Оркестр «Северная симфония»: разрушая стереотипы

Фото: spbvedomosti.ru

ФОТО Анны ФЛЕГОНТОВОЙ

Премьера большого концертного проекта «Чайковский-гала» состоится сегодня в Большом зале Филармонии и станет приношением к 125-летней годовщине смерти великого русского композитора.

Автором идеи и режиссером выступил дирижер Владимир Беглецов, заслуженный артист России, директор Хорового училища им. М. И. Глинки, художественный руководитель Концертного хора Санкт-Петербурга и хора мальчиков Хорового училища, которые и станут участниками действа в сопровождении оркестра «Северная симфония». Маэстро  рассказал музыковеду Владимиру Дудину о том, как важно вслушиваться в «хорошо знакомого Чайковского» и как дальше жить лучшему хоровому коллективу нашего города, оставшемуся без дома.

- Слушателю на вашем гала-концерте предстоит пересмотреть свое отношение к мифам о всенародно любимом композиторе?

- Прежде всего мы разрушим стереотип отношения к гала-концерту. От традиционного представления о формате гала у нас останется только финал оперы «Иоланта» - последней оперы Чайковского, которая завершается счастливо в отличие от многих других. А «многие другие» будут представлены у нас не самыми радужными фрагментами. Оперные эпизоды перемежаются хоровыми номерами, а также эпизодами из балета «Щелкунчик», сцена сражения в котором представляет музыку довольно мрачную. Да и «Щелкунчик» Гофмана - сказка без счастливого конца. Поскольку существует такая памятная дата, как 125 лет со дня смерти композитора, мне хотелось, чтобы драматургию концерта составила музыка не мрачная, но соответствующая и дате, и в какой-то степени сути творчества композитора, прожившего трагическую жизнь. Вряд ли можно назвать его счастливым человеком.

- Взгляд на творчество Чайковского как трагического художника был присущ вам всегда или к этому вас подтолкнули новые опубликованные исследования о нем?

- Очень многое открыла мне работа над циклом «16 песен для детей старшего возраста», который мы исполняли с хором мальчиков Хорового училища в сопровождении пианиста Алексея Гориболя и записали на «Мелодии». Особый эмоционально-смысловой настрой песен вызвал у меня вопрос: а для детей ли этот цикл написан? Среди текстов его песен встречаются очень печальные. Например, в песенке «Мой Лизочек» есть такие слова: «чтоб наткать себе холстины пауку из паутины заказал, заказал». А что такое холстина? Это же саван... Не очень хорошо мы знаем Чайковского даже самого известного. А вступление к знаменитому ариозо Лизы у Зимней канавки «Ах, истомилась, устала я» в «Пиковой даме» начинается один в один с мелодией песни «Легенда» - «Был у Христа-младенца сад». Песенка для детей и ариозо Лизы перед самоубийством - меня это очень сильно поразило, и я подумал, что можно поставить очень интересную историю.

- В вас проснулись режиссерские амбиции? Возможно, вас вдохновил и опыт постановок двух опер Чайковского Юрием Темиркановым в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова?

- Дело не столько в амбициях, сколько в напоминании публике о том, чем наш хор успешно занимался в Смольном соборе, пока мы его не лишились. В наших оперных проектах там было немало новаторства. Мы работали с талантливой, очень увлеченной художницей, создававшей нам великолепные видеоинсталляции. В Смольном соборе мы смогли побороть акустику, устанавливая специальные щиты, экраны, свет, работали со звуком. При этом солисты были одеты в обычные концертные костюмы, но при таком оформлении атмосфера была невероятная, было очень интересно. В этом заключалась моя если не самоцель, то тенденция избежать больших затрат при создании проектов. Начинали мы с «Алеко» Рахманинова. Концертный хор Смольного собора своими силами смог исполнить три главные оперы Чайковского - «Евгения Онегина», «Пиковую даму», «Иоланту». В Большом зале Филармонии не будет такого оформления. Нам помогут белые ночи своим естественным светом: погода за окном в это время года очень влияет на восприятие.

- Вы упомянули «детей старшего возраста», говоря о цикле шестнадцати песен. Насколько современные дети чувствительны и способны к сопереживанию?

- Когда я вернулся в Хоровое училище на пост директора, был поражен, как изменилось время. За семь лет моего отсутствия в училище в мире произошло столько всего в области технологий. Детей стало очень сложно увлечь, оттащить от гаджетов. Малейшая секунда - и тут же возникает вопрос: «Где вай-фай?». О чем с ними говорить? Но я стал делать то, что умею, - нагружать ребят сложными программами, чтобы все время у них было поглощено творческим процессом. Детская моторика заключается в том, что если дети что-то выучивают, то навсегда. А они, начиная с четвертого класса, навсегда узнают «Страсти по Иоанну» и Высокую мессу Баха, кантату «Кармина бурана» Орфа, литургии Чайковского и Рахманинова, «Всенощное бдение» Рахманинова. Список можно продолжать. Начиная с этого времени дети становятся носителями высоких идей культуры. Я им говорю: «Вы уже столько всего можете прочесть наизусть. Можете в метро подойти к понравившейся девушке и исполнить ей отрывок из хоров Калинникова на стихи Пушкина. Поэтому зачем вам ковыряться в ваших гаджетах, когда мимо пролетает красота - то, ради чего нужно существовать»...

- Проект «Чайковский-гала», возможно, даст старт следующим монографическим концертам-исследованиям?

- Есть много идей, но есть и масса препятствий. У Концертного хора Санкт-Петербурга нет своей постоянной базы и площадки. Мы выступаем в двух соборах - Исаакиевском и Спасе-на-крови, но это не те концертные площадки, где можно исполнять любую музыку.

- Хоры Шостаковича, которые мне довелось услышать в Спасе-на-крови, в вашем исполнении обрели невероятное акустическое пространство!

- Потому что мне удалось доказать, что хоры Шостаковича - это духовная музыка, советская религия, если хотите, литургия. Они построены по законам жанра. Наш хор приглашают на все официальные мероприятия, но никто не предлагает никакой репетиционной базы, полное молчание. Вместо Смольного нам, конечно, выделили здание на Думской улице. Но после декларации намерений наступило полное молчание: все повисло. В сложившейся ситуации я увидел один плюс: благодаря изгнанию из Смольного собора мы поменяли имя - Концертный хор Санкт-Петербурга, которое в полной мере соответствует тому, чем мы являемся.

Материал был опубликован в газете под №106 (6215) от 18.06.2018 под заголовком «Хором за Чайковского».

  • Владимир Дудин
  •  
    По теме
    У Концертного хора Санкт-Петербурга — бывшего Хора Смольного собора под управлением заслуженного артиста России Владимира Беглецова пока нет своего репетиционного помещения и собственной концертной площадки,
    08.06.2018
     
    21 сентября в 15.00 в историческом парке «Россия – моя история» состоится открытие выставки работ заслуженного художника Российской Федерации, академика Российской академии художеств, профессора Никаса Сафронова.
    20.09.2018
     
    Солист Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье» Роман Арндт стал лауреатом III премии на престижном Международном конкурсе теноров Фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-При»,
    20.09.2018
    Автобус и трамвай столкнулись лбами на Большой Пороховской - Moika78.Ru ДТП на Большой Пороховской. Фото: vk.com/spb_today Утром в четверг, 20 сентября, в Красногвардейском районе Петербурга произошло лобовое столкновение двух машин общественного транспорта - трамвая и троллейбуса.
    20.09.2018 Moika78.Ru
    Главком ВВС Израиля приедет в Москву с версией о крушении Ил-20 - Moika78.Ru Израиль обсудит крушение Ил-20 в Москве. Фото: wikipedia.org Армейская делегация Израиля во главе с главкомом ВВС Амикамом Норкиным приедет в четверг, 20 сентября, в Москву, чтобы обсудить крушение российского Ил-20.
    20.09.2018 Moika78.Ru
    Сын бизнесмена, разочаровавшись в женщинах, забил до смерти содержанку. «Комсомолка» нашла других жертв изверга, которым удалось спастись [видео] Анна СВЕТЛАКОВА «Комсомолка» уже рассказывала про мажора из Петербурга,
    20.09.2018 Комсомольская правда
    Автор: Петербургский дневник Выборгский районный суд Санкт-Петербурга огласил приговор местному предпринимателю Роману Каныгину, который обещал освободить от уголовной ответственности главу «Воентелекома» Александра Давыдова,
    20.09.2018 Spbdnevnik.ru
    В Ботаническом саду покажут "живые камни" - Moika78.Ru Экспонаты выставки "Живые камни". Фото: группа Ботанического сада во "ВКонтакте" В Ботаническом саду Петербурга в четверг, 20 сентября откроется выставка "Живые камни и их родственники".
    19.09.2018 Moika78.Ru
    Автор: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник Музейно-театральный проект «Хранить вечно», посвященный 100-летию превращения пригородных императорских резиденций «Гатчина», «Павловск»,
    18.09.2018 Spbdnevnik.ru
    В Петербурге пройдут осенний марафон по гребному спорту и марафон «Кубок восьмерок» Акваторию закроют для движения судов с 9 до 17 часов 7 октября и с 10 до 16 часов 14 октября 2018 года.
    20.09.2018 Мой район
    Автор: Вадим Ноябрев Сегодня, 20 сентября, в Турине (Италия) состоится церемония зажжения огня Всемирной Зимней универсиады-2019, организатором которой является Международная федерация студенческого спорта (FISU).
    20.09.2018 Spbdnevnik.ru
    Вандал испортил два автомобиля на Бульваре Новаторов - Мой район Мужчина отогнул капоты припаркованных «Жигулей». Фото: pixabay.com Мужчина отогнул капоты двум припаркованным автомобилям «ВАЗ-2107» на Бульваре Новаторов, сообщили в пресс-службе УВО по Петербургу и Ленобласти.
    20.09.2018 Мой район