11 марта в Академии Русского балета прошла III Научно-теоретическая конференция Hommage à Petipa, посвященная 199-ой годовщине со дня рождения выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа.
По традиции, перед началом конференции желающие почтить его память, выехали в Александро-Невскую лавру, где в день рождения Мариуса Петипа возложили цветы к его надгробному памятнику в Некрополе мастеров искусств.
Конференция началась с приветствия ректора Академии Николая Цискаридзе (видео-обращение) и проректора по научной работе и развитию Светланы Лавровой.
Сразу несколько докладов были посвящены балету «Спящая красавица» на музыку П.И. Чайковского, которая стала буквально «бенефицианткой» конференции: Б.А. Илларионов провёл анализ структуры хореографического действия балета, впервые поставленного М. Петипа в 1890 г.; Н.Н. Зозулина познакомила с интересными деталями разных постановок балета на сцене Мариинского / Кировского театра; Е.Н. Байгузина рассказала о работах Льва Бакста, связанных с темой «Спящей красавицы».
На каждой конференции Hommage à Petipa неизбежно возникает тема сохранения классического наследия. Этому были посвящены доклады А.М. Полубенцева и В.И. Уральской. О том, какие изменения претерпели хореографические образы М. Петипа в спектаклях Ю. Григоровича, оформленных С. Вирсаладзе, рассказал собравшимся Я.В. Седов.
С темой сохранения классического наследия соприкасается и задача по сохранению традиций преподавания классического танца, в том числе мужского. Этому был посвящен доклад И.Л. Кузнецова, который восстанавливает записи уроков педагогов мужского танца XX в. – А. Мессерера, В. Писарева, Ю. Тарасова, Ю. Плахта. Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой совместно с ГИТИС издаёт книжную серию «Педагогическое мастерство в хореографии» с этими уроками.
О.И. Розанова также обратилась к книгам, но английского автора – Сирила Бомона (Cyril W. Beaumont), создавшего монографию о балете «Лебединое озеро», которая пока так и не переведена на русский язык (как и другие труды этого автора). Аспирантка К.А. Козлова, изучив работу другого зарубежного исследователя – американца Роланда Джона Уайли, рассказала, каким увидел он русского балетмейстера Льва Иванова. А О.А. Федорченко подготовила подробный доклад о жизни и творчестве выдающегося танцовщика XIX в. Николая Гольца по материалам, хранящимся в РГИА.
Вторая часть конференции была посвящена балетам XX в., таким как «Пульчинелла» в постановке Леонида Мясина и его рукописному сценарию, хранящемуся в Базельском архиве И. Стравинского (докладчик – Н.А.Брагинская); «Золотой век» в Мариинском театре и истории его создания (докладчик О.Н. Макарова); «Laila» и другие хореографические произведения современного английского композитора Джона Тавенера (докладчик – Е.О. Миклухо).
Кроме того, три доклада для конференции были подготовлены специально по заказу Кафедры балетоведения Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и посвящены 115-летию Юрия Слонимского (докладчик – А.А. Соколов-Каминский); 130-лети. Андрея Левинсона (докладчик – В.С. Кольцова) и 135-летию Любови Блок (докладчик – Т.Н. Горина).
Полную программу конференции можно посмотреть здесь . Многие доклады, в том числе и стендовые, войдут в «Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой» в виде статей.
Фото: В.Васильев.