Сергей Снежкин: «Вайнеров читать невозможно»



Выдающийся режиссер возглавил петербургский Союз кинематографистов

Сегодня замечательный режиссер, сценарист, народный артист России Сергей Снежкин снимает на «Ленфильме» свой вариант экранизации романа братьев Вайнеров «Визит к Минотавру». Съемочный период, вероятно, усложняет недавно появившееся обстоятельство: кинематографисты Петербурга избрали Сергея Олеговича председателем своего профессионального союза.

«Визит к Минотавру»
- Сергей Олегович, что подвигло вас взяться за ремейк? Ведь был же фильм в конце восьмидесятых, вполне добротный.
- Первая причина - этот материал предложили уважаемые мною продюсеры. Я прочел братьев Вайнеров и поразился ничтожности этой литературы. Вероятно, они пользовались популярностью в советское время под девизом «На безрыбье и рак рыба». Читать это невозможно. За сценарий пришлось взяться самому. Вторая причина заключается в том, что я решил снять фильм как историческое кино - о Советском Союзе восьмидесятых.
- Чем же интересен этот период?
- Видите ли, не так давно я с удивлением узнал от своей студентки, что в СССР человек не мог просто так выйти на улицу - его сразу хватало КГБ. Непонятно, как в таких условиях появились Борис Пастернак, Андрей Тарковский и так далее. И лучше ли, когда сегодня все на улице - и некого назвать?
- Возникло желание показать, что было на самом деле?
- Именно. Хотя я испытываю большое уважение к качественным работам в прежнем «Визите» Валентина Гафта, Сергея Шакурова и Льва Борисова, но мы пытаемся создать совершенно новую историю. Главный герой Тихонов (его играет, и играет превосходно, Михаил Ефремов) преодолевает себя и обстоятельства ради такого понятия, как совесть. Это самая главная тема, завещанная нам русской литературой.

Цирк на конной тяге
- Какова ситуация в петербургском Союзе кинематографистов, который теперь с надеждой смот­рит на вас?
- Несмотря на то что мой предшественник Дмитрий Месхиев совершил буквально подвиг, бегая по всему городу в поисках средств для союза, сейчас эта организация по-прежнему остается странным образованием. Ситуация плохая. Прежде всего от бессмысленности существования - у организации нет никакой цели. Раньше она хотя бы была полезна как профсоюз. Это время ушло. В результате собираются люди, достойные люди, которые помнят о прошлом, но не имеют настоящего и, следовательно, будущего. Свою задачу я вижу именно в том, чтобы придать Союзу кинематографистов Петербурга смысл существования.
- Вы полагаете, что в союзе много балласта?
- Никогда я этого не говорил! Есть масса достойных людей, ныне абсолютно не востребованных. Им нужна помощь союза. Они, естественно, ностальгируют по прошлому, когда можно было попасть в Пицунду или в Репино, встать в очередь на квартиру или автомобиль… Им тяжело воспринимать то, что произошло, в частности, с Домом творчества в Репине. В свое время режиссер Иосиф Хейфиц надевал все свои ордена и медали и не­утомимо ходил по кабинетам, выбивал для кинематографистов этот дом, а затем его и землю вокруг него, по сути, украли: в девяностые мэр Собчак отдал их под дачи. Подобный «цирк на конной тяге» произошел по многим пунктам. Мы должны создать общественную организацию, очищенную от такой скверны. Мы должны быть совместимы со словом «совесть». Для этого надо много работать.

Тут людей качает, а вы…
- Как вы относитесь к появившимся «запретительным» законам в сфере культуры?
- Я в кинематографе с 81?го года и ни разу не делал ничего, что запрещено ныне законом. Почему мне сегодня вдруг они должны мешать? Ну борются с курением. Разве мне трудно строчку внизу кадра написать «курить вредно»? Нетрудно. То же и с гей-пропагандой. Не снимал на эту тему и не собираюсь. Хотя знаю, как взять приз на любом фестивале: представить картину о двух лесбиянках из Боснии и Герцеговины.
- То есть вопли на эту тему - надуманные?
- Особенно по поводу гомосексуалистов. Что мы на них зациклились?! У нас есть проблемы посерьезнее. Откуда взялась хамская традиция - заслонять пол-экрана информацией о следующей передаче? Откуда появилось обыкновение пускать титры после фильма «бегом»? Почему реклама занимает столько места, что действие фильма бесповоротно тормозится? А почитайте договора молодых режиссеров - они работают за копейки. Посмотрите на съемочную группу - она пашет по шестнадцать часов без выходных, людей просто качает! Эксплуатацию нужно прекращать, нормировать рабочий день, платить достойную зарплату, а не блох ловить. 

Читайте «Белую гвардию»!
- Сергей Олегович, сегодня не обойтись без вопроса о событиях на Украине…
- То, что сейчас происходит, - это ужас, катастрофа. Как это можно свой собственный народ резать? Об этом все рассказал Михаил Булгаков в «Белой гвардии». Читайте!
- А ваши студенты читают этот роман?
- Мои студенты, уже выпускники (выдержали и остались 13 человек), не только читают, они размышляют. Они абсолютно разумные люди, с четкими нравственными устоями, самостоятельные. Они ставят перед собой грандиозные задачи: улучшение человеческих качеств в нашей стране с помощью своего творчества. Я ими очень доволен. В них я вижу надежду на возрождение отечественного кинематографа.

Людмила АНДРЕЕВА
Фото Святослава АКИМОВА

 
По теме
Телеканал «Санкт-Петербург» рассказывает об основных событиях к этому часу.
ТК Санкт-Петербург
В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
Администрация г. Санкт-Петербурга
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга