Петербургские ремесленники ждут поддержки рублем и квадратным метром

Петербургские ремесленники ждут поддержки рублем и квадратным метром
Фото: spbvedomosti.ru

Фольклорные мотивы все чаще встречаются в коллекциях модельеров с мировыми именами.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Вопрос создания рынка сбыта для продукции петербургских ремесленников поднимался в северной столице еще в 1913 году на Всероссийской кустарной выставке. С тех пор прошло больше 100 лет, но эта проблема не только не нашла решения, но еще более усугубилась. Наши предприятия народных промыслов не выдерживают рыночной конкуренции и постепенно исчезают, унося с собой культурные традиции. Почему так происходит и как изменить сложившуюся ситуацию, выясняли участники «круглого стола» «Продвижение изделий народно-художественных промыслов на рынки сбыта», который состоялся в рамках выставки «Невский ларец».

Город помнит о «деревне»

«Возрождение традиций, поддержка ремесленников и художников - государственная задача, и мы для этого делаем все возможное, - подчеркнул в своем выступлении председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев. - Благодаря программе субсидирования Петербург компенсирует предпринимателям до 350 тысяч рублей на закупку материалов. Есть и субсидия на расходы по участию в выставках, в перспективе будет создана новая программа по лизингу. И все же город пока недорабатывает. В данном случае нужен комплексный подход с участием комитета по развитию туризма, комитета по промышленной политике и инновациям. Можно делать закупки у наших ремесленников, продвигать продукцию во всех местах, где есть туристы».

Присутствовавшие на мероприятии предприниматели-ремесленники в очередной раз напомнили о необходимости создания в Петербурге единого торгового пространства - салона или галереи для реализации по ценам производителей ремесленной продукции, сделанной как мастерами северной столицы, так и любого другого города страны.

Сейчас на выгодные торговые площадки на проходных туристических улицах простым кустарям пробиться нереально, так как все оккупировали перекупщики. Даже если ремесленникам повезет стать их поставщиками, перекупщики завысят цены на продукцию в несколько раз, а потребители перейдут к соседним прилавкам с сувенирной продукцией, сделанной в Китае.

Как попасть  на фестиваль

«Я работаю на производстве более тридцати лет, так что не понаслышке знаю обо всех трудностях предприятий подобного профиля, - комментирует генеральный директор АО «Императорский фарфоровый завод» Татьяна Тылевич. - Практика показывает, что порой создать гениальный продукт намного легче, чем его реализовать. Выживать в конкурентной борьбе и при этом сохранять и развивать художественный потенциал очень сложная задача».

«Основная проблема, с которой сталкиваются производители изделий народных промыслов и сувениров, - это неоправданно большая плата за аренду помещений под мастерские, высокие тарифы на коммунальные услуги, которые чаще всего диктуют субарендаторы, и, конечно, сбыт, - подтвердил президент Гильдии кузнецов и художников по металлу Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона Василий Кондуров. - До недавнего времени нас поддерживало участие в городских ярмарках и тематических фестивалях. Но в этом году в Петербурге на законодательном уровне был одобрен запрет на торговлю на городских и тематических фестивалях. Если этот закон не будет пересмотрен, то для производителей изделий народных художественных промыслов он станет смертным приговором».

И это притом что присутствие кустарей и мастеров народных промыслов является магнитом для посетителей ярмарок. «Люди идут именно к нам, на наши мастер-классы, за нашей продукцией. Если же нам запретят торговать на этих ярмарках, то работа в таком формате станет бессмысленной, так как обернется убытками. Ремесленник выезжает на фестиваль за свой счет, теряя при этом рабочий день, так как в это время ничего не производит. В результате потеряем и мы, и город», - резюмировал Кондуров.

Ответственные  за предков

Если в Советском Союзе на предприятиях народных художественных промыслов трудились около 100 тысяч мастеров, то сейчас хранителей знаний, полученных от предков, в России меньше 20 тысяч. Сегодня народными художественными промыслами и ремеслами в основном занимаются люди старше 50 лет. Работают они по призванию, или по привычке, на чистом энтузиазме, или по инерции. О какой-то прибыли и престиже в этой сфере не может быть и речи. У трети предприятий такого профиля рентабельность от 0,1% до 3%, больше половины - убыточные.

В качестве иллюстрации к этому печальному утверждению приведу рассказ директора фабрики «Абашевская керамика», который привозил свою уникальную продукцию на петербургскую выставку «Невский ларец» из города Спасска Пензенской области.

Абашевская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся еще в 1616 году. С тех пор из особой глины мастеровые люди-горшечники и дудочники создавали уникальные вещи, передавая опыт и мастерство из рук в руки, из поколения в поколение.

«Сегодня у нас осталась лишь одна мастерица, которая может создавать крупные формы, - вздыхает директор фабрики Юрий Щербаков. - А молодежь к нам не идет, так как этим промыслом особенно не заработаешь. В результате опыт передавать некому».

«Современная молодежь не только не хочет пополнять ряды ремесленников, но даже не знает о том, что такое, например, хохломская роспись, - отметила президент Высшей школы народных искусств профессор Валентина Максимович. - К сожалению, в Петербурге, как и в других российских регионах, отсутствует полноценная система обучения и профессиональная подготовка. Исключение - Татарстан и Удмуртия. В нашей стране нет единой структуры, которая бы занималась традиционными художественными промыслами и которая бы выстроила замкнутую систему воспитания и обучения детей азам нашей национальной культуры, начиная со школьной скамьи».

Принтер в помощь

По мнению экспертов, одной из причин негативной ситуации, сложившейся в отрасли, является смешение ремесленников, профессионально занимающихся народными художественными промыслами, и рядовых производителей сувенирной продукции. И те и другие имеют статус предпринимателей и находятся в идентичных условиях рынка, выплачивая одинаковые налоги и страховые взносы.

При этом сувениры в большинстве случаев - это поточное производство с применением современных цифровых технологий, которые значительно упрощают и удешевляют производственный процесс. Себестоимость производства изделий народных художественных промыслов, основанного на ручном труде и уникальных методиках, которыми владеют единицы, в разы дороже.

Конечно, в век прогресса можно уйти от ручного труда, и многие предприятия взяли это на вооружение. Например, узор на павловопосадских платках сегодня печатает принтер, из которого платки выходят одинаковые, как под копирку. Однако уникальность именно таких изделий в данном случае исчезает. Цифровые нововведения для этого сегмента неприемлемы. К слову, в СССР на предприятиях народных художественных промыслов категорически запрещалось заменять ручной труд машинным производством стандартных вещей.

«Изделия русских народных художественных промыслов и сувениры - это разные вещи, которые нельзя смешивать, - уверена Валентина Максимович. - В первом случае это духовное искусство, наша культура, во втором - бизнес, коммерция в чистом виде. Производство уникальных авторских изделий поставить на поток нельзя. Соответственно, государственная поддержка нужна именно уникальным людям, владеющим этим мастерством. А предприниматели справятся сами, правда, при условии, если государство не будет им мешать».

В результате выход из сложившейся ситуации нужно искать не в государственных субсидиях для всех подряд, а в полноценном разделении этих смежных видов производств. Другое дело, что решать эту сложную задачу нужно с нуля: в нашей стране до сих пор нет точного определения, что такое ремесленник. 

Материал был опубликован в газете под № 118 (6227) от 04.07.2018 под заголовком  «Кустари на грани срыва».

  • Алла Чередниченко
  •  
    По теме
    Главный врач больницы Святого Великомученика Георгия подвел итоги работы стационара в 2023 году - Городская больница Святого Великомученика Георгия По словам Валерия Викторовича, количество пролеченных больных в стационаре за прошлый год, по сравнению с 2022 годом, выросло на 20%.
    Городская больница Святого Великомученика Георгия
    В Петербурге прошел VII Всероссийский конкурс ораторского искусства имени А. Ф. Кони | ФОТО предоставлено организаторами - С.-Петербургские ведомости Речи Анатолия Кони, Романа Руденко, Федора Плевако, Леонида Ячелина, других выдающихся российских юристов и государственных деятелей звучали 21 марта 2024 года в тронном зале исторического здания Главного управления Миню
    С.-Петербургские ведомости