«Ассоциации» в Царском Селе: имперские корни моды

«Ассоциации» в Царском Селе: имперские корни моды | Декорацией для коллекции Яниса Чамалиди стала знаменитая лестница Камероновой галереи. Фото: Руслан Шамуков предоставлено пресс-службой ГМЗ «Царское Село»
Фото: spbvedomosti.ru

Декорацией для коллекции Яниса Чамалиди стала знаменитая лестница Камероновой галереи. Фото: Руслан Шамуков предоставлено пресс-службой ГМЗ «Царское Село»

Лето в Петербурге воспринимается как чудо. Стиль жизни в это время года совершенно меняется, превращаясь в праздник под открытым небом. Концерты, спектакли, фестивали, которые проводятся на городских улицах и площадях, в садах и парках, следуют нескончаемой чередой. В минувшую субботу в Царском Селе отшумел один из самых красивых «белоночных» опен-эйров Петербурга: в Екатерининском парке в рамках ежегодного проекта «Ассоциации» в десятый раз прошло театрализованное дефиле «Императорская мода. Власть красоты».

Об истории проекта рассказала директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова:

- У каждого крупного пригородного музея-заповедника есть какой-то особенный праздник, который происходит ежегодно. У Петергофа - открытие фонтанов, у Павловска - «Императорский букет», у Гатчины - «Ночь музыки», «Ночь света», а с недавних пор еще и фестиваль «Оперетта-парк», - вспоминает Ольга Владиславовна. - А мы решили привлекать публику на наши поля и луга с помощью моды. Обратились к ведущим модельерам Петербурга и вот уже десять лет работаем вместе. Сделать просто показ мод во дворце или каком-нибудь парковом павильоне - большого ума не надо, но это не особо интересно. Нам хотелось создать масштабный проект, объединенный общей идеей, который стал бы лицом музея. Мне кажется, это у нас получилось.

Каждый год музей задает тему, на которую и фантазируют модельеры. Темы самые разные, но все так или иначе связаны с музеем, его историей, архитектурой, бывшими владельцами дворцов. Тот, кто любит моду, помнит дефиле на темы «Барокко», «Игра в античность», «Русский стиль», «Китайский каприз», «Посольские дары», «Война и мир», «Англомания», «Готика»...

Показы проходят на разных площадках музея-заповедника прямо под открытым небом. Обычно - в Екатерининском парке. Лишь в 2015 году был выбран Александровский.

Камзолы с кедами

Татьяна Парфенова поначалу собиралась посвятить коллекцию Екатерине II и дочерям Николая II. Но потом выяснилось, что никто из коллег не взял эпоху Елизаветы Петровны. А как же можно обойтись без этой императрицы в модном показе? «Веселая царица» Елизавета Петровна была, если говорить современным языком, «иконой стиля» - в ее гардеробе было пятнадцать тысяч платьев.

По Фрейлинскому садику среди цветов бродили очень красивые юноши в белых кюлотах и камзолах, ярких вышитых жилетах и расставляли на пюпитры плакатики с короткими текстами о свершениях Екатерины II, за которые она еще при жизни получила титул Великой. Мне запомнился один из них: «Екатерина Вторая ввела в России моду на левреток». Вышитых левреток можно было увидеть на платьях. Но не забыты и котики. Возможно, коты прокрались в коллекцию как напоминание о Елизавете Петровне, которая приказала поселить во дворце котов, чтобы охраняли от мышей. С тех пор их потомки так и несут свою стражу в подвалах Зимнего дворца.

Наблюдая за показом, я слышала, как публика обменивалась впечатлениями.

- Я все понимаю, но почему костюмы дополнены кедами? - громко возмущалась дама в туфлях на шпильках, глядя на роскошно вышитые кеды.

Но коллекции проекта - это не театральные костюмы, не историческая реконструкция. В них выражены ассоциации модельеров, связанные с той или иной исторической эпохой, но это современная одежда, которую можно представить и в некоторых ситуациях реальной жизни.

Как будто ничего не было

Сильное впечатление произвел ретроавтомобиль, который курсировал по Екатерининскому парку от Камероновой галереи до Турецкого каскада. В нем сидели манекенщицы в огромных шляпах и черных платьях, с выбеленными лицами. Образы эпохи, когда в немом кино царила Вера Холодная, а в искусстве и жизни была мода на декаданс, увядание и предчувствие гибели. Коллекция посвящена великим княжнам - дочерям Николая II. Мертвые царевны, явившиеся на праздник. 17 июля исполнится 100 лет с той роковой ночи, когда в подвале Ипатьевского дома в истории Российской империи была поставлена точка пули.

Белая роза
и железная дорога

Помнится, несколько лет назад Янис Чамалиди тоже показывал коллекцию, посвященную великим княжнам, - она называлась «ОТМА». Так иногда подписывались сестры Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Тема тогдашних «Ассоциаций» звучала как «Посольские дары», и модельер взял за основу гобелен с изображением Марии-Антуанетты, который хранится в Александровском дворце. Он был преподнесен императрице Александре Федоровне французским послом. И сегодня, с высоты промелькнувшего века, мы можем понять, что подарок оказался символическим, и Александру Федоровну и ее семью постигла та же участь, что и французскую императрицу.

В этот раз Янису достался Николай I и его романтическая супруга Александра Федоровна, носившая прозвище Белая Роза.

- Когда я подключился к проекту, узнал, что все императоры уже разобраны, - посетовал он. - Николай I не был мне особо близок, но что делать? Я погрузился в изучение его эпохи, стараясь за что-то зацепиться. И нашел точки соприкосновения. Все знают, что я люблю делать современную одежду для женщины, которая молода душой, свободна, любит путешествовать. А ведь именно в эпоху Николая I появилась железная дорога. И это сильно повлияло на стиль жизни, на женский костюм...

Манекенщицы в белых платьях и головных уборах, напоминающих кокошники, дополненных пуховиками, смотрелись на лестнице Камероновой галереи очень эффектно.

Императрица  и сказочник

А вот коллекцию Стаса Лопаткина Marfetka, посвященную императрице Марии Федоровне (супруге Александра III и матери Николая II), каюсь, мне не удалось как следует рассмотреть. Демонстрировалась она возле павильона Грот, стоящего на берегу пруда. Пока добежала, собралась толпа, пробиться сквозь которую я не смогла.

А жаль. Чтобы проникнуться образом Марии Федоровны, художник не только изучал исторические труды, но даже съездил в Данию, на родину принцессы.

- Почему я выбрал именно ее? - объяснял Стас на пресс-конференции, предшествовавшей показу. - Она человек с очень сложной судьбой, переживший много испытаний, потерявший почти все. Но не сломавшийся. Одна из тем коллекции - сказки Андерсена. Известно, что Мария Федоровна, будучи еще датской принцессой, дружила с ним. И именно благодаря ей в России напечатали его сказки, и Снежная королева, Русалочка, Стойкий оловянный солдатик стали частью нашего детства.

Он сделал нас Европой

Утомившись от беготни по парку, я зашла в кафе «Адмиралтейство». А когда, выпив кофе, спустилась по винтовой лестнице вниз, увидела в распахнутую дверь, что на площадке перед павильоном уже идет показ коллекции Лилии Киселенко.

Так я и посмотрела не дефиле, а номер: барочный балет в исполнении балетной труппы «Анджолини» и ансамбля «Солисты Екатерины». Тема коллекции Лилии - Петровская эпоха.

- Я выбрала Екатерину I и ее супруга Петра I, самого великого нашего царя. Для Петербурга - точно. Наш город - его творение, его подвиг. Он сделал нас Европой. А Екатерина всегда была рядом, поддерживала его. Женщина простого происхождения, но наделенная какими-то магическими чарами, - рассказала Лиля.

Сон
в летнюю ночь

Если вы по каким-то причинам не смогли побывать в тот вечер в Екатерининском парке, не огорчайтесь. С 3 июля в Зубовском флигеле дворца будет открыта выставка «Сон в летнюю ночь», представляющая знаковыми моделями историю проекта «Ассоциации» за десять лет. Не все модели сохранились: многие были проданы и для выставки создают их копии.

Проект выходит за рамки обычного, пусть и очень красивого, дефиле. Во-первых, это именно музейный проект, продвигающий петербургскую культуру, историю. Во-вторых, в какой-то мере это презентация петербургской высокой моды. Коллекции в основном создаются специально для показа в Царском Селе, в них присутствует высокий процент ручного труда.

По мнению Татьяны Парфеновой, «Ассоциации» могли бы в будущем вылиться в Неделю высокой моды в Петербурге.

Материал был опубликован в газете под № 114 (6223) от 28.06.2018 под заголовком «Власть красоты».

  • Зинаида Арсеньева
  •  
    По теме
    В музее-заповеднике «Царское Село» прошёл грандиозный праздник моды – проект «Ассоциации» в десятый раз украсил Екатерининский парк и стал главным модным событием петербургского лета.
    «Красота власти» — звучит двусмысленно и даже как-то нехорошо, а вот «Власть красоты» — это абсолютно понятно.
    В Голландском зале павильона "Адмиралтейство" Государственного музея-заповедника "Царское Село" открылась выставка "Пленэр.
    Александр Беглов рассказал о реакции петербуржцев на теракт в «Крокусе» - Spbdnevnik.ru В нашем городе появилось много стихийных мемориалов, к которым петербуржцы несли цветы, зажженные свечи, игрушки Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник» Губернатор Петербурга Александр Беглов напомнил,
    Spbdnevnik.ru
    Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
    Культура Петербурга