Ржевка-Пороховые


Наталья СТОЛБОВА

Нашу заключительную прогулку по Ржевке-Пороховым мы начнем на железнодорожной станции Ржевка. Ее название восходит к Ржевской слободе, которая начала активно развиваться в начале XIX века после устройства Округа военного поселения Охтинского порохового завода. Наименование же слободы в свою очередь восходит к петровскому времени, когда участком здесь владел капитан Иван Ржевский.

(Окончание. Начало в выпусках 154, 155, 156 и 157.)


В годы войны от станции Ржевка по Рябовскому шоссе начиналась Дорога жизни. Отсюда в сторону города начинался и Ржевский коридор блокады, с которым мы ознакомились в ходе третьей прогулки. Через станцию проходили стратегически важные грузы с Большой земли, здесь разгружалось продовольствие, прибывающее через Ладогу, отсюда уходили эшелоны с оборудованием предприятий, эвакуированных из Ленинграда...

Станция сильно пострадала при вражеском обстреле 29 марта 1942 года, когда снаряды попали в стоявшие на путях вагоны с боеприпасами. В результате здесь прогремели три взрыва огромной силы. Как сообщалось в докладной записке штаба МПВО, на месте взрыва образовались гигантские воронки: одна глубиной 8 – 10 метров и длиной и шириной по 50 метров, другая – глубиной 5 – 6 метров, длиной 120 метров и шириной 15 – 20 метров. В результате взрыва были разрушены железнодорожные пути, повреждены корпуса завода № 5 («Краснознаменец»), разрушены и повреждены жилые дома на Ржевке, Пороховых и полигоне, на Охтинском химкомбинате. По данным МПВО, 222 человека получили тяжелые ранения и 564 человека – легкие. Судя по документам, имелось «несколько человеческих жертв из населения, войсковых частей и пожарных подразделений».

В 1990 году в память о той трагедии на здании станции Ржевка установили мемориальную плиту. Когда началось сооружение развязки Кольцевой автодороги, плиту демонтировали. В марте 2009 года появился новый памятный знак – с другой стороны станции Ржевка, на площадке перед воинской частью 33491.

От Ржевки по Рябовскому шоссе до границы города установлены первые три из 45 мемориальных столбов Дороги жизни (архитектор М. Мейсель). На нечетных километрах изображены рельефные надписи из металлических букв и пятиконечная звезда, на четных – серп и молот. Мемориальные столбы установлены и на Ириновской железнодорожной линии, являвшейся частью Дороги жизни. На этих столбах железнодорожная эмблема – молоток и разводной ключ, выполненные из металла. На территории района они установлены от станции Пискаревка до платформы «Ново-Ковалево».

В память о войне на 1-м километре Дороги жизни были сооружены памятники, которые демонтировали в начале 2000-х годов при строительстве развязки Кольцевой автодороги. Теперь они находятся неподалеку отсюда в составе открытого в 2010 году мемориального комплекса «Дорога жизни – первый километр» (Рябовское шоссе, 119), возле которого мы остановимся. Он объединяет три памятника: столб «1-й км Дороги жизни» (архитектор М. Мейсель), памятный знак «Регулировщица» (скульпторы Я. А. Имранов и Б. А. Изборский, 1986 г.; воссоздан в 2008 г.) и фронтовое зенитное орудие. Именно здесь, недалеко от Ржевки, находился первый регулировочный пост, направлявший машины на Дорогу жизни.

К востоку от станции Ржевка, в районе Ковалева, находился устроенный в сентябре 1941 года полевой аэродром «Смольное» (поблизости протекает Смольный ручей, впадающий в Лубью; неподалеку находилась деревня Смольная). Он был главной базой транспортной авиации, снабжавшей Ленинград продовольствием и медикаментами. Здесь базировались истребители сопровождения транспортной авиации. Обратными рейсами вывозили раненых, высококвалифицированных рабочих, специалистов. Аэродром был хорошо замаскирован и не был обнаружен вражескими летчиками...

История Ржевки хранит не только военные страницы. За домами, перед которыми находится мемориальный комплекс, в районе Поселковой улицы на берегу Лубьи в 1871 году появились Земледельческая колония и ремесленный приют для малолетних преступников. Заведения были рассчитаны на двести воспитанников и предназначались для подростков, впервые совершивших правонарушения. Это было первое в России учреждение подобного рода. В 1916 году в связи с расширением артиллерийского полигона колония переехала в Извару. Постройки ее здесь не сохранились.

Продолжим прогулку на противоположной стороне Рябовского шоссе, где находится испытательный полигон Министерства обороны. Он существует за Ржевкой с 1878 года. Территория его протянулась вдоль шоссе до Ладожского озера. Сюда с Волкова поля перевели сначала Главный артиллерийский полигон, потом Комиссию морских артиллерийских опытов. С ними связаны испытания многих видов вооружения, которые проводятся здесь уже более 130 лет. За Ржевкой испытывалась продукция и демонстрировались готовые образцы петербургских и европейских заводов – Путиловского, Обуховского, заводов Нобеля, Никольса, Плинке, Круппа, Попельмана, Петрова, Металлического завода...

Остановимся перед одноэтажным зданием клуба воинской части – бывшей канцелярией Главного артиллерийского полигона, построенной в 1912 – 1914 годах (Рябовское шоссе, 128). В этом здании сейчас находится музей истории полигонов (воинской части 33491).

Большой комплекс сооружений полигона располагался по обе стороны Рябовского шоссе. Многие из этих построек сохранились на территории нынешней воинской части. Это башни Морского и Главного артиллерийского полигонов (1912 – 1914), Баллистический кабинет (1870-е), Газодинамическая лаборатория (1912 – 1914) и другие. Все они памятники своей эпохи, а некоторые из них являются редкими образцами военно-инженерного искусства. Там же находятся крупнокалиберные орудия калибра 406 мм и 305 мм, памятник артиллеристу и испытателю С.  В. Панпушко, погибшему при взрыве мелинитовой бомбы в 1891 году.

В годы войны полигон входил в состав войск Ленинградского фронта. Здесь продолжались испытания продукции военных заводов, в снаряжательных мастерских велись работы по подбору зарядов из порохов, которые можно было найти в осажденном городе, и комплектованию выстрелов. Отсюда дальнобойными орудиями полигона была организована контрбатарейная борьба, поддерживающая наши войска в районе Колпина.

В 1980 году перед клубом установили памятник В. И. Ленину (архитектор Ю. Н. Лобанов, скульпторы Р. И. Робачевский, А. С. Чаркин). Слева от здания в глубине участка сооружен памятник Героическим защитникам Родины (авторы А. Алешкович, Д. Лейбович, П. Лебедев).

Пройдем вдоль Рябовского шоссе дальше и остановимся возле здания штаба воинской части 33491 – бывшей канцелярии Морского полигона, сооруженной в 1912 – 1914 годах. Напротив находится деревянное здание казармы того же полигона, построенное в 1878 году.

В конце XIX – начале ХХ века с полигоном была связана деятельность многих выдающихся специалистов в различных областях – флотоводца и ученого С. О. Макарова, ученого-математика и кораблестроителя А. Н. Крылова, знаменитого металлурга Д. К. Чернова, специалистов в области боеприпасов и взрывчатых веществ М. Ф. Рдултовского, Е. А. Беркалова и других. С 1892 года в должности офицера для производства опытов работал выдающийся впоследствии артиллерист и ученый В. М. Трофимов.

Связано с этими местами и имя русского поэта Николая Рубцова. Чуть больше двух лет жил он в Приютине, работал слесарем на Ржевском полигоне. Приехал сюда к старшему брату в 1954 году. Отсюда уходил в 1955 году на службу, здесь был влюблен, писал стихи...

По Рябовскому шоссе можно дойти до «Цветка жизни» – мемориального комплекса на 3-м километре Дороги жизни, входящего в состав памятников Зеленого пояса Славы. Он создан в память о детях, погибших в блокаду, и был открыт 28 октября 1968 года (архитекторы А. Д. Левенков, П. И. Мельников, Г. Г. Фетисов). В состав комплекса входят «Цветок жизни», аллея Дружбы, траурный курган «Дневник Тани Савичевой». Неподалеку в березовой роще в 2009 году установили памятный знак в честь архитектора А. Д. Левенкова.

Рядом с курганом памяти Тани Савичевой можно увидеть указатель: отсюда дорога ведет в Ковалевский лес, к месту расстрелов времен «красного террора»... Прежде территория принадлежала Ржевскому полигону, который в 1918 – 1922 годах служил местом массовых расстрелов «контрреволюционеров». Среди убитых здесь – дворяне, интеллигенция, чиновники, офицеры, духовенство. В этих местах в августе 1921 года казнили проходивших по «делу Петроградской боевой организации», в том числе и поэта Николая Гумилева. В августе 1922 года в этом же районе расстреляли митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и его сподвижников.

Сегодня на местах расстрелов в Ковалевском лесу – «народная» мемориальная зона. До наших дней сохранилось здание порохового погреба, служившего накопителем: здесь осужденные на смерть ожидали своей участи. На стене бывшего погреба 25 августа 2001 года общество «Мемориал» установило памятный знак «Жертвам красного террора»...
 

 
По теме
Накануне, 27 марта, около 20.00 сотрудники отдела вневедомственной охраны по Невскому району Санкт-Петербурга прибыли к сетевому гипермаркету на Мурманском шоссе, персонал которого воспользовался кнопкой тревожной сигнализации.
Квадрокоптер летал над водой неподалеку от судостроительного завода. Сегодня около 10:00 около завода, расположенного на Приморском шоссе в Выборге, задержали гражданина, управлявшего БПЛА.
В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
Администрация г. Санкт-Петербурга
К новому учебному году около 90% школ Петербурга будут оснащены современными лабораториями - Администрация г. Санкт-Петербурга Пленарное заседание Петербургского международного образовательного форума «Создаем будущее сегодня» состоялось сегодня в Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа.
Администрация г. Санкт-Петербурга
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга