Пять писем старинному буфету

Пять писем старинному буфету  | Имение Владимира Набокова. Дом с парадными на все стороны света. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Фото: spbvedomosti.ru

Имение Владимира Набокова. Дом с парадными на все стороны света. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Сегодня на территории Ленинградской области в той или иной мере сохранности насчитывается около 180 усадебных комплексов. Некоторые из них мы, группа журналистов, посетили благодаря Информационно-туристическому центру Ленобласти. Я остановлюсь лишь на трех. Их названия, как говорится, с детства на слуху.

Елизаветино

Дворец в деревне Дылицы Гатчинского района оказался наособицу в нашем маршруте. Во-первых, потому что по роскоши интерьеров и ухоженности парка это действительно дворец, а не загородная усадьба. А, во-вторых, потому что это непривычная пока в музейно-исторической сфере частная территория. За глухим и неприглядным бетонным забором, на который агрессивными волнами наступает борщевик, - настоящий оазис, к которому приложены руки и, что уж там говорить, немалые деньги.

Историю усадьбы «Дылицы» связывают с охотничьим домиком Елизаветы Петровны, который она затем подарила своей невестке будущей императрице Екатерине II. А Екатерина в свою очередь презентовала «за неоплатные услуги» своему гардеробмейстеру Василию Шкурину. Он был настолько доверенным лицом будущей великой императрицы, что, по легенде, поджег собственный дом, дабы отвлечь Петра III от рождения Екатериною сына от графа Григория Орлова. В этом поместье бастард, получивший имя графа Алексея Бобринского и титул, воспитывался до 8 лет. Сам по себе он не представлял ничего, кроме принадлежности к тогдашней «золотой молодежи». Но стал основателем славного рода, внесшего немалый вклад в историю России.

Дворец, построенный на этом месте в середине XVIII века, через 90 лет перешел в собственность князей Трубецких и обрел новую жизнь: в парке появились пруды, террасы, лужайки, беседки.

Век XX дорого обошелся именитому строению. После революции оно было разграблено. Затем в этих помещениях располагались школа, общежитие, ПТУ, а годы Великой Отечественной и вообще катком прошлись. В 1998 году пожар уничтожил бывший дворец почти полностью.

Такое бедствие, как пожар, редко какое историческое здание обошло. И становилось либо его концом, либо началом новой эпохи. В данном случае получилось второе. Руины и прилегающую к ним территорию за символическую плату взяла в аренду на 49 лет частная компания. За два года дворец был возрожден. Сейчас он блещет роскошью позолоты и росписей; ухоженный парк по-прежнему украшает 250-летний дуб.

Извара

В мире существуют несколько музеев, посвященных творчеству и философии человека-космоса Николая Константиновича Рериха. Но единственный мемориальный, с которым он был связан жизнью и душой, расположен в Изваре Волосовского района. Село стоит вдалеке от больших оживленных трасс, и, как считают в музее, это хорошо: «К нам едут только те, кто действительно едет к Рериху».

С этим домом, у которого стены, по выражению художника, «крепостные», метровой толщины, но угловые башенки придают ему легкий и изящный вид, связана первая половина жизни художника. Семья нотариуса Константина Рериха владела поместьем с 1872-го по 1900 год. Для Николая Рериха это было родовое гнездо, мир детства и юности. Здесь рождался его «русский цикл». В Изваре написаны «Плач Ярославны», «Святополк Окаянный», «Славянская сюита» и другие полотна. Три подлинника ранних картин можно увидеть и сегодня в стенах музея.

И, как ни покажется, быть может, странным, здесь же зародился его интерес к Гималаям и Индии. По преданию, само название Извара селу дал проживавший во времена Екатерины II неподалеку, в имении Яблоницы, индийский раджа. В переводе с хинди Ishvara означает «милость богов».

Музей, открытый в 1984 году, рождался непросто, мешала неоднозначность фигуры Николая Рериха. Нигде, ни в какой идеологии он не был своим, одни считали его красным шпионом, другие - белым или немецким. А он был отдельный, ни на кого не похожий. Это ему в 1935 году пришла мысль учредить Пакт о защите культурных ценностей во время военных конфликтов. Потом была Вторая мировая, когда мало кто прислушивался к таким призывам. Но пакт был подписан несколькими государствами, и его основные положения лежат в основе многих документов ООН.

Экспонаты для музея пришлось разыскивать почти детективно. При пожаре в 1947 году мебель выкидывали из окон. Местные жители просто так не прошли мимо. «Хотите создать музей - пройдитесь по окрестным селам», - посоветовали ученым. Так, угловой диван нашелся на чердаке у изварского тракториста. Столик, инкрустированный слоновой костью и черным деревом, был приспособлен другой местной жительницей для чаепития. Пришлось подарить ей два других. В итоге в изваринском музее оказалось немало вещей, действительно принадлежавших семье Рерихов: часы, зеркало, кожаные стулья, диван, семейный круглый стол.

Рождествено

Наверное, любой, кто проезжал по трассе М20 на Псков, увидев за Вырой дом с колоннами на пригорке, говорил себе: «Надо бы заехать, посмотреть». Надо, обязательно. Мало того что это единственная сохранившаяся на северо-западе полностью деревянная усадьба, так это еще и музей, посвященный писателю Владимиру Набокову.

Архитектура имения примечательна и местом расположения, и тем, что парадными созданы все четыре стороны. А вот архитектор, к сожалению, неизвестен. Сменив немало хозяев, дом в 1890 году был приобретен дедом В. Набокова, горным инженером, миллионером-золотопромышленником, совладельцем Ленских золотоносных приисков Иваном Васильевичем Рукавишниковым. А достался он в 1916 году будущему писателю в подарок от дяди Василия вместе с миллионным состоянием. Но насладиться ни тем, ни другим Владимир Набоков по известным обстоятельствам не успел. Единственное, пожалуй, что отразилось в творчестве писателя из Рождествено, - это широкий балкон с видом на слияние рек Грязны и Оредеж, где проходили его свидания с первой любовью,

15-летней Валечкой Шульгиной. Той, которая стала Машенькой в одноименном романе.

Нынешний музей, скорее, посвящен современникам писателя. Купцам-меценатам, возводившим училища и больницы, дворянам, мечтавшим о светлом будущем своей страны и сохранившим эти идеалы вдали от родины.

Посетив музей, обязательно зайдите на выставку удивительного человека - местного художника Леонида Птицына. В 1944 году 16-летний сапер потерял при разминировании обе кисти. Но сумел закончить Академию художеств. И пишет полотна без поправок на «ограниченные возможности».

И еще один яркий штрих остался от посещения Рождествено - резной буфет XIX века, подаренный музею интеллигентнейшей жительницей поселка Горелово под Петербургом. К этому буфету прежняя хозяйка каждый год приезжает повидаться. А если навестить его не может, пишет письма. Таких посланий уже пять. Уверена, что сотрудники музея не удержались и их прочитали. Но нам не рассказали, о чем там. Однако какой сюжет!..

  • Ольга Павлова
  •  
    По теме
    100-летний юбилей отметил ветеран Великой Отечественной войны, житель Кировского района Петербурга Марк Эпштейн Элеонора КУРЮМОВА Ветеран Великой Отечественной войны из Петербурга отметил 100-летний юбилей.
    Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
    Культура Петербурга