Новости города БезФормата.Ru
Санкт-Петербург
Главные новости
 
Задать вопрос?

Под угрозой передачи РПЦ находятся все музеи-заповедники России

Проблему (или дилемму) – храм в музее или музей в храме, – резко обострившуюся в связи с намерениями государства передать церкви Исаакиевский собор, «Город 812» обсудил с Левоном НЕРСЕСЯНОМ, специалистом по древнерусскому искусству, сотрудником Третьяковской галереи. Он получил всероссийскую известность 10 лет назад, когда выступил против трехдневных «гастролей» нетранспортабельной иконы «Троица» Андрея Рублева в Троице-Сергиеву лавру.

                      – П ередача Исаакиевского собора – сенсация?
– Ни в коем случае. Это совершенно закономерная история, прямое следствие принятого в 2010 году  под страшным давлением церкви закона о передаче церкви имущества религиозного назначения.

Музейное сообщество тогда пыталось внести в текст закона список музейных объектов, обладающих иммунитетом от «реституционных» претензий. Безуспешно.

Теперь передано может быть все что угодно: Петропавловский собор, храмы Московского Кремля. Под угрозой находятся все музеи-заповедники в древних городах: Ростов Великий, Великий Новгород, Вологда, Великий Устюг… Все зависит от того, поступит просьба или не поступит.

– Поступление просьбы зависит от кого?
– Я не вхож во властные кабинеты, тем более в их задние потайные комнаты, где подобные вопросы, надо полагать, обсуждаются. Но мне хочется верить, что есть разумные архиереи, которые понимают,  что лучше проводить службы в музее, а не требовать его закрытия.
Кроме того, напомню, что первые музеи были созданы по инициативе церкви: это было в Ватикане в XVI веке. В России епархиальные древлехранилища с музейным режимом появились на рубеже XIX–XX веков.

– По тому же закону 2010 года выселяемые музеи должны получить эквивалентные помещения?
– Логика закона такова: музейные здания – это хранилища экспонатов, входящих в Музейный фонд РФ. Перевозим музей, то есть экспонаты, отдаем здание церкви. Но экспонатами могут быть, например, и стенные росписи, которые невозможно вывезти, а оценить, понять, рассмотреть их можно только в условиях музейного показа.

В Ярославле выселяют музей из Спасо-Преображенского монастыря, там останутся уникальные фрески монастырского собора середины XVI века. У меня нет уверенности, что церковь сочтет задачу их сохранения важной. Нет у нее суммы профессиональных знаний, что можно и нужно делать для сохранения фресок.

– Как быть?
– Я вполне религиозный (хотя и не православный) человек. В моем представлении в храме должны совершаться молитвы. Но при этом каждый должен заниматься своим делом. Церковные люди знают, как молиться по уставу. Музейные климатологи – как по уставу поддерживать условия  для сохранения икон и фресок. Такое равновесие интересов и ответственности существует в Исаакиевском соборе.  Не понимаю, зачем уничтожать это равновесие, а за ним и сам музей. Вне стен собора он не может существовать. Точно так же, как и любой музей с фресками.           

– Государство ликвидирует музеи, чтобы сэкономить бюджетные средства?
– Боюсь, дело хуже. Пространство культуры стремительно скукоживается, и это власти не сильно беспокоит.

– Много разговоров о том, что будет с церковными предметами, входящими в Музейный фонд РФ.
– Приведу примеры. Еще до принятия закона 2010 года при передаче церкви Ипатьевского монастыря в Костроме музей просто выгнали, а монахи оставили себе те вещи из Музейного фонда, которые сочли принадлежавшими прежде монастырю.

Два других примера – московские. В Новодевичьем монастыре иконы, входящие в Музейный фонд, переданы церкви на временное хранение. Возможный вариант, и, насколько я знаю, они даже пытаются сейчас принимать какие-то меры, чтобы их не испортить, но учтите, что в данном случае речь идет о столичном памятнике, включенном в число объектов ЮНЕСКО, который у всех на виду. Другой пример – храм Троицы в Никитниках. Там вынули музейные иконы из иконостаса и собираются их заменить на копии. В результате будет разрушен редчайший ансамбль архитектуры и живописи, а по-прежнему принадлежащие музею иконы будут похоронены в запасниках, поскольку их негде выставлять.

Более близкий Петербургу пример вовсе вопиющий. Торопецкая икона XIV века была изъята у Русского музея и передана на постоянное хранение в Реставрационный центр им. Грабаря. Но туда можно передавать музейные предметы только на временное хранение на период реставрации. По факту, как мы знаем, Торопецкая икона находится в храме в частном элитном поселке под Москвой.

– Как вы думаете, каким мог бы стать итог референдума о передаче церкви Исаакиевского собора?
– Совсем не таким, как думают многие петербуржцы. Представьте себе жителя промышленного города, возникшего в советские времена. Из музеев там есть только краеведческий с отделом изобразительного искусства, где выставлены скромные картины местных художников. Этот житель не знает тонкостей музейного хранения древних икон. Для него храм ассоциируется с церковной службой, музей – с культпоходами и экскурсиями. А мы не сможем прийти к каждому и объяснить суть дела. 

Впрочем, российский обыватель, который в массе своей не ходит в церковь, будет сохранять к ней лояльность до определенного предела.

– Какого именно?
– Я не социолог, чтобы выдать точный ответ. Но если вопросы «А не слишком ли жирно?», «Почему все им?», даже не высказанные публично, овладеют массами, то лояльность к церкви  исчезнет .          

Вадим ШУВАЛОВ

В Москве состоялась презентация книги действительного члена ИППО Бориса Пугачева - ИППОВ Московском доме национальностей состоялась презентация книги представителя Астраханского отделения Императорского Православного Палестинского Общества Б.Г.
24.03.2017 ИППО
Храм на Миусском кладбище был основан во второй половине XVIII века. Русская православная церковь получила от властей Москвы храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище,
24.03.2017 Мой район
Главному редактору газеты «Наша версия» Синищуку А.М. Александр Максимович!
24.03.2017 ИППО
Состоялось заседание Научной секции ИППО - ИППО21 марта 2017 года прошло заседание Научной секции ИППО в Москве в Центре ИППО, в ходе которого обсуждалась тема «ИППО в 1917 году: судьбы людей и учреждений в России и Палестине».
24.03.2017 ИППО
Творческий вечер Василиса Михаилидиса в посольстве Кипра - ИППО23 марта в посольстве Республики Кипр в Российской Федерации состоялся музыкально-литературный вечер «Посвящение Василису Михаилидису» легендарному поэту Кипра.
24.03.2017 ИППО
Выходить из противоречия светского государства и религии надо через просвещение и дискуссии, потому что, вот что сейчас как бы замечается, что очень часто какие-то важнейшие религиозные признаки, когда признаются,
24.03.2017 Город812
Сергей Степашин встретился с  председателем Макариевского Фонда владыкой Викентием - ИППО23 марта в Центре ИППО Сергей Степашин встретился с митрополитом Ташкентским и Узбекистанским Викентием – председателем Макариевского Фонда.
24.03.2017 ИППО
В Петербурге наградили победителей конкурса "Золотое перо" - Петербургский дневникВ Северной столице состоялось награждение лауреатов 22-го конкурса журналистов "Золотое перо".
24.03.2017 Петербургский дневник
МВД Украины: стрелявший в Вороненкова исчез еще в 2011 году - Петербургский дневникПавел Паршов - человек, стрелявший в бывшего депутата Госдумы РФ Дениса Вороненкова, находился в розыске с 2011 года.
24.03.2017 Петербургский дневник
В Петербурге может пройти генассамблея Всемирной туристкой организации - Петербургский дневникСеверная столица может принять Генеральную ассамблею Всемирной туристкой организации.
24.03.2017 Петербургский дневник
Шесть боевиков уничтожены при попытке прорваться в часть Росгвардии в Чечне - Петербургский дневникВ Чечне убиты шесть боевиков, напавших на часть Росгвардии в станице Наурская.
24.03.2017 Петербургский дневник
Дмитрий Песков: решение не пускать Юлию Самойлову бьет по престижу "Евровидения" - Петербургский дневникУдаром по престижу музыкального конкурса "Евровидение" назвали в Кремле решение Украины не пускать на сво территорию участницу от России Юлию Самойлову.
23.03.2017 Петербургский дневник