Принцип бабушки пирата

РИСУНОК Максима СМАГИНА

Слово «творчество», видимо, выбрано чем-то вроде девиза к начавшемуся учебному году. Наверняка оно звучало в каждом докладе не только на петербургском Большом педсовете и, будьте спокойны, в течение года так и будет звучать, а потом отразится в отчетах о том, насколько школам удалось детское творчество развить вглубь, ширь и поперек...

Нынешний петербургский Большой педсовет освятила своим присутствием президент Российской академии образования (РАО) Л. А. Вербицкая, поэтому предлагаю остановиться на ее академических инициативах прошлого учебного года.

Уважаемая Л. А Вербицкая предложила исключить из школьной программы роман писателя Толстого «Война и мир» — ибо книга эта слишком объемная. И читать ее детям трудно. Вместо «Войны и мира» Людмила Алексеевна посоветовала начать в школах изучение Библии. Правда, книга эта тоже не тоненькая и довольно непростая. Это во-первых.

Во-вторых, ее и так изучают в курсе МХК (мировой художественной культуры). Но именно как памятник мировой художественной культуры — поскольку, не зная основных библейских сюжетов, сложно понять смысл доброй половины картин и скульптур, с которыми учителя детей знакомят. Изучать же Библию в качестве «священной книги», особенно в нашей многоконфессиональной стране, согласимся, не учительское дело: этим занимаются другие люди в другом месте.

В общем, рассмотренные нами идеи президента РАО вряд ли зачтутся как «развитие творческого потенциала».

А вот к другому предложению Людмилы Алексеевны я бы советовал отнестись серьезнее. Пусть и не прямо, сие предложение может инициировать развитие и вышеуказанного потенциала. Г-жа Вербицкая предлагала перейти на 100-балльную шкалу как более точную систему оценки конечного результата обучения.

В нашей якобы пятибалльной системе оценка «1» («кол») давно умерла, в распоряжении учителей осталось всего четыре градации оценки знаний. Педагоги, конечно, уже давно и явочным порядком сами увеличили количество градаций оценки и ставят «три с минусом» или «пять с плюсом», но все эти «плюсы» и «минусы» нормативами не предусмотрены.

Во многих странах, как известно, система оценки значительно богаче, чем наша пятибалльная. В Албании, например, оценок — пять, но градаций — десять. От «превосходно» (10) до «неудовлетворительно» (0 — 4,99). В Германии — простая, но все же шестибалльная система: 1 — ausgezeichnet / sehr gut («отлично»), 2 — gut («хорошо»), 3 — befriedigend («удовлетворительно»), 4 — ausreichend («достаточно»), 5 — mangelhaft («неудовлетворительно»), 6 — ungenugend («недостаточно»).

То, что предлагает Л. А. Вербицкая, больше похоже на американскую систему. Там баллов от 1 до 100, а градаций оценки семь. Например, наивысочайшее — О: это не «ноль», это «о», Outland, или «запредельно», или «лучшее из лучших», 100 баллов. От 93 до 99 баллов — S, supreme, «высший». На нижних ступенях (1 — 49 баллов) — F, Fail, провал. И U, Unhonest/Unfair, нечестный/недобросовестный — вот тут уж ноль.

Так вот, предложение Л. А. Вербицкой даже не соизволили рассмотреть. В Федеральном образовательном стандарте (ФГОС) для начальной школы уже нормативно закреплены четыре градации оценивания знаний: их предлагается оценивать «от двух до пяти». Думаю, с остальной школой будет то же самое.

Естественно, учителя не сдадутся и будут рисовать свои незаконные «плюсы» и «минусы», но это уже будет художественная самодеятельность.

...Теперь разберемся, как управляющим образованием следовало бы привлечь коллективный учительский разум к «раскрытию творческого потенциала учащихся».

Например, можно было бы освободить педагогов от писания бессмысленных бумаг, а вместо этого велеть им на летних каникулах читать полезные книги и участвовать в вебинарах (их в Сети огромное количество).

Но — нет. И в июле, и в августе учителя старательно ваяли так называемые рабочие программы. Дело в том, что в правила их сотворения были внесены изменения, так что прошлогодние программы уже не прокатят.

Для примера рассмотрим только одну рабочую программу — для шестого класса по русскому языку. Она создана на основании авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (под ред. Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н. М. 8-е изд. — М.: Просвещение, 2014).

У каждого учителя, конечно, есть эта книжка с авторской программой 2014 года издания. Но этого недостаточно! Учитель обязан переписать из нее уже в свою рабочую программу и часть пояснительной записки, и цели обучения вообще, и цели обучения русскому языку в частности, и еще много разных вещей, напечатанных в замечательном пособии.

Как-то я спросил у одного очень уважаемого мной специалиста по развитию образования: «А на фига?». И товарищ нашел только одно разумное объяснение этим переписываниям: «Переписывая все это, учителя, возможно, наконец ознакомятся со всякими замечательными подробностями».

Например, чем какие-то «метапредметные задачи урока» отличаются от каких-то «надпредметных».

Мой восторг от ответа коллеги был неописуем. Думаю, учителей тоже трясет от восторга, потому как переписываемая часть указанной рабочей программы составляет... 47 страниц.

И это не все. Закончив эту увлекательную часть работы, учитель может приступить к составлению своего тематического календарного плана. А для этого тоже есть высочайше утвержденная таблица, в которой определен порядок размещения разных столбцов с планируемыми результатами обучения. Чтобы быть до конца справедливыми, отметим, что в таблице этого года на два столбца меньше, чем в предыдущем, потому что результаты «личностные», «надпредметные» и «метапредметные» объединены в один раздел. Вместе с ранее написанными 47 страницами получается рабочая программа протяженностью 135 страниц.

Это больше, чем минимальный требуемый объем кандидатской диссертации. С тоской вспоминаю время, когда годовое тематическое планирование умещалось в четыре страницы, от руки написанные.

Понятно, что учитель ведет не одну параллель классов и, значит, пишет не одну рабочую программу, а две-три. Так что будет готовиться к «раскрытию творческого потенциала учащихся», не отрываясь от экрана компьютера, а заодно поработает над развитием своей мелкой моторики.

К слову: на титульном листе каждой рабочей программы стоит «утверждаю» и подпись директора. То есть подразумевается, что директор школы все это читал (не может же он подписать, не читая!), и даже в маленькой школе руководство читает вот эти «программные» 150 страниц раз по десять. Да, и еще на титуле пишется, что все это согласовано на педсовете.

Знаете, для чего требуется все это интеллектуальное роскошество? Для того, чтобы разместить на сайте школы.

Сайты создавались для реализации «принципа открытости образования», чтобы родителям было видно, по каким программам учат их детей, какие в этой школе есть дополнительные «плюшки» и каковы результаты работы учебного заведения. Ни одному родителю в страшном сне бы не привиделось, что для ознакомления с программой надо будет прочитать многостраничный документ.

Так ведь и не для родителя все затевалось. Просто так удобнее тем, кто школу проверяет по системе «бабушки пирата»: «Ложка есть, миска есть, чистая рубашка здесь». А если «миска» и «ложка» расположены не в предписанном порядке, то это повод выйти с проверкой, чтобы мало никому не показалось.

Так что наши управляющие образованием товарищи позаботились не о «творческом потенциале учащихся», а о собственном бюрократическом удобстве.

Единственное, что остается учителям, так это передать детишкам свой собственный опыт развития этого самого потенциала: «Делай, что тебе говорят, и радуйся».

  • Самуил Шурухт
  •  
    По теме
    Какие книги читают петербуржцы? - ГТРК Санкт-Петербург Тревожные результаты показал наш собственный опрос. Через терминалы оплаты мобильных услуг мы спросили у вас: "Какие книги вы читаете?".
    13.08.2017
    Замминистра обороны России Тимур Иванов принял участие в церемонии выпуска молодых офицеров Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова - Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова В Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония выпуска молодых офицеров и слушателей Военно-медицинской академии имени С.М.
    23.06.2018
     
    23 июня 2018 года на площади Победы в Санкт-Петербурге прошла торжественная церемония вручения аттестатов кадетам 14-го выпуска Санкт-Петербургского Суворовского военного училища МВД РФ.
    23.06.2018
     
    Выпуск в институте заочного и дистанционного образования - СПбУ ГПС МЧС России 23.06.2018 В торжественной обстановке 136 выпускников заочной формы обучения получили дипломы о высшем образовании Заместитель начальника университета – начальник института заочного и дистанционного обучения полковник
    23.06.2018
    Мы еще и психологи - СПбУ ГПС МЧС России Будущие специалисты МЧС России должны обладать как хорошей подготовкой по предметам специальности, так и набором специальных знаний и навыков в области экстремальной психологии,
    23.06.2018 СПбУ ГПС МЧС России
    Выпуск в институте заочного и дистанционного образования - СПбУ ГПС МЧС России 23.06.2018 В торжественной обстановке 136 выпускников заочной формы обучения получили дипломы о высшем образовании Заместитель начальника университета – начальник института заочного и дистанционного обучения полковник
    23.06.2018 СПбУ ГПС МЧС России
    ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА Наш собеседник, если точнее, выпускник не только 564-й, но и петербургской ЛНМО, Лаборатории непрерывного математического образования.
    22.06.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Многие зрители готовы отдать любые деньги за то, чтобы посмотреть красочное шоу Алые паруса 2018 в Санкт - Петербурге с лучших видовых точек Елена МИХИНА Как попасть на «Алые паруса 2018», если вы не выпускник?
    21.06.2018 Комсомольская правда
    В психушку под прослушку - Фонтанка Отставной офицер ВМФ по совету адвоката сбежал от приговора в психиатрическую больницу.
    22.06.2018 Фонтанка
    За полгода менеджер провела мимо кассы 8 миллионов рублей Елена МИХИНА В Петербурге сейчас 37 семей – клиенты туфирмы «Менсей» распаковывают чемоданы.
    22.06.2018 Комсомольская правда
    Через 4 месяца после того, как Борис Шкляр оказался в больнице с переломами на лице, полученными в результате драки с таксистом, в Сертолово состоялось первое судебное заседание по делу.
    20.06.2018 Мой район
    Фото: Архив "КП" - Комсомольская правда Вице-губернатор встретился с петербургскими градозащитниками Илья КРУШЕВСКИЙ Вице-губернатор Игорь Албин встретился с членом Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга Александром Сок
    23.06.2018 Комсомольская правда
    В варшавской галерее Захента выставкой «Будущее будет другим» представлена Польша Второй республики (1918−1939).
    21.06.2018 Мой район
    В десятый раз Государственный музей-заповедник «Царское Село» проводит театрализованное дефиле проекта «Ассоциации» под названием «Власть красоты.
    23.06.2018 Мой район
    ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА Вчера Русский музей открыл XI международный фестиваль «Императорские сады России».
    22.06.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Студенческая жизнь - БГТУ Военмех им. Д.Ф. Устинова   Конец учебного года – это значимый момент в работе студенческих общежитий и их студсоветов.
    23.06.2018 БГТУ Военмех им. Д.Ф. Устинова
    Архивное фото. Фото "Metro" - Metro Петербург Анна Лутченкова В дни популярных матчей фан-зоны переполнены Власти Москвы просят футбольных болельщиков не переполнять фан-зоны в дни популярных матчей мундиаля - это создает опасные ситуации.
    23.06.2018 Metro Петербург
    Как проникнуть на кухню стадиона «Зенит-Арена» во время футбольного матча Чемпионата мира по футболу, не покупая билет на матч и получить за это деньги?
    22.06.2018 Мой район
    Филипп Ковалёв Начали путешествие они с Петербурга Бразильский фотограф Науру Жуниор и его друг Кайо Пассус посвятят путешествие на ретроавтомобиле чемпионату мира по футболу.
    22.06.2018 Metro Петербург
    «Криш, зачем нам Россия? Давай на Уругвай!» ФОТО Михаила ТЕРЕЩЕНКО/ТАСС Победа над Саудовской Аравией позволила Уругваю догнать россиян по очкам,
    22.06.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    На прошедшей неделе КГИОП проведено пять внеплановых проверок исполнения требований в области государственной охраны объектов культурного наследия в отношении пользователей объектов культурного наследия «Дом, где жил Н.С.
    22.06.2018 КГИОП
    В июне 2018 года состоялась встреча заместителя руководителя Северо–Западного управления Ростехнадзора Пивоварова Э.А.
    22.06.2018 Ростехнадзор