Почему Петергоф ограждается от художников?

Почему Петергоф ограждается от художников? | Фото: Александр Дроздов
Фото: spbvedomosti.ru

Фото: Александр Дроздов

Как главную площадь города Петергофа превращают в филиал турецкой Антальи? Как проводил здесь свободное время Герман Греф и по каким пейзажам тоскует художник?

Известный живописец-реалист, член Санкт-Петербургского союза художников и житель Петергофа в третьем поколении Сергей Сергеев впервые за двадцать лет раскрывает «Санкт-Петербургским ведомостям» семейные секреты.

Воруют - значит ценят

«Как говаривал Александр Герасимов (народный художник СССР. - Ред.), картина без рамы - как генерал в бане, - рассказал Сергей Иванович. - Работу надо еще «списать» с рамой, чтобы они жили вместе. Не случайно многие картины художники заканчивают уже на выставках».

Квартира Сергеева, как и полагается у художников, - она же мастерская и она же - картинная галерея. Глядя на закаты над дворцами и парками, вспоминаешь картины Куинджи, садовые домики у Бельведера на фоне церкви Великомученицы Александры вызывают в памяти образы Саврасова. Сергеев примеряет к раме закат над Красным прудом. Вид на этот пруд открывается из окна.

«Я где живу, то и пишу. Не из окна, с натуры. Там, на пруду, и писал. А заказные вещи, конечно, в мастерской делаются. По заказу-то много чего приходилось делать, было время, росписи делал в Краснодарском крае. Я работал и в Германии, и во Франции. Выставлялся и писал в Бордо и в Париже. Но мне дорог Петергоф, и никуда я уезжать из Петергофа не хочу».

В 2003-м подтвердилось, что творчество Сергея Ивановича ценителями искусства крайне востребовано. Ограбили его мастерскую, которая тогда находилась на петергофском вокзале (в помещении, где до революции была квартира директора вокзала). Украли 43 картины - в основном те, что печатались в иностранных каталогах. Расследование вела транспортная прокуратура, но ее «шерлоки» так ничего и не нашли.

Не меньше, чем по утраченным картинам, художник тоскует по утраченным пейзажам. Ему довелось поработать в парке Константиновского дворца в Стрельне, в котором раньше можно было свободно гулять, а сейчас туда пускают только с экскурсией.

«У меня более десяти работ написано прямо в парке. Одна из моих работ у них на постоянном хранении (во Дворце конгрессов. - Ред.). Говорят, она нравится президенту. Это была последняя работа с видом Константиновского дворца, написанная до его ремонта».

Парк как праздник

Было время, в парках проводили вечеринки, рассказывает наш собеседник. И при этом украли две вазы. Их потом нашли - в заливе... Видимо, кто-то решил погулять. С той поры парки стали обрастать заборами. С точки зрения Государственного музея-заповедника, это абсолютно необходимо, иначе территория и находящиеся на ней памятники останутся один на один с хулиганами.

Конечно, для жителей Петергофа это обидно. Ведь они были непосредственно связаны с парком, они в нем жили, все восстанавливали парк после Великой Отечественной войны. Все праздники проводили в парках. Сергеев знает все это на примере своей семьи. Один его дед был командиром военной гавани Петергофа. Дом его стоял в парке на берегу залива. Другой дед был художником и всю жизнь писал парк.

Отец, перед тем как отправиться в школу, каждое утро должен был выйти в море, проверить сети и собрать рыбу (на дворе были 1930-е, жили голодно). И когда по заливу шла плотва, весь Петергоф сидел на берегу и ловил рыбу.

«У нас в Петергофе был такой старичок, который каждое утро чистил канавки. Обходил и чистил. Ему платили какие-то копеечные деньги за его работу. А потом он умер. И его жена стала ходить чистить эти канавки вместо него... Понимаете? Это люди, для которых не деньги были важны. Для них был важен сам этот город».

Сергеев хранит разрешение художника на работу в парке в одной папке с газетными вырезками об открытии своих выставок. Раньше на такие события приходили первые лица города Петергофа. Но одновременно с ростом заборов как будто угасал интерес чиновников к искусству.

«Дело не в том, чтобы меня уважить. Но неужели им самим неинтересно? Раньше-то обязательно приходил глава администрации, - рассказывает Сергей Иванович. - Или тот же Герман Оскарович Греф. Он когда возглавлял КУГИ, всегда бывал на выставках. (В 1992 - 1994 годах Греф - председатель комитета по управлению имуществом Петродворца, заместитель главы администрации Петродворца. - Ред.) Кстати, тут рядом, на Торговой площади, стоит фонтан, поставленный благодаря усилиям Грефа. Правда, фонтан, конечно, не к месту, хоть сам по себе и неплох...».

Напомним, фонтан на главной площади Петергофа установили на том месте, где в XIX веке была чаша для стирки солдатского белья (портомойня). До наших дней она не дошла. Несколько лет назад возглавляемый Грефом коммерческий банк согласился профинансировать устройство здесь современного фонтана. Работы оформили как воссоздание старинного сооружения, хотя общего между ними, похоже, совсем немного.

Малые очаги культуры

«Все-таки Петергоф в основе своей связан с художественной культурой Италии и Франции, - объясняет Сергей Иванович. - Наши регулярные городские планировки, площади, фонтаны связаны с европейской традицией. А когда сделали этот фонтан светомузыкальный... Понимаете, люди приходят и говорят: ну прямо как в Анталье! Или: ну прямо как в Арабских Эмиратах! Видно, что совсем другая культура».

Европейской культуре Петергофа явно не идет на пользу и то обстоятельство, что в этом городе, по сути, нет полноценного выставочного зала. В 1990-е Сергеев был одним из инициаторов создания художественной галереи на Правленской улице и долго работал ее директором. Но старинное здание требовало ремонта, денег на это у художников не было. В итоге галерею закрыли, а постройку передали музею-заповеднику. Тот использует ее под свои экспозиции. Теперь выставочного зала в окрестностях нет, и живописцы вынуждены находиться в постоянном творческом поиске: где приткнуться со своими полотнами.

Одно из таких пристанищ - культурный центр «Каскад» (бывший кинотеатр). Но он пока не оборудован для проведения выставок - свет не тот. К счастью, есть еще библиотеки. В Петергофе и Стрельне это местные очаги культуры. Особенно полюбилась Сергею Ивановичу детская библиотека в Стрельне. Там, говорит творец, и коллектив замечательный, и хороший зал на 30 работ. В Центральной библиотеке Петергофа тоже порой проходят выставки нашего героя. Бывает, что картины можно продемонстрировать и во дворцах. Недавно у Сергеева была выставка в галерее Львовского дворца в Стрельне.

«Если сравнивать Петергоф и Пушкин - то сколько в Пушкине и галерей, и выставочных залов! И там совершенно другое отношение к художникам. К сожалению, Петергоф ничем таким похвастать не может. А зря», - разводит руками Сергей Иванович.

Материал был опубликован в газете под № 089  (6198) от 22.05.2018  под заголовком  «Закат на Красном пруду ».

  • Вадим Кузьмицкий
  •  
    По теме
    До конца мая в детской районной библиотеке Петергофа проходит выставка творческих работ реабилитантов Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Петродворцового района,
    19 мая 2018 года в Нижнем парке Государственного музея-заповедника «Петергоф» состоялся торжественный пуск фонтанов.
    В связи с началом производства плановых работ по усовершенствованию технических характеристик, с 10 по 17 мая 2018 года будет приостановлена работа светомузыкального фонтана на Торговой площади в Петергофе.
    Журналисты застали певицу и актрису Наталию Орейро при выходе из поезда, ехавшего из Петербурга в Москву Элеонора КУРЮМОВА Наталия Орейро тайно побывала в Петербурге на съемках нового фильма и уехала в Москву.
    В мэрии опровергли слухи о дефиците продуктов в магазинах Белгорода - Spbdnevnik.ru Среди населения пытаются создать панику Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник» Информация о дефиците продуктов в продовольственных магазинах Белгорода не соответствует действительности, заявили в городской администрации.
    Spbdnevnik.ru