Сага о Романовых. Пора Екатерины

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Новая выставка Русского музея в Михайловском замке «Екатерина Великая в стране и в мире» - очередная в цикле «Сага о Романовых». Он продолжается пятый год, известен и интересен публике. Уже были выставки, посвященные великому князю Павлу Петровичу, Петру Великому, Елизавете Петровне. Дошла очередь и до Екатерины.

- Эта выставка знаковая для музея, - говорит заведующий отделом живописи XVIII - начала XIX века Григорий Голдовский. - Ее название в полной мере отражает заявленную тему.

Каждый раз мы пытаемся коснуться темы Романовых и определенного периода в истории нашего государства с какой-то важной, но не затронутой другими выставочными проектами стороны.

Создать свежую выставку о Екатерине сложно. Их делали, делают и будут делать другие музеи у нас в стране и за рубежом. В первую очередь Эрмитаж, обязанный императрице своим рождением. По телевизору идут сериалы и фильмы, снятые на основе биографии Екатерины. Чаще всего это хронологический рассказ о приезде юной немецкой принцессы в Петербург, интригах, сопутствовавших ее восшествию на престол, фаворитах...

Русский музей решил сосредоточиться на другом - реформах и завоеваниях, переменах в жизни страны, происходивших в эпоху Екатерины Великой.

В екатерининскую эпоху, длившуюся 34 года, большие изменения произошли в культурной жизни: реформа Академии художеств, становление русской художественной школы.

В ее состав вошло более пятисот произведений - живопись, графика, скульптура, изделия из фарфора и стекла, нумизматика, костюмы, а также архивные документы. Экспонаты Русского музея дополнили Эрмитаж, Исторический музей, музеи Кремля, Госархив, музеи-заповедники «Петергоф» и «Павловск», Музей Суворова, частные собрания.

Организаторы не ставили задачи показать обширный материал хронологически.

Прежде всего бросается в глаза иконография. У Екатерины Великой она разнообразная. На выставке несколько десятков портретов императрицы разного времени. Многие написаны с натуры европейскими мастерами мирового уровня, работавшими в России, и отечественными художниками - Федором Рокотовым, Стефано Торелли, Дмитрием Левицким. Как любая женщина, Екатерина была пристрастна к своим изображениям. Она ценила работы итальянского художника графа Пьетро Ротари. А портрет шведского портретиста Александра Рослина ей не нравился. Она писала барону Гримму в Париж: «Рослин изобразил меня шведской кухаркой, прилизанной и вульгарной». Недовольство скрыла, автор получил за работу высокий гонорар - десять тысяч рублей.

Рядом с портретами Екатерины представлены и два ее мундирных платья из так называемого потемкинского гардероба.

В соседнем помещении галерея портретов приближенных, сподвижников, полководцев - Суворов, Потемкин, Орлов, Румянцев, Ушаков, Грейг... В центре парадные портреты в рост братьев Зубовых.

Военные события - войны с турками и шведами запечатлены в батальных и аллегорических картинах, рисунках и гравюрах. Зарисовки крепостей, покоренных русской армией, сделаны Михаилом Ивановым. Морские сражения при Чесме по заказу русского двора исполнил Якоб Филипп Хаккерт. Присоединение Крыма к России и посещение его Екатериной II отразились в пейзажах новообретенного края, написанных Михаилом Ивановым и Федором Алексеевым.

Деяния императрицы прославляют фарфоровые сервизы, скульптура, мелкая пластика, настольные украшения, табакерки... На Императорской фарфоровой мануфактуре Жаком Рашеттом создан один из самых знаменитых сервизов «Арабесковый». Есть на выставке и предметы из не менее известного «Орловского» сервиза. Екатерина подарила его графу Григорию Орлову. Рисунки для сервиза исполнил профессор исторической живописи Санкт-Петербургской академии художеств Григорий Козлов.

  • Людмила Леусская
  •  
    По теме
    В Петербурге прошел VII Всероссийский конкурс ораторского искусства имени А. Ф. Кони | ФОТО предоставлено организаторами - С.-Петербургские ведомости Речи Анатолия Кони, Романа Руденко, Федора Плевако, Леонида Ячелина, других выдающихся российских юристов и государственных деятелей звучали 21 марта 2024 года в тронном зале исторического здания Главного управления Миню
    С.-Петербургские ведомости