Последняя из больших литературных премий России «Русский Букер» объявила короткий список. Шестеро финалистов, выбранных из 24 претендентов, поборются за звание автора «лучшего романа года». Петербуржцев среди них нет, как нет в числе прозорливцев и наших издательств.
«Ф игурные скобки» Сергея Носова, «Жизнь советской девушки» Татьяны Москвиной и «Каменное братство» Александра Мелихова членов жюри не впечатлили, а их авторы, соответственно, не попали в число счастливых обладателей 150 тысяч рублей, которые предназначены финалистам РБ (лауреату дадут полтора миллиона, а роман издадут по-английски).
И если Носов, победивший в этом году в «Национальном бестселлере», может утешаться мыслью, что две премии не дают почти никогда, то остальные могут сетовать на козни и интриги.
И не без оснований. Так, всем было ясно, что член жюри писатель Денис Гуцко в процессе выбора вряд ли скроет свои симпатии к давнему товарищу Роману Сенчину («Зона затопления»), критик Валерия Пустовая не сможет «прокатить» свою подругу Алису Гениеву («Жених и невеста»), а в профессиональном благоволении лингвиста Максима Кронгауза к изобилующему русско-татарской языковой игрой роману Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» тоже не приходилось сомневаться.
Такова литературная жизнь. Мог ли в подобной обстановке петербургский поэт и литературовед Алексей Машевский поддаться пошлому патриотизму? Не думаю. Возможно, его голос, как и личное мнение председателя жюри писателя Андрея Волоса, сыграл за других авторов, которые выбили не только «наших», но и маститых Алексея Варламова, Андрея Геласимова, и даже Дину Рубину с ее могучей трилогией «Русская канарейка».
Я не назвал еще один условно петербургский роман – «Элефантина, или Кораблекрушения Достоевцева» Юлии Кисиной. Условно петербургский он потому, что живущая в Германии автор опубликовала свое произведение в нашей «Звезде», это чуть-чуть прибавляет Петербургу весу в соревновании издательств. Но немного – вместе с «Лимбусом», который выпустил книги Носова и Мелихова, они были вдвоем на длинной дистанции, так и не добравшись до финиша. И если в случае с авторами можно сказать, что год на год не приходится, что бывали петербуржцы и в лауреатах (Елена Чижова в 2010-м), то с издательствами беда.
Практически ушла с рынка современной отечественной литературы «Амфора», давно переехала в столицу «Азбука», камерные издатели вроде «Лимбаха» не рискуют иметь дело с новинками российской прозы. А после смерти Самуила Лурье, который был членом букеровского жюри много лет, боюсь, и постоянное представительство «Звезды» в премиальных баталиях сократится до провинциально скромного. В итоге книги московского АСТа составляют ровно половину нынешнего шорт-листа.
Предсказать результат финальной битвы за «Русский Букер» сложно. Если в «Большой книге», которая финиширует в конце ноября, есть явный фаворит – мегароман «Свечка» недавно ушедшего из жизни киносценариста Валерия Залотухи («Мусульманин», «Макаров»), то букеровская интрига покруче.
Реальных претендентов три-четыре. И вполне возможно, что Гузель Яхина и Роман Сенчин, попавшие в «шорты» обоих турниров, но в «Большой книге» явно проигрывающие Залотухе (как и Варламову с Рубиной, также претендующими на БК), как раз и станут главными соперниками в борьбе за «Русского Букера».
Роман о судьбе раскулаченной в 1930-м молодой татарки или реальная драма жителей сибирских деревень, оказавшихся в зоне затопления Богучанской ГЭС, – что лучше? Берущая за душу частная история стойкой женщины или публицистичный ремейк распутинского «Прощания с Матерой»? Я бы поставил на сочинение Гузель, более соответствующее жанру романа. Итог станет известен 3 декабря .
Александр ПРОНИН