Тучков мост, соединяющий Петроградскую сторону и Васильевский остров, уже почти год находится на масштабной реконструкции. Ее начали 7 июня 2016-го, однако тут же прервали из-за проведения Петербургского международного экономического форума и «Алых парусов». Работы возобновились через месяц - 4 июля.
К необходимости реконструировать мост привела возросшая интенсивность движения, да и срок службы железобетонных строений - в среднем полвека, поэтому решение выделить из городского бюджета 2,45 млрд рублей для ремонта полноценного переправы было принято как никогда вовремя. Контракт был подписан с известной, в том числе и скандалами, компанией «Пилон».
Видео: пресс-служба комитета по развитию транспортной инфраструктуры
На данный момент строители освоили лишь 20% бюджета, однако работы сделано немало – для начала пришлось демонтировать все советские механизмы от железобетонных строений до гидравлики и даже электрического оборудования. В компании честно признались, что впервые столкнулись с подобным.
«В отличие от других мостов, здесь применены железобетонные пролетные строения, их демонтажем мы раньше никогда не занимались. Было демонтировано порядка трех тыс. тонн стационарных пролетов», - рассказал «Санкт-Петербург.ру» Дмитрий Календарев, директор по производству ЗАО «Пилон».
При этом компании есть с чем сравнить – именно она занималась реконструкцией Дворцового, Троицкого, Синего и Аничкова мостов, а в следующем году «Пилону» исполнится уже 25 лет.
Фото: Яна Рубина / «Санкт-Петербург.ру»
«К пролетам наплывным способом подвозились временные опоры, после этого были демонтированы 2/3 пролетного строения, сейчас они заменены сталежелезобетонными – то есть сделаны стальные балки, а сверху монолитная железобетонная плита. Только после этого строители приступили к реконструкции непосредственно разводного механизма, она ведется с 15 ноября 2016 года», - объяснил механизм работы Календарев.
Читайте также:Движение автобусов после закрытия Тучкова моста
После тотальной чистки «внутренностей» моста начался обратный процесс – заполнение их всем новым и современным. Об этом подробно рассказал начальник строительства объекта Сергей Ветюгов. Последние месяцы рабочие занимались установкой гидроцилиндров, насосных станции и подшипников для вращения разводного пролета.
По его словам, сейчас завершается монтаж электрического оборудования, а также ведутся работы по устройству трехъярусных машинных отделений. Одновременно с этим на двух опорах разводного пролета строят павильоны для управления и технического обслуживания переправы. Все делается максимально быстро, так как к 15 мая должна начаться регулярная разводка обновленного моста, а он до сих пор «разрезан» посередине - заполняются пустоты, которые могли привести к провалам.
Читайте также:Две недели до навигации: как Благовещенский мост готовят к разводкам
Более того, в это же время – до середины мая - «Пилон» намерен «переключить» реконструкцию с одной стороны моста на другую, то есть пешеходное и автомобильное движение вновь изменится. В компании уточнили, что после «переключения» для транспорта также будут открыты две полосы одностороннего движения. Зато водители Петербурга уже совсем скоро смогут сами оценить половину отреставрированного моста.
Что касается всей реконструкции моста, то ее планируют закончить весной 2018 года. При этом у подрядчика есть обязательство снять все ограничения с моста до конца 2017 года, таким образом практически на 100% закончить все работы придется еще в текущем году.
Читайте также:Большой Обуховский: Как устроен вантовый мост в Петербурге
«Как заказчик могу подтвердить, что подрядная организация ведет реконструкцию в полном соответствии с графиком. Сейчас завершаются работы по реконструкции разводного пролета для того, чтобы к началу навигационного периода уйти с центральной части сооружения и обеспечить тем самым навигацию. Никаких препятствий для того, чтобы выполнить контрактные условия ни со стороны заказчика, ни со стороны подрядчика нет», - заверила Ольга Швайка, начальник отдела строительства и реконструкции комитета по развитию транспортной инфраструктуры.
Фото: Яна Рубина / «Санкт-Петербург.ру»
Скандалы Тучкова моста и компании «Пилон»
Сейчас работы на мосту более-менее налажены, однако так было не всегда – в первый же день начала ремонта Северная столица встала в огромных пробках. Ситуация была настолько нештатной, что Смольному, ГАТИ и другим ведомствам пришлось собраться на экстренное совещание, а за движением на Петроградской стороне установить особое наблюдение.
В итоге, чиновники пришли к выводу , что во всем виноват именно подрядчик стройки, который не установил нужное количество знаков дорожного движения, а также не повесил достаточного количества информационных щитов. По данным ГИБДД, «Пилон» установил только 80% знаков.
Например, из 45 информационных щитов было поставлено только 22. В частности, инспекторы на нашли щитов на Выборгской набережной, на Приморском шоссе, на границах Каменного и Крестовского островов с Петроградским. Помимо всего прочего, временная разметка была нанесена только на 50% дорог.
Изначально «Пилон» планировал начать реконструкцию переправы только после строительства моста через остров Серный за 8,7 млрд рублей. Однако в 2011 году контракт на работы на Серном острове был расторгнут: Смольный подсчитал этот проект неэффективным, компания не смогла доказать его необходимость.
Фото: Павел Долганов / Baltphoto
Еще одним скандалом за последние пару месяцев стали долги «Пилона» - компания недоплатил в бюджет немного-немало 100 млн рублей. Было возбуждено уголовное дело по статье «Уклонение от уплаты налогов» в отношении главного бухгалтера Людмилы Зайцевой.
По данным следствия, Зайцева в 2011-2012 годах указала в налоговой декларации по НДС и налогу на прибыль заведомо ложные сведения. Из-за этого бюджетная система России не получила 100 миллионов рублей. Добившись возвращения денег, СК прекратил расследование.
Читайте также:В конце 2016-ого Росприроднадзор по СЗФО сообщил, что ЗАО «Пилон» добровольно возместило более 2 млн ущерба за загрязнение Финского залива в районе Северной дороги Крестовского острова. Компания строит там Яхтенный мост - пешеходную переправу, которая должна соединить южный берег Приморского района с северным берегом Крестовского острова.
У гусеничного крана, работавшего на строительстве моста, оказался поврежден топливный бак и гидравлическая система. Специалисты установили, что в залив в результате аварийной ситуации попало 150 литров дизельного топлива и 200 литров гидравлического масла. В отношении «Пилона» было возбуждено административное дело, компания вовремя оплатила штраф, и оно было закрыто.
Уже в сентябре произошло новое ЧП - кран «Пилона» в прямом смысле упал на Яхтенный мост:
Пять интересных фактов о Тучковом мосте
1. Первый мост на этом месте был построен в 1758 году в створе Малого проспекта Васильевского острова. Этот мост был деревянным, при этом был самым длинным петербургским мостом XVIII века. Тогда он носил название Никольский.
2. В 1839 году впервые в России был уложен искусственный асфальт именно у Тучкова моста.
3. В дальнейшем мост был перестроен, однако остался деревянным, и в 1870 году он сгорел от непотушенной папиросы.
4. В 1965 году был не просто капитальный ремонт Тучкова моста, тогда он был коренным образом перестроен. Причиной для этого стало окончание строительства Волго-Балтийского канала – с тех пор в Неву и ее рукава стали входить крупногабаритные суда. Габариты и грузоподъемность моста не могли удовлетворять требований наземного и водного транспорта.
5. Несмотря на то, что строители и Смольный утверждают будто последний раз Тучков мост ремонтировали в 1965 году, это не так. В 1997-1998 годах был выполнен капитальный ремонт с заменой дорожного покрытия, ремонтом ортотропной плиты на разводном пролете и трамвайных путей. В 2006 году проводились работы по ремонту стационарных пролетных строений, а в 2008-2009 годах выполнены работы по ремонту опор разводного пролета.
Фото: mostotrest-spb.ru Автор: Яна Рубина