Метро 2033: Санкт-Петербург. Появится ли станция у вашего дома

Постоянный автор НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ о проблемах и перспективах развития петербургского метрополитена.

Петербуржец, впервые оказавшись в московском метрополитене, может оказаться растерянным. Сотни станций, кольцевая линия и МЦК, многочисленные варианты пересадок. К вопросу о такой разветвленности системы принято приговаривать «ну, это же Москва, огромный город!». Безусловно да, только не стоит забывать, что Петербург мегаполис не менее масштабный.

Если не считать Стамбул полностью европейским (большинство его жителей все-таки обитает в азиатской части города) – Петербург третий город Европы по численности населения. Однако до сих пор петербургский метрополитен обслуживает лишь часть города. Для многих жителей Красногвардейского, Красносельского, Калининского и других районов станция метрополитена в пешеходной доступности до сих пор является несбыточной мечтой.

Сегодня

Отставать в вопросе развития метрополитена не зазорно, важно это отставание нагонять. Но этого не происходит. Город растет, а мы до сих пор заканчиваем строить спроектированные еще в советское время станции. Скорость и объемы строительства метрополитена в городе не соответствуют реалиям.

Обычно у городских властей есть целый набор оправданий – «ну это же дорого», «у нас самый глубокий метрополитен по средней глубине залегания станций», «в городе нет денег» и прочее. Только дело совсем не в этом, проблемы гораздо более прозаичны:

1) Монополия «Метростроя». Строительством метро в городе занимается 1(!) компания. Как вы думаете, при такой конкуренции, удобно ли им строить за 2-3 года или растягивать стройку на десятилетия? Ответ вполне очевиден.

2) Устаревший подход. Не внедрены проектное управление, BIM-технологии и современные тенденции метростроительства. Все они позволяют сократить затраты и сроки реализации проекта. Помимо этого, ежегодно проводятся конкурсы на проектирование станций метрополитена, на строительство которых даже не выделено финансирование. В итоге, к моменту начала работ всю документацию необходимо актуализировать, а это дополнительные сотни миллионов затрат.

3) Отсутствие политической воли. Захотелось бы – построили. Второй город страны имеет полное право на федеральные деньги для строительства метрополитена. Когда все говорят о том, какие деньги вкладываются в транспортную систему Москвы, нужно понимать, что она обслуживает огромный поток транзита и работает не только на себя. Такая же ситуация, хоть и в меньших масштабах, у Петербурга.

4) Роль метрополитена в транспортной системе. На данный момент петербургский метрополитен живет сам по себе. Безусловно, у станций «пасутся» бесчисленные маршрутки и редкие автобусы, однако сами станции не являются полноценными транспортно-пересадочными узлами. Для районов без метро на период строительства новых станций удобную транспортную доступность можно обеспечить магистральными автобусами по выделенной линии. Слабо развиты связи с пригородными железнодорожными направлениями. Различные виды транспорта в Петербурге сейчас как лебедь, рак и щука - каждый пытается оттянуть на себя наибольший пассажиропоток. Но они должны работать как единая система.

В результате город обрастает новыми жилыми районами, в то время как метрополитеном не обеспечены многие существующие. Люди покупают автомобили, растут пробки на дорогах. Даже с появлением метрополитена в пешеходной доступности, многие автовладельцы уже не будут отказываться от личного транспорта, даже если используют его только по выходным. В итоге наши дворы продолжают превращаться из общественных пространств в бесконечные парковки.

Завтра

Петербургу не нужны московские темпы строительства метро. При существующей системе расселения, необходимо:

• Продление Невско-Василеостровской линии (зеленой) на север от Беговой (1-2 станции);

• Продление Правобрежной линии (оранжевой) на север до Юнтолово (если не будет реализован совместный с РЖД проект легкого метро на основе существующих железнодорожных путей) и на юг со станцией Кудрово;

• Продление Фрунзенско-Приморской (фиолетовая) линии на север (1-2 станции);

• Строительство Красносельско-Калининской линии;

• Строительство Кольцевой линии.

Все перечисленные станции планируются к вводу, однако большинство из них – лишь после 2030 года. А теперь вспомните город 12 лет назад. Какое количество новых жилых районов появилось за это время.

Удивительно, но такое же количество станций в Москве откроют только за 2018 год. Безусловно себестоимость строительства метро и городской бюджет иные, но никто и не требует укладываться в такие же сроки.

К тому же, в Петербург переезжает «Газпром». Это огромные дополнительные деньги для города. Жаловаться на бюджетное финансирование станет просто неприлично.

Если городские власти не зададут необходимый темп развития Петербургского метрополитена, то следующая станция – полный транспортный коллапс, который неоднократно упомянутая Москва уже проходила. Будем надеется, что эту станцию город проследует без остановки

 
По теме
В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
Администрация г. Санкт-Петербурга
К новому учебному году около 90% школ Петербурга будут оснащены современными лабораториями - Администрация г. Санкт-Петербурга Пленарное заседание Петербургского международного образовательного форума «Создаем будущее сегодня» состоялось сегодня в Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа.
Администрация г. Санкт-Петербурга
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга