Гость редакции - Вадим (Билли) НОВИК

ФОТО Александра НИКОЛАЕВА/ИНТЕРПРЕСС

Джаз без капли
алкоголя

Впервые петь и играть на барабанах Билли Новик начал в своей группе «Реанимация» в 1980-е годы. В 1998 году окончил Педиатрическую медицинскую академию. Три года работал в детской больнице врачом-патологоанатомом. Затем - в малобюджетном клубе, где и зародилась популярная ныне группа Billy's Band, которая играет в стилях блюз, свинг, джаз и рок.

Уже не первый раз Billy's Band дает концерт в первый день нового года.


- Билли, какая же публика находит в себе силы прийти к вам 1 января?

- Мы никогда не видим столько трезвых, бодрых и жизнерадостных людей, как первого и второго января. Потому что силы пойти на концерт остаются только у тех, кто ведет здоровый образ жизни. Так что это встреча практически с идеальными петербуржцами.

Приходят молодые семейные пары, которые по случаю праздников смогли оставить детей с бабушками и дедушками. Часто именно на этих концертах они говорят нам, что несколько лет назад познакомились на нашем выступлении, поженились, появились дети и только сейчас наконец снова смогли вырваться! Впрочем, многие берут детей с собой, поэтому мы представим такую праздничную новогоднюю программу, что ни у кого не возникнет сомнения, правильно ли они сделали, придя к нам. «Реанимационный концерт» спланирован в подчеркнуто позитивном ключе. И лично мне он дает возможность изменить стереотип восприятия группы, ведь некоторые думают, будто мы - маргинальные бродяги на грани пусть и интеллигентного, но цинизма, которые только и делают, что воют о нелегкой судьбе человека.

Обычно первые дни января, вопреки мнению, что это «мертвый сезон», самые живые в любом городе. И наиболее востребованные в году - никогда не удается собрать столько народу! Первого числа мы выступаем в петербургском клубе, второго даем в Москве уличный концерт. Против холода сейчас есть множество приспособлений, создающих микроклимат. Впрочем, трудностей мы никогда не боялись, возможно, поэтому удалось чего-то добиться в жизни.

- Чтобы соответствовать «идеальной» публике, вы и сами должны в Новый год держать себя в строгости.

- Профессия обязывает. Чтобы пребывать в большой музыке, нужно как минимум вести здоровый образ жизни, иначе просто не хватит сил. Мы сублимировали всяческого рада празднования в творчество. Именно поэтому называем наш стиль «романтический алкоджаз», но - без капли алкоголя!

- Встречаете Новый год всей группой?

- Когда есть приятная работа и мы соглашаемся выступать, ставим условие, что будут присутствовать наши семьи. Если работы нет, с огромным удовольствием празднуем по домам.

- Подарки родным уже купили?

- В течение года я покупаю подарки, которые собираюсь преподнести на Новый год. Иногда не выдерживаю, дарю их в июле. Елка дома, конечно, стоит. Моей дочери год и два месяца, она на красоту уже реагирует.

- Подводите ли вы под праздник жизненные итоги?

- Я склонен подводить итоги практически каждый вечер, и не только прошедшего дня, но и всего прошедшего периода. В этом смысле к календарю не привязан. Радуюсь, если возникает ощущение, что я продвинулся вперед, это связано с выходом нового альбома, концертной программы. В уходящем году реализовал давнюю мечту - «Петербургский джазовый актив». Это сольный проект, собравший наиболее ярких джазменов города. Очередной концерт состоится в январе.

- В Billy ' s Band решение принимаются коллективно?

- Как правило, товарищи оставляют за мной право принимать стратегические решения. Они мне доверяют, и я никого ни разу не подвел. Конечно, мы все разные, но нас объединяет здравый смысл, понимание, что разумно, а что абсолютно недопустимо.

- Группа много гастролирует по России. Понятно, что впечатления поверхностны, тем не менее какие видите тенденции, как меняется страна и публика?

- Очень меняется. Вид городов - особенно. То, как преображается, к примеру, Екатеринбург, меня поражает. Каждый раз не узнаю город. В Екатеринбурге одна из сильнейших архитектурных школ, регион интенсивно развивается.

Мне кажется, что люди становятся менее агрессивными и более культурными, хотя, возможно, на концерты приходят те, которым с нами по пути... Допускаю, что агрессивная часть молодежи стала еще агрессивнее, но я не вижу на улице драк, пьяных, наркоманов. Наркотики присутствуют в обществе, но в других формах. Мои наблюдения касаются крупных городов, что творится в глубинке, не знаю. Но в целом ситуация внушает оптимизм, даже когда слышу, что мы живем в «несвободное время». Я же считаю, что такой свободы, как сейчас, в обозримой истории России не было. Впрочем, как и такого уровня жизни. Плохо живут в основном те, кто не может трудиться в силу своих физических особенностей, либо те, кто пьет. А если у тебя есть руки-ноги, голова на плечах, имеешь все шансы быть в порядке.

Один из важных законов эволюции гласит, что выживает не сильнейший, а наиболее приспосабливающийся. Конечно, есть люди «непластичные», без предпринимательского духа, такой уж тип личности.

- Родной Петербург оказывает на вас влияние: город давит или вдохновляет?

- Именно такое противоречивое влияние. С одной стороны, мне тяжеловата эта погода, а с другой стороны, пусть будет самый плохой климат на планете, но все равно буду жить здесь. На чаше весов любовь к городу всегда перевешивает. Каждый день мой маршрут проходит по набережным, я не устаю любоваться и благодарить господа, что вижу эту красоту. Уже давно понял, что никуда не хотел бы переезжать, хотя по молодости об этом мечтал.

- Образ неудачника, в котором вы часто выходите на сцену, возник случайно?

- Да. Отчасти это была защита от критики: подчеркнутое отсутствие претензий, мне, мол, терять нечего, я лузер! И одновременно это убирало конкурентов: какой смысл соперничать с тем, кто сразу сдался? В молодости я не понимал, в чем же грех гордыни, ну человек борется до последнего... А с годами понял, что гордость - причина многих неудач.

- Сейчас в нашем обществе многое меряется успехом. Причем сложилось представление, что для его достижения необязательно трудиться: по телевизору показали, вот уже и успех.

- Для меня критерий успеха и качества жизни - гармония в душе. Научиться быть независимым от конкретных факторов - вот успех.

Герман Гессе считал, что абсурд - искать покой в другом, если ты не можешь найти его в себе. Над собой надо работать. С помощью других, но хотя бы принять этот вопрос как наиболее актуальный.

- Все-таки в советское время успех был связан с работой, а теперь - нет?

- Мне кажется, это началось в девяностых годах и выросло из проникшей к нам «американской мечты». Идея мгновенного обогащения, которое принесет тебе все, что пожелаешь. Условно говоря: ограбить банк и исчезнуть. Это прижилось в смуте девяностых, но сейчас, мне кажется, другая установка. Благодаря Интернету видим, как люди добиваются успеха, и такие примеры настраивают на упорный труд. Россия приблизилась к работящей нации, а Америка, наоборот, стала менее работящей, потому что социальное обеспечение развито до такой степени, что возникли уже потомственные безработные. Во всем должна быть золотая середина.

- Наши экраны давно оккупировало американское кино. Но многих раздражают штампы: герои даже по самым пустяковым поводам твердят: «Я тобой горжусь», и - «Я тебя люблю». И это кажется фальшивым...

- Любой человек нуждается в поддержке, она может быть даже формальной. Если я хочу кого-то поддержать, то скажу приятные слова. «Я тобой горжусь» - неплохо звучит, это в американской традиции.

Меня тоже раньше коробила бесконечно повторяемая в кино фраза: «Ты в порядке?». С человеком чего только ни произошло, но он отвечает, что все о,кей. Но ведь когда заверяет, что он в порядке, значит, не хочет нагружать других своими проблемами. Это ритуальность, часть культуры, которую нужно признавать и уважать.

- В нашей культуре огромную роль играет классическая литература. Часто ли вы к ней обращаетесь?

- Это кладезь. Вот я не представляю, что мне до конца жизни может быть скучно, потому что есть классика, и чтобы ее прочитать по два-три раза, уже не хватит жизни. Современную литературу читать пробую, но каждый раз начинаю мучиться. Нашел оправдание: после Толстого, Достоевского и Чехова сложно что-либо читать с таким же чувством. Надо перестраиваться, вырабатывать в себе толерантность.

- А современный театр вас не «мучает»?

- Время эпатажа в России, может быть, еще не закончилось, но оно уже в агонии. Никто никого ничем удивить не может, все ресурсы использованы. Потрясти может только содержание. Поэтому, если я иду в театр, то затем, чтобы слушать текст, а не смотреть режиссерские находки. Когда текст кто-то произносит, это особое ощущение. Я очень люблю аудиокниги, мне интересно услышать человеческое переложение написанного.

В последнее время мне стал ближе классический балет. Очень долго ждал, когда же он для меня откроется, наконец время пришло, и я обогатился.

И, конечно, надо слушать музыку. Моя бабушка принадлежала к поколению, выросшему без церкви. Бегали в Филармонию, и потом она поняла, что музыка была замещением религии. Музыка - как храм. Когда слушаешь, можешь даже не понимать, но ты был в это время сконцентрирован, в медитации. Это отдых духа, и в такие моменты часто приходит ясность даже в неразрешимых вопросах, хотя ты о них не думал. Музыка очень сильно влияет на человека.

Есть старая советская песня, которую мы недавно разучили - «Зимний Ленинград». На концертах я объявляю ее как терапию зимофобии. С этой песней зима становится нипочем, более того, хочется, чтобы она была... Там такой припев: «Пускай Неву пургою замело, пускай морозом дышит Летний сад, в глаза ты мне глядишь, и мне тепло, светло, мой Ленинград, мой зимний Ленинград». Это сейчас моя любимая песня.

- А сами продолжаете сочинять?

- Это интересный вопрос, связанный с мотивацией к творчеству. В ранние годы была одна мотивация, сейчас - другая. Когда был молод, хотелось показать, что я круче всех, приобрести атрибуты успеха, которые на тот момент ценились в обществе. Сейчас понял, что успех и счастье - абсолютно разные, несвязанные вещи. Более того, часто успех требует жертв, которые не дают быть счастливым. Это вопрос гордыни: внешне все в шоколаде, приобрел все блага, а на самом деле за тобой все мосты сожжены. Такая игра не стоит свеч. Поэтому сейчас не стремлюсь форсировать себя в творчестве, а накапливаю, хочу сделать доброе дело для людей и подарить им такие песни, как «Зимний Ленинград». И пусть это случится, когда стану дедушкой, и даже не сам буду петь. Важно, чтобы такая песня осталась.

- На нашей эстраде одни и те же лица, в Новый год именно они будут на всех каналах. Как думаете, почему так происходит?

- Если говорить о звездах, то для «прогрессивной общественности» они неинтересны, более того, многие считают их позором. Но для большей части соотечественников это еще одна возможность увидеть своих любимцев! Телевидение, которое когда-то было искусством, становится бизнесом, и без звезд не обойтись. Создавшаяся ситуация конструктивной критике практически не подлежит: каждый зарабатывает, как умеет.

Телеканалы можно ругать только за то, что слишком мало знакомят зрителей с новыми явлениями и лицами, хотя бы в час ночи или ранним утром. Но есть Интернет, пожалуйста, выкладывайте свои песни, ролики. И если они чего-то стоят, то найдут свою публику в объемах, которые перекроют аудиторию самых «ярких» звезд центральных телеканалов.

Хорошо что есть канал «Культура». Лица, которые мы там видим, явно «не в тренде», они не ходят в фитнес, не фотографируются в эффектных позах, это не «хайп», это для нормальных людей. Они есть. И я всегда себя утешаю тем, что чем более нормален человек, тем скромнее и тише он себя ведет.

Подготовила Елена ПЕТРОВА

  •  
    По теме
    100-летний юбилей отметил ветеран Великой Отечественной войны, житель Кировского района Петербурга Марк Эпштейн Элеонора КУРЮМОВА Ветеран Великой Отечественной войны из Петербурга отметил 100-летний юбилей.
    Топонимическая комиссия Санкт‑Петербурга сегодня проголосовала за возвращение Пулковскому парку на пересечении Московского и Пулковского шоссе исторического названия «Парк Городов-Героев».