Наш корреспондент Алексей Збарский видел, как несут службу дальневосточные военные.
Когда пограничный сторожевой корабль «Гроза» полным ходом идет по Амуру вдоль российско-китайской границы, прочим участникам речного движения разумнее держать дистанцию. На боевом дежурстве не до церемоний.
И хотя земля в прямой видимости по оба борта, сторожевик находится практически в полностью автономном плавании со всеми присущими такому режиму трудностями. Это и ограниченная возможность перемещения, и отсутствие личного пространства, и разлука с родными.
Помимо демонстрации присутствия, сторожевик и приданные ему катера выполняют свои прямые обязанности по защите госграницы, которую жители Фуюаня иной раз не прочь нарушить. Это происходит во время рыбалки: убежденные, что самые рыбные места у нашего берега, граждане КНР там и забрасывают снасти, а сами спешат укрыться на своей части Амура. Вот и в этот раз, имея небольшую фору во времени, они увернулись от наших катеров.
Пока сослуживцы гоняются за нарушителями, Руслан Галицин на кухне площадью примерно 2 квадратных метра готовит обед. Вся провизия загружается из расчета на месяц автономного дежурства, в основном это продукты длительного хранения. И хотя совсем рядом китайский берег, где свежие овощи и фрукты, рестораны и кафе – путь туда заказан.
В одном из отсеков боевого корабля неожиданно натыкаемся на сугубо штатскую стиральную машину. Она тоже важная часть автономного боевого дежурства. Правда стирать приходится в условиях строгой экономии чистой пресной воды.
Тишина корабля внезапно взрывается сигналом тревоги. Ещё в позапрошлом году учебные тревоги объявлялись достаточно редко – хватало тревог реальных. Сейчас же они случаются постоянно, и это признак того, что пограничники ведут и другую, часто незаметную, работу со своими китайскими коллегами, которые раньше достаточно благодушно реагировали на нарушение границы своими согражданами.
Обычно к своему профессиональному празднику пограничники на Амуре могли похвастаться не одним десятком задержанных нарушителей. В этом году их всего лишь 7. Но навигация и рыболовный сезон только-только начались, и экипажам пограничных сторожевиков вряд ли придется отрабатывать свои навыки лишь на учебных тревогах.