КАРТИНА ДНЯ в Петербурге. Как в культурной столице бодяжат бензин
00:00 00:00Первый в стране общественный рейд по автозаправкам прошел в Петербурге и Ленобласти. Каждый четвертый автомат выдавал «паленый» бензин и дизельное топливо. До конца года такие масштабные проверки пройдут по всей стране. А в планах – национальная система слежения за топливом «от завода до бензобака».
ДЕВЯТЬ ИЗ СОРОКА
По заправкам делегация из общественников, нефтяников, представителей Смольного и Росстандарта отправилась еще 9 апреля. За пять дней обошли двадцать адресов: четырнадцать сетевых АЗС и шесть несетевых. Взяли по двадцать проб дизельного топлива и бензина АИ-92.
Экспресс-исследование в мобильной лаборатории показало, что девять образцов нарушают Технический регламент. Детальное исследование подтвердило результаты.
Фото: Федерация автовладельцев России
Итого «паленого» бензина выявили десять процентов (два образца), суррогатного дизеля – 35 процентов (семь образцов). Среди несетевых заправок нарушениями отметились пять из шести. Сетевики показали себя более надежными: там «проштрафились» двое из четырнадцати.
Ответственные АЗС заливать некачественное топливо тут же перестали. Но результаты мониторинга все равно передали в Росстандарт. Правда, занесли в отчет не девять проб, а восемь: один из образцов, зимнее дизельное, показал минимальные отклонения от нормы.
КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА
– Такой мониторинг в нашей стране прошел впервые, – рассказал «Комсомолке» вице-президент Федерации автовладельцев России Дмитрий Клевцов. – Раньше единых правил системы общественного контроля на топливном рынке не было. Огромными усилиями разработали Методические рекомендации, с которыми согласились и общественные организации, и участники рынка.
Методические рекомендации утвердили в ноябре. А контролировать, что заливают в баки, стало легче после того, как в мае измененный госстандарт разрешили забирать пробы напрямую из заправочного крана.
Фото: Управление Росстандарта в СЗФО
– Результаты мониторингов будем рассматривать как один из аргументов для введения практики внезапных проверок, в том числе с применением контрольных закупок, – отмечает руководитель Северо-Западного управления Росстандарта Андрей Челышев.
Губернатору Георгию Полтавченко, в чьей вотчине прошел первый мониторинг в стране, концепция понравилась: он распорядился продолжать такие проверки в Петербурге и дальше. В ФАД надеются, что мониторить невские станции будут системно.
– Сейчас будет проводить такие же мониторинги в других регионах, – объясняет Дмитрий Клевцов. – Мы не надзорный орган, мы не можем штрафовать: наша главная задача информировать потребителей.
БЕНЗИН УБИВАЕТ
Вредит ли разбадяженный бензин чему-то, кроме самооценки водителя?
– «Болеет» вся топливная система: форсунки, карбюраторы, на стенках цилиндров и поршнях появляется осадок, – объясняет автоэкспер Виталий Новиков. – Если автомобиль дизельный, то страдает вся дизельная аппаратура, начиная с топливного насоса и свечи накаливания.
Вот только без масштабных исследований отличить, чем «напоил» железного коня, можно лишь постфактум. Поэтому единственное, что советуют автомобилистам, – заправляться на проверенных станциях.
– Некачественное топливо вредит и окружающей среде, – добавляют в ФАД. – А значит, и здоровью граждан: увеличивается число хронических заболеваний органов дыхания, снижается репродуктивная функция, повышается смертность.
Так, в одной из проб содержание серы превысило норму в девяносто раз!
– А еще это вопрос конкуренции: как конкурировать с теми, кто занимается недобросовестным бизнесом, не платит налоги, обманывает потребителя? – рассуждает руководитель федерации Сергей Канаев.
Фото: Управление Росстандарта в СЗФО
Немудрено, что и сами нефтяные компании выступают за общественный мониторинг. Только правильный. Ведь, по словам президента Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олега Ашихмина, «многие общественные организации, проводящие свои проверки, рискуют получить ошибочные результаты по незнанию технических регламентов пробоотбора».
– Подобные мониторинги мы планируем провести в других регионах в течение этого года, – сообщает заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов. – А по итогам этой работы в Методические рекомендации, если понадобится, внесем поправки.
В планах – сделать контрольные закупки на АЗС будничными, а потом и вовсе создать национальную систему прослеживаемости движения топливной продукции «от нефтеперерабатывающего завода до бензобака».