Селфи-башня и «Буханка на Луне»: в ЦВЗ «Манеж» показали «Другие берега»

Селфи-башня и «Буханка на Луне»: в ЦВЗ «Манеж» показали «Другие берега» | Фото Дмитрия Соколова
Фото: spbvedomosti.ru

Фото Дмитрия Соколова

В выставочном зале показали 82 произведения от двадцати современных художников, работающих с московской галереей «Триумф». Какие это работы?

Дмитрий Ханкин, арт-директор галереи, объясняя на вернисаже смысл проекта, вспомнил автобиографический роман Владимира Набокова, говорил о том, что эта выставка о памяти, как она формируется, хранится, передается. Призвал обязательно помнить добро и выбрать свой маршрут путешествия по выставке.

Последуем этому предложению. Исходная точка - общая: гигантские, высотой 7 метров, объекты из тисненой пластиковой сетки «Возведение башни» Recycle Group (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов) просто перегораживают дорогу. Поначалу они напоминают античные барельефы, но присмотревшись, замечаешь, что изображена суетливая работа по перетаскиванию стремянки с места на место.

Ироничную точку ставит стоящий рядом третий объект из сетки «Селфи-башня»: люди соорудили из своих тел двухъярусную пирамиду, чтобы делать селфи. Наверное, и лестницу для пирамиды таскали. Стоит ли хранить такую память?

Серия акварелей Александра Виноградова называется «Путешествие из Москвы в Петербург». Виды из окна скоростного «Сапсана» тоже отнюдь не памятные - гаражи в полосе отчуждения, деревенские дома, городские коробки многоэтажек. Пейзаж оживляет разве что надпись, выложенная на земле - «Славься Зенит».

Совершим обратный путь: московский художник и архитектор Александр Бродский показывает три версии «Телефонной книги». Это гипсовые плиты с выдавленными на них номерами телефонов, записанных как будто для одноразового использования. Но плита имитирует литографский камень, следовательно, цифры можно отпечатать много раз, по сути, транслировать их в вечность. «Телефонная книга» оказывается хранителем коллективной памяти.

На ту же тему «Буханка на Луне» Александра Якута и картина из серии «Глубина» Алексея Беляева-Гинтовта. В первом случае изображен «уазик» (он же «буханка»), бороздящий лунную поверхность. Мечты о быстром завоевании космоса остались мечтами, но сохранилась память о времени всеобщего энтузиазма. Беляев-Гинтовт изображает ВДНХ - знаковый объект социализма, как затопленную Атлантиду. Куда меньше пафоса у Дмитрия Гутова, его серия «Красный Октябрь» изображает фантики от советских карамелек «Театральная». Но какой пласт памяти скрывается за этими фантиками...

Дуэт Александр Виноградов - Владимир Дубосарский создал картину «За отвагу» длиной 31 метр - это коллективный портрет солдат Великой Отечественной. Помним ли мы их имена?

Выставка завершается технологичным шоу про «эмоции» и память компьютера. Та же Recycle Group создала объект «Шаблон жизни». Любой взрослый посетитель выставки может прокатиться внутри светящейся трубы и почувствовать, что «переживает» машина, когда ее отключают.

Материал был опубликован в газете под № 079 (6188) от 07.05.2018 под заголовком  «Берега памяти ».

  • Вадим Михайлов
  •  
    По теме
    Губернатор Александр Беглов подписал постановление Правительства Санкт‑Петербурга «О Порядке предоставления в 2024 году субсидии социально ориентированной НКО для финансового обеспечения затрат на реализацию проекта «Кни