардии по Невскому району Санкт-Петербурга задержал 69-летнего гражданина,
21.11.2017 Вневедомственная охрана
В Петербурге взломали три банкомата - ГАZЕТА.СПбРешается вопрос о возбуждении уголовного дела. За минувшие несколько дней в Северной столицы в разных районах города были взломаны три банкомата.
21.11.2017 ГАZЕТА.СПб
Фото: Реваль Рахматулин. - Комсомольская правдаПолиция задержала 35-летнего похитителя Ирина ЛИСОВА Похитителя щенка карело-финской лайки задержали в Ленобласти.
21.11.2017 Комсомольская правда
ЧП на платформе. Фото Getty - Metro Петербург
Женщину насмерть сбила электричка в Пушкине
Майя Колесникова Она переходила пути О происшествии на платформе Детскосельская в Пушкине сообщили очевидцы.
Metro Петербург
Фото: пресс-служба ГУ Росгвардии по Санкт-Петербурге и Ленобласти. - Комсомольская правда
Снаряд времен ВОВ нашли на станции «Горелово»
На расписание движения электропоездов данный инцидент не повлиял Ирина ЛИСОВА Страшная находка 21 ноября взбудоражила сегодня железнодорожную станции «Горелово».
Комсомольская правда
Мужчину доставили в полицию. - Metro Петербург
В магазине на Звездной мужчине проломили голову
Майя Колесникова Между двумя покупателями произошла ссора Конфликт в магазине в Московском районе Петербурга закончился уголовным делом.
Metro Петербург
Мультфильмы о космосе и жизни - Детский хоспис«Мама, но космонавт же умрет в космосе без скафандра! Почему же он отправился на небо?
21.11.2017 Детский хоспис
«Портрет девушки с рыжими волосами» (1918 год), Амадео Модильяни. Фото все фото предоставлены пресс-службой музея Фаберже - Metro ПетербургАлена Бобрович Работы впервые привезены из Франции в Россию В  Музее Фаберже открывается уникальная выставка "Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса".
21.11.2017 Metro Петербург
ФОТО предоставлено организаторами 26 ноября при информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» состоится торжественная церемония награждения участников IV фотовыставки достижений «Ос
21.11.2017 Санкт-Петербургские ведомости
На должности главного архитектора Петергофа Бенуа прослужил 25 лет. - АиФ СПб
Зодчий Петергофа. Во многом его современным видом мы обязаны Николаю Бенуа
«АиФ» продолжает проект, посвящённый 260-летию Императорской академии художеств.
АиФ СПб
Голос Альфа и де Ниро. Актер озвучания – о ролях и работе в тени «звезд» - АиФ СПб
Голос Альфа и де Ниро. Актер озвучания – о ролях и работе в тени «звезд»
Александр Клюквин рассказал, как озвучил популярных персонажей кино и сериалов.
АиФ СПб
Скульптура Ксении Собчак. Фото Василий Кузьмичёнок - Metro Петербург
В Москве появилась парящая скульптура Ксении Собчак
Мария Беленькая Скульптуру представил Александр Донской Бизнесмен Александр Донской представил в Музее Ультра Современного Искусства UMAM на Артплее скульптуру, изображающую телеведущую Ксению Собчак, стоящую на голове.
Metro Петербург
Екатерина Смольникова:  Хотела быть как Екатерина Андреева - ФонтанкаО бедной жизни в Сочи, мыслях о переезде в Лондон и о том, почему футболисты «Зенита» не общаются за пределами поля, в интервью «Фонтанке» рассказала Екатерина Смольникова, жена защитника «Зенита» Игоря Смольникова.
21.11.2017 Фонтанка
ХК "Университет Лесгафта" - чемпионы - Федерация хоккеяФинал Чемпионата сыгран, и мы вновь поздравляем команду Университет Лесгафта с выигранным чемпионством!
21.11.2017 Федерация хоккея
Нажмите для предварительного просмотра изображения - ФК ДинамоВолевая победа в матче с командой "Луч-Энергия", в котором "Динамо" смогло одержать победу, проигрывая после первого тайма со счётом "0:2", стала для нашей командой первой подобной за девять с лишним лет!
21.11.2017 ФК Динамо
Семиклассник Роман Старков занимается лыжами шесть лет. Фото Из личного архива - Metro Петербург
Автор флешмоба #NoRussiaNoGames поддержит лыжников в Финляндии
Филипп Ковалёв Петербургский школьник взорвал Сеть Автор флешмоба #NoRussiaNoGames семиклассник Роман Старков отправится в Финляндию на Кубок мира по лыжным гонкам.
Metro Петербург
Круглый стол «Профилактика детского травматизма» - АиФ СПб
Круглый стол «Профилактика детского травматизма»
Начало мероприятия – в 14.00 23 ноября pixabay.com 23 ноября  в 14.00 в пресс-центре газеты «Аргументы и факты Петербург» состоится круглый стол на тему «Профилактика детского травматизма».
АиФ СПб
Возвращенцы из НХЛ
Иллюстрация Volkova-Innae/shutterstock.com Казалось бы, у СКА в последние годы находится все меньше достойных соперников в чемпионате КХЛ и армейцам самое время заявиться в НХЛ.
Санкт-Петербургские ведомости
Сулейман Керимов - фотоархив. Фото РИА Новости - Metro ПетербургСидоровская Наталья В СМИ озвучили возможную причину задержания сенатора Сулейман Керимов, член Совета Федерации и российский бизнесмен, был задержан поздно вечером 20 ноября во Франции, в аэропорту Ниццы.
21.11.2017 Metro Петербург
От Советской до Рождественской, с Восстания на Знаменкую - ФонтанкаНовый состав топонимической комиссии 24 ноября рассмотрит вопрос о переименовании Советских улиц и площади Восстания.
22.11.2017 Фонтанка
Встреча главы российского государства с Башаром Асадом прошла 20 ноября. В сообщении, опубликованном на сайте Кремля, сказано,
21.11.2017 Петербургский дневник
Руководителю Управления Россельхознадзора внесено представление - Прокуратура Санкт-ПетербургаПрокуратура Санкт-Петербурга проверила соблюдение законодательства в деятельности должностных лиц Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской области.
21.11.2017 Прокуратура Санкт-Петербурга
С 23 ноября ограничат движение по Каменному мосту - АиФ СПбОграничения будут действовать до 20 декабря Commons.wikimedia.org С 23 ноября в Петербурге перекроют движение транспорта по Каменному мосту.
21.11.2017 АиФ СПб