По закону о выборах официальная агитация сейчас невозможна, но по факту она существует, правда, под видом новостей. Правозащитники разобрали один из сюжетов "Первого канала", в котором, по их мнению, о Путине говорят в более позитивном ключе, чем о других кандидатах.
Агитация в СМИ начинается за 28 дней до дня голосования, то есть с 17 февраля. До этой даты СМИ могут заниматься исключительно информированием избирателей.
При этом, согласно закону, в информационных телепрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, их доверенными лицами, политическими партиями, группами избирателей должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату или не должна осуществляться дискриминация (умаление прав) какого-либо кандидата, в том числе по времени освещения его предвыборной деятельности, пишет golosinfo.org .
Для наглядности правозащитники разобрали один из сюжетов о ходе избирательной кампании в итоговой программе на Первом канале в воскресенье 1 января 2018 года.
Сюжет идет 13 минут, из которых пять минут, в позитивном ключе с энергичной мажорной музыкой на заднем плане и бодрым видеорядом, рассказывается о ходе кампании Владимира Путина и формируется положительный образ кандидата в глазах телезрителей.
При этом всего в сюжете упоминаются девять кандидатов, но по времени упоминания они находятся в неравных условиях. Распределение времени выглядит примерно так: Копенкина — 13 сек. (нейтрально), Михайлов — 5 сек. (нейтрально), Путин — 5 мин. (восторженно), Титов — 19 сек. (насмешка), Собчак — 23 сек. (нейтрально), Сурайкин — 13 сек. (насмешка), Явлинский — 45 сек. (негативно), Грудинин — 1,53 мин. (крайне негативно), Жириновский — 32 сек. (нейтрально и с критикой Грудинина). Остальные 10 кандидатов на должность президента России остались не упомянуты в сюжете.
Кроме неравных условий по выделенному времени бросается в глаза стиль изложения информации о кандидатах и контраст в тематическом наполнении сюжетов. Тревожная музыка в минорной тональности сопровождает части сюжета, посвященные кампаниям Григория Явлинского и Павла Грудинина.
Происходит конструирование непривлекательного образа Явлинского. Закадровый голос говорит: «Пока мультипликационный Григорий Явлинский, придуманный его штабом, и он сам в интернете объясняет своим сторонникам свою жизненную позицию...», при этом на экране для демонстрации видеоряда выбран Явлинский со следующими титрами: «Люди, которые мнят себя образованными, часто повторяют такую фразу: "Ну разве с этим народом можно что-то сделать?"».
Основной негатив сюжета сосредоточен на кандидате от КПРФ Павле Грудинине, в отношении которого используется слово «оскандалился», относительно счетов в иностранном банке и владения им ценными бумагами. Несмотря на то, что формально он не нарушил закон, вовремя сдав необходимые документы в ЦИК России, в сюжете ситуация преподносится как нечто противозаконное.
видео Первый канал