В Санкт-Петербурге 13 ноября 2017 года в Смольном под председательством прокурора Санкт-Петербурга Сергея Литвиненко состоялось межведомственное совещание руководителей правоохранительных органов и органов исполнительной власти Санкт-Петербурга «О полноте и эффективности принимаемых уполномоченными органами Санкт-Петербурга мер по борьбе с незаконным оборотом алкоголя и профилактике его потребления, в том числе несовершеннолетними».
В работе совещания приняли участие Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, заместитель Генерального прокурора по Северо-Западному федеральному округу Александр Гуцан, вице-губернаторы, руководители профильных комитетов Правительства Санкт-Петербурга, правоохранительных органов, контролирующих и надзорных ведомств, а также главы районных администраций и представители прокуратуры Санкт-Петербурга.
В своём докладе заместитель прокурора Санкт-Петербурга Виктор Мельник озвучил результаты проверки соблюдения законодательства, направленного на борьбу с алкоголизацией населения и противодействие правонарушениям и преступлениям в сфере незаконного оборота алкоголя.
Принимаемые правоохранительными органами, органами государственной власти Санкт-Петербурга и местного самоуправления меры не позволили в полной мере эффективного реализовать существующие государственные задачи в сфере профилактики алкоголизма.
Проведенная прокурорами оценка работы администраций районов по реализации Планов профилактики правонарушений в части противодействия нелегальному обороту алкогольной продукции показала ее неравномерность и выявила существенные различия в ее организации, планировании и осуществлению.
В настоящее время в Санкт-Петербурге имеется только 5 круглосуточных пунктов освидетельствования лица на предмет наличия алкогольного опьянения и 3 передвижных пункта, в которых может быть проведено освидетельствование лица на предмет наличия алкогольного опьянения, в частности, в целях его последующего привлечения к установленной законом ответственности и пресечения фактов противоправного поведения.
По-прежнему не теряет актуальности вопрос организации работы «медицинских вытрезвителей».
С учетом изложенного требуются не только активизация взаимодействия сотрудников полиции с бригадами скорой помощи и пунктами освидетельствования (прежде всего передвижными), но и правовая, экономическая проработка вопроса создания учреждений, оказывающих, в том числе на возмездной основе, услуги вытрезвления граждан или их реализации на базе существующих объектов системы здравоохранения или социального обслуживания.
Проверка показала, что в настоящее время для хранения изъятой алкогольной продукции имеется только один объект, аттестованный и лицензированный Росалкогольрегулированием, расположенный в д. Вайялово Гатчинского района Ленинградской области.
В помещениях, предназначенных для хранения изъятой продукции, общей площадью лишь 2 887,7 m2 хранитсябез малого 1800 тонн контрафактного алкоголя.
В условиях дефицита лицензированных мест хранения изъятой алкогольной продукции активно используются склады временного хранения, подведомственные органам внутренних дел.
На фоне существующих проблем в сфере организации хранения уполномоченными органами изъятой алкогольной продукции нарушения, сотрудниками ОВД допускаются многочисленные нарушения при принятии обеспечительных мер.
В целом деятельность органов внутренних дел в сфере противодействия нелегальному обороту алкогольной продукции и уровень существующего взаимодействия с другими уполномоченными органами вызывают серьезные нарекания.
Проверка вскрыла нарушения при оформлении материалов дел об административных правонарушениях, неполное изъятие алкогольной и спиртосодержащей продукции, непроведение проверок изъятой продукции на предмет подлинности акцизных марок, соответствия требованиям безопасности.
Просчеты в работе по противодействию нелегальному обороту алкоголя и профилактике правонарушений в этой сфере оказывают безусловное влияние на складывающуюся криминогенную обстановку в городе.
Следует отметить, что удельный вес преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения от общего числа преступлений (раскрытых) по итогам 2016 года и 9 месяцев 2017 года в сравнении с АППГ составил13,4 % , 13% и 11,5% соответственно, что более чем в 2,5 раза ниже среднероссийского уровня 33,9%.
Аналогичная тенденция имеет место при сравнении показателей удельного веса лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения: 2833 лица в 2016 году (13,1% от общего числа лиц), 2192 лица против 1924 за 9 мес. 2017 года (13,7% и 11,4% соответственно).
Возросло число тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в состоянии опьянения (с 348 за 9 месяцев 2016 года до 370 по итогам аналогичного периода 2017 года), в том числе убийств (с 61 до 78, +28%).
Отмечена недостаточная работа по выявлению преступлений, связанных с нелегальным оборотом алкоголя, в первую очередь, подразделениями ЭБ и ПК. В районных подразделениях ЭБ и ПК УМВД (ОМВД) районов Санкт-Петербурга дела оперативного учета в данной сфере заводятся в единичных случаях.
Беспокойство вызывают высокий уровень алкоголизации несовершеннолетних и число подростков, доставленных в органы внутренних дел за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Это свидетельствует о существенных просчетах в деятельности сотрудников органов внутренних дел, ориентированных на количественные показатели административной практики, а не на фактическое устранение и пресечение нарушений, допускаемых в сфере продажи несовершеннолетним запрещенной продукции.
Проверки состояния и эффективности индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними показали отсутствие взаимодействия между районными амбулаторными наркологическими отделениями (кабинетами) и другими субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также неосуществление работы, направленной на формирование у подростков мотивации на отказ от потребления алкоголя.
До конца нерешенной остается проблема доступности приобретения алкоголя дистанционным способом с использованием сети Интернет. Только за истекший период 2017 года прокурорами в суды предъявлено 395 заявлений об ограничении доступа к соответствующим сайтам, 599 – в 2016 году. Каждое принятое судом решение об удовлетворении требований должно контролироваться прокурором до момента реального устранения нарушения закона.
По итогам открытого совещания разрабатывается совместный организационно-распорядительный документ о порядке взаимодействия в сфере противодействия незаконному обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правительством Санкт-Петербурга будет принят ряд мер по повышению эффективности работы исполнительных органов власти Санкт-Петербурга, уполномоченных на осуществление государственного контроля в сфере оборота алкогольной продукции.
Прокуратура Санкт-Петербурга запланировала проведение «горячей линии» по вопросам нарушений в сфере оборота алкогольной продукции, в том числе ее продажи несовершеннолетним и в ночное время.