Ежегодно «северным» метрополитеном пользуются около 720 миллионов пассажиров и, как отмечают специалисты, год от года он все более востребован, что в перспективе позволит его не только развить, но и расширить.
НЕВСКИЕ НОВОСТИ решили узнать, какие изменения претерпит петербургский метрополитен, какие станции могут появиться в ближайшем будущем, сколько денег необходимо для строительства одной станции и в каких районах города в скором времени появится метро.
Немного историиО метрополитене в Петербурге мечтали еще с конца XIX века. Сначала был разработан проект подземной линии, соединяющей все вокзалы Петербурга. Затем было предложено соединить центр города с вокзалами линией скоростной железной дороги. В одно время даже рассматривали возможность засыпать Екатеринский канал (ныне Грибоедова, – Прим. ред.) и в его «ложбине» проложить электрическую железную дорогу.
В начале XX века предлагались варианты строительства железной дороги на эстакадах от Казанского собора к Балтийскому и Варшавскому вокзалам. Эстакаду предлагалось построить и над каналом Грибоедова. Также были разговоры и о «речной» скоростной дороге по реке Таракановке (в 1920-х годах был засыпан, – прим. ред.) и Екатерининскому каналу.
В 1909 году Комиссия по выработке мероприятий для улучшения условий пассажирского движения на казенных железных дорогах Петербургского узла, обобщив многие прежние разработки, предложила прокладку трех линий метрополитена. Через три года инженер путей сообщения Федор Енакиев разработал проект преобразования Петербурга, включавший строительство метрополитена. А еще три года спустя по проекту инженера Станислава Бернатовича была построена линия железной дороги. Начиналась она от Нарвских ворот и шла до поселка Княжево (ныне Кировский район, – прим. ред.). Дорога, протяженностью 66 километров, стала первой электрифицированной железнодорожной линией в России и получила название Ораниенбаумская электрическая линия (ОРАНЭЛ).
После этого городские власти неоднократно рассматривали различные проекты как надземного, так и подземного сообщения. Несмотря на смену власти в стране, тяжелые пред- и постреволюционные события, необходимость строительства метрополитена лишь возрастала. В 38-м году XX века председатель Ленгорсовета Алексей Косыгин выступил с инициативой строительства в Ленинграде метрополитена. После этого в главном архитектурно-планировочном управлении исполкома Ленгорсовета (ГлавАПУ) было составлено перспективная схема развития городского транспорта.
Постановление о строительстве Ленинградского метрополитена было принято в начале 1941 года. Работы по его возведению стартовали в апреле того же года, но с началом Великой Отечественной войны были прерваны. Строительство находилось в «заморозке» вплоть до 22 мая 46-го года.
Первый пробный поезд по первой линии метрополитена прошел 8 октября 1955 года. В ноябре первая очередь Ленинградского метрополитена от станции «Автово» до станции «Площадь Восстания» протяженностью 10,8 километра была введена в эксплуатацию. Всего в этом году были открыты для пассажиров восемь станций метрополитена.
Активное развитие подземки пришлось на середину прошлого века. С интервалом в несколько лет, вплоть до развала Советского союза, открывались от одной до пяти станций. Очередная волна введения в эксплуатацию новых станций пришлась на 90-е. В десятилетний период в Петербурге были построены и запущены в эксплуатацию семь новых станций. В начале 2000-х еще пять станций, а с 2010 года в эксплуатацию были введены шесть (две из них в 2018 году, - прим. ред.) станций и два вестибюля.
РеальностьНа настоящий день протяженность метрополитена составляет 119,3 километра. Всего построено 70 станциями метро. Однако открытая в 1966 году наземная станция «Дачное» первой Кировско-Выборгской («красная», - прим. ред.) линии, спустя 11 лет, была закрыта за ненадобностью. В наши дни на ее месте находится МРЭО Кировского района Петербурга. Еще две новые станции «Новокрестовская» и «Беговая» будут открыты в конце мая. Всего в петербургской подземке трудятся 16 тысяч сотрудников.
Как сообщили НЕВСКИМ НОВОСТЯМ в пресс-службе петербургского метрополитена, в 2017 году пассажиропоток «подземки» составил 726,5 миллионов человек. Это меньше чем было в 2016 году, тогда их число достигло 740,4 миллионов, однако доказывает, что метрополитен довольно популярен как среди местных жителей, так и туристов.
«Наибольший пассажиропоток наблюдается на станциях: «Проспект Просвещения», «Пионерская», «Петроградская», «Проспект Ветеранов», «Василеостровская» и «Улица Дыбенко», - пояснили агентству в предприятии. – Станции с наименьшим пассажиропотоком по сравнению с другими станциями – «Волковская», «Достоевская», «Обухово».
Кстати, скорое открытие станций на Невско-Василеостровской линии «Новокрестовская» и «Беговая» специально «подогнали» к грядущему Чемпионату мира по Футболу (пройдет в Петербурге с июня по июль, - прим.ред.). Изначально, строительство этих станций планировалось на 20-е годы. Конкурс по ним состоялся в 2015 году. На их строительство в техническом задании закладывалось 4,5 года. На деле на их создание понадобилось 2,5 года.
Как отметили НЕВСКИМ НОВОСТЯМ в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ), согласно усредненным показателям «строительство линии, в составе двух-трех станций, занимает около 6 лет».
ПерспективыГоворя о перспективах, можем сразу отметить, что «Новокрестовская» может претерпеть изменения, так как в планах у метростроителей сделать ее пересадочным узлом. Специально для этого может быть построена «Новокрестовская-2», которая облегчит пассажирам и жителям Приморского района переход на Лахтинско-Правобережную линию (четвертая «оранжевая» линия, - прим. ред.).
Строительство новых станций регламентируется, точнее показывается примерные перспективы развития, планом развития метрополитена, утвержденного постановлением правительства города 28 июня 2011 № 836 «Об отраслевой схеме развития метрополитена на 2011-2015 год с перспективой до 2025 года». Как отметили в КРТИ, сейчас он вновь актуализируется.
В комитете также уточнили, что очередность строительства новых станций «подземки» определяется в соответствии «с развитием городской агломерации, на основе анализа пассажирских корреспонденций, развития жилой застройки, производственных мощностей и так далее».
В планах у метростроителей развить инфраструктуру метрополитена до такой степени, чтобы жители всего города и Ленинградской области, смогли без проблем добраться с одного конца города до другого с наименьшими временными и денежными затратами.
«В отношении строительства и продления Невско-Василеостровской линии (НВЛ) до станции «Зоопарк» и продления Фрунзенско-Приморской линии (ФПЛ) до станции «Шуваловский проспект» срок завершения строительства 4 квартал 2025 года, - пояснили НЕВСКИМ в КРТИ. - Решение о продление ФПЛ за станцию «Шуваловский проспект» будет приниматься на основании разработанной предпроектной документации, которую планируем выполнить в 2019 году».
Даты развития «красной» ветки, где в перспективах строительство еще трех станций, также еще не определены. Согласно данным, предоставленным комитетом, «решение о выборе местоположения и сроках строительства будет приниматься на основании предпроектных работ. План работ по их выполнению после 2020 года».
В соответствии с решениями принятыми на совещании (17 августа 2018 года, - прим. ред.) КРТИ с участием губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, на развитие метрополитена Северной столицы ежегодно планируется выделять 25-30 миллиардов рублей.
Стоит понимать, что стоимость строительства метрополитена напрямую зависит от способа его сооружения. Отталкиваясь от инженерно-геологических условий, цена одного километра подземного пути варьируется от 6 до 9 миллиарда рублей.
«В Петербурге для директивного планирования стоимости линии используется методика расчета приведенной стоимости одного километра линии со стоимостным выражением в 7,5 миллиардов рублей», - пояснили в КРТИ.