Развели семейственность

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Выставка «Дом художников», которая открылась во всех залах Музея искусства Санкт-Петербурга XX — XXI веков (МИСП), это 212 произведений 16 художников и скульпторов пяти поколений, которые трудились и продолжают работать в знаменитом здании творческих мастерских на Песочной набережной, 16.

Формально этот проект, придуманный скульптором Павлом Игнатьевым, рассказывает, чем занимались его родственники (как ближайшие, так и дальние), все с академическим художественным образованием. Среди них есть авторы очень известные и полузабытые. Большинство давно, а то и вообще персонально не выставлялись. Генеалогическое дерево представлено на выставке, любой зритель может его изучить.

Но делать это совсем не обязательно. Название «Дом художников» — это образ Ленинграда — Петербурга, а проект посвящен его интеллигенции начиная с 1930-х годов и до наших дней. Это рассказ о работе художников в дни войны и блокады, о стремлении сохранить творческое лицо в годы диктата социалистического реализма и «нежных объятий» нового капитализма.

Самые известные авторы — скульпторы супруги Александр Игнатьев и Любовь Холина. Он — автор барельефа Анны Ахматовой на ее могиле. Тогда, в 1966 году, было вызовом само участие в создании памятника полуопальной поэтессе. На выставке представлено авторское повторение барельефа.

Любовь Холина начала работу над образом Федора Достоевского в середине 1950-х, когда не могло быть и речи о памятнике автору «Бесов». Потом поменялись оценки, но памятник в Петербурге появился только в 1997 году. На выставке показаны два бюста и один графический портрет писателя, они лишний раз доказывают, что Холина заслужила право на памятник.

Сын скульпторов — Петр Игнатьев стал художником, замечательны его «светящиеся» картины «Портрет Александра Игнатьева, сына» и «Ветка хурмы. Портрет жены Ирины Игнатьевой-Григорянц».

Живописца Виктора Рейхета часто называют русским импрессионистом. Картина «Сумерки» с парочкой, которая встретилась у водопроводной колонки, изысканно передает короткое время перехода от дня к ночи. Его сын Петр Рейхет был универсальным художником, работавшим в разных видах искусства от акварели до перформанса. Его наиболее известное произведение «Ковер-самолет» — одномоторная машина, сделанная из ковров. На выставке показано другое известное произведение — «Слава Ростропович», коллаж из металла с использованием частей от музыкальных инструментов.

В 2011 году Рейхет провел несколько месяцев на антарктической станции «Беллинсгаузен». Оттуда привезена фотография перформанса «Кормление борщом»: Рейхет в колпаке кока кормит с поварешки морского льва. Художник нанялся в экспедицию простым техником, рисовал необычные для нас цвета Шестого континента в перерывах между тасканием аккумуляторов.

В последние годы он увлекся созданием объектов из высушенных стволов борщевика, так появились «Избушка на курьих ножках» и «Ангел-борщевик (ушан)».

Ровно четыре года назад, в сентябре 2013-го, с Ямала пришла печальная весть: «погиб геоморфолог Петр Рейхет». Он и туда поехал не в творческую командировку, а как исследователь Арктики, чтобы больше увидеть.

Патвакан Григорянц окончил ВХУТЕИН, учился у знаменитого графика Павла Шиллинговского, рисовал политические плакаты, занимался маскировкой блокадного города и создал эскиз коробки конфет «XXV лет Красной армии». После войны занимался промграфикой, в частности, обертками для бритвенных лезвий. «Нева» с силуэтом Ростральной колонны представлена авторским сигнальным экземпляром. Механическая игрушка «Катание с гор» — эскизом упаковочной коробки. На склоне лет художник съездил в родную Армению и привез серию акварелей «Алаверди. Медеплавильный завод».

Другой график — Владимир Судаков показан блокадными зарисовками «В бомбоубежище», «Новая Деревня», «Корабли на Неве». Виктор Травин в 1960 — 1970-е годы был одним из лидеров ленинградских плакатистов, работавших для изданий «Боевого карандаша». Один из плакатов — «Очная ставка» — актуален и сейчас. По требованию учительницы великовозрастный ученик смотрит на портреты русских писателей-классиков: «Никого из них не знаю».

Выставка объединила произведения из МИСПа, Русского музея, Музея Академии художеств, Музея Достоевского и собраний художников. Она продлится по 8 октября.

  • Вадим Михайлов
  •  
    По теме
    Новый монумент Михаилу Врубелю готов, но установить его на могиле художника не позволяет Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
    26.09.2017
     
    ФОТО АВТОРА Первую в постсоветское время выставку графической агитации «Плакат эпохи революции» Русский музей открыл в залах Мраморного дворца.
    18.09.2017
    Вестибюль "Новокрестовской". Фото: пресс-служба Правительства Санкт-Петербурга - Комсомольская правда Несмотря на сломанную крышу, станция продолжает работать, второй вестибюль открыт Алексей БУЦАЙЛО Сильный ветер, который второй день царит в Северной столице, наносит все большие повреждения.
    20.06.2018 Комсомольская правда
    Через 4 месяца после того, как Борис Шкляр оказался в больнице с переломами на лице, полученными в результате драки с таксистом, в Сертолово состоялось первое судебное заседание по делу.
    20.06.2018 Мой район
    Творческие коллективы университета снова на высоте - СПбУ ГПС МЧС России Лауреатами V Российского Суворовского патриотического фестиваля искусcтв "Путь Славы" стали вокалисты Института культуры V Российский Суворовский патриотический фестиваль искусств «Путь славы» посвященный 235-летию со
    21.06.2018 СПбУ ГПС МЧС России
    Фото: Gellinger/Pixabay Древние рукописи и русский лубок, бесценные фолианты и одна из первых карт Петербурга,
    20.06.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Владимир Стогниенко: после третьего мяча сборной России я «поплыл» - Фонтанка Об особых отношениях между Черчесовым и Дзюбой, мастерстве переобувания и идее завершить репортаж песней «Ты просто космос, Стас!» в интервью «Фонтанке» рассказал комментатор матча Россия — Египет Владимир Стогниенко.
    20.06.2018 Фонтанка
    - Ты красивая, Марина. Донесем до Татуина! - Что ты, милый, говоришь? Я-то думала - в Париж! - Комсомольская правда Корреспондент «КП», пользуясь грандиозным наплывом туристов, вышел на тропу любви Павел КЛОКОВ kp_ru_msk Большие мероприятия издавна помогали нашей стране улучшать демографическую ситуацию.
    21.06.2018 Комсомольская правда
    ФОТО Joel MARKLUND/Imago/Bild by RAN/ТАСС Дебют на чемпионате мира системы видеопомощи арбитрам (VAR) пока выглядит удачным.
    20.06.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Первый тур ЧМ-2018 изобиловал сенсациями, однако нашелся футбольный «оазис», где результаты стартовых матчей совпали с прогнозами.
    20.06.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Фото с матча Россия - Египет. Фото: Александр ГЛУЗ - Комсомольская правда Единственный год в ворота Игоря Акинфеева забили с пенальти [фото, видео] Давид ГЕНКИН Как и бывает в дни важных футбольных матчей, болельщики стали собираться возле стадиона задолго до стартового свистка арбитра.
    20.06.2018 Комсомольская правда
    Волонтеры мундиаля: работа на позитиве | ФОТО АВТОРА - Санкт-Петербургские ведомости ФОТО АВТОРА Одновременно со стартом чемпионата мира по футболу в городе началась вахта добровольцев, работа которых помогает болельщикам и туристам сделать посещение северной столицы более комфортным.
    19.06.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Всех, кто забудет предупредить о псе за забором, будут штрафовать Елена МИХИНА Петербургский ЗакСа на заседании 20 июня во втором чтении утвердил законопроект о табличках, извещающих о собаках на частных территориях.
    20.06.2018 Комсомольская правда