Представьте себе, что вы умеете петь

Да  не  в  караоке попсовые хиты, а  старые былины, духовные стихи, скоморошьи сказания. Вы выучили их  от  своего отца, тот  – от  деда и  так далее, в  глубь поколений лет эдак на  тысячу-другую. Вы подыгрываете себе на  гудке и  гуслях, как  будто родились с  ними в  руках. Ваша классика не Чайковский с  Римским-Корсаковым, а  вот эти самые духовные стихи, доведенные веками совершенствования до  умопомрачительной степени виртуозности и  стилевого своеобразия. Чайковскому, конечно, тоже есть место в  вашей картине мира  – но  это так, экспериментатор, жертва моды на  все европейское, новейшая ветвь на  старом и  ничуть не  дряхлом древе музыки.

Примерно так и  живет юрист, консультант Московской консерватории, иранский классический певец Хосейн Нуршарг. Искусство, которому он долгие годы учился от  отца (а  тот  – от  деда и  т.  д.), называется "аваз". В  переводе  – просто "пение". По  сути  – особая вокальная техника плюс знание сотен мотивов и  мелодий, системы ритмов, способов взаимодействия с  традиционными инструментами. В  общем, карта целого музыкального мира. Наобум по  ней никуда не  доедешь, нужно владеть многочисленными правилами дорожного движения. В  единый справочник-учебник они не  сведены. Каждый опытный путешественник прокладывает свои пути к  заветным вершинам на  горизонте, изобретает свои приемы: тут взять правее, тут можно срезать, а  там  – держаться строго дедовских указаний.

Слушая персидскую классическую музыку, непременно почувствуешь внутреннюю красоту ее законов. Секрет, пожалуй, в  силе убеждения искусных музыкантов. Обязательные условия игры  – мощная подача на  пределе физических возможностей, как  в  спорте, бесконечная уверенность в  сообщаемой вам важнейшей информации (классических строфах Джалаладдина Руми и  Омара Хайяма или  собственной мистически-любовной поэзии), полемическая пылкость, страстность проповедников.

На  религиозно-политического проповедника, впрочем, Хосейн Нуршарг нимало не  похож. Какие  бы сложные отношения ни  связывали (или  развязывали) нынешний Иран с  Россией и  всем остальным миром, концерт в  "Колизее" 22 ноября  – совсем не  про  то. Древо персидской музыки старше "стражей исламской революции" минимум на  пол- торы тысячи лет и  настолько  же мудрее. Забавно: петербургская премьера Хосейна Нуршарга и  ансамбля "Фераг" из  Исфахана носит меланхолическое название "Ушедший караван". Не  верьте: персидская классическая музыка  – искусство не  суровых бедуинов, а  сверхобразованной интеллигенции. Этот караван никуда не  уходит, слишком драгоценные вещи несет потомкам. И  не  только гражданам Ирана. Представьте, что  было  бы, если  бы в  России древняя культура так  же передавалась  из  поколения в  поколение, не  пресекаясь войнами, царскими указами и  нашествиями новых идей? Вот так, разве что  со  славянским акцентом, и  было  бы, послушайте только!

 
По теме
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга