«Петербург» в Театре на Васильевском

«Петербург» в Театре на Васильевском | Фото: ulma93/Pixabay
Фото: spbvedomosti.ru

Фото: ulma93/Pixabay

На премьеру спектакля «Петербург» в Театре на Васильевском приехала автор пьесы драматург Юлия Тупикина. Спектакль, посвященный нескольким поколениям семьи петербургских интеллигентов, поставил Денис Хуснияров. Пьеса поставлена впервые. С Юлией Тупикиной встретилась театровед Татьяна Коростелева.

- Юлия, на обсуждении спектакля зрители удивлялись, что вы не петербурженка. Как создавалась пьеса «Петербург»? Вы прекрасно знаете историю, культуру, топонимику города, даже имена сотрудников Музея Ахматовой...

- В одном из академических театров Петербурга мне предложили написать комедию. А для создания пьесы я люблю собирать документальный материал, это обязательно первый этап работы. Меня познакомили с пожилыми билетершами, которых я начала расспрашивать о том, как и чем они живут. И стали всплывать драматичные блокадные истории, хотя я совсем не хотела про блокаду, ведь мне заказали комедию. Но я не стала ограничивать себя жанром, и теперь все истории, которые звучат в пьесе «Петербург», - документальные, услышанные от конкретных людей.

Потом жила здесь какое-то время, мне хотелось понять дух, душу Петербурга. Стала читать все подряд, изучая разные аспекты жизни города, его «гениев места». Понимаю, что в пьесе есть некоторые штампы туристические - Невский проспект, «Медный всадник»... Но мне этого и хотелось, потому что штампы тоже играют роль, они не случайно взяты.

Один из героев моей пьесы - архитектор. Мне кажется, архитектура имеет важнейшее значение для понимания Петербурга, архитектура - это же в принципе вопрос структуры. Драматург - тоже архитектор, тот, кто занимается структурой... Когда я написала пьесу и дала почитать ее в театр, мне сказали, что им она не подходит, это не комедия. Да, это другой жанр, хотя там, конечно, есть юмор.

Я вообще люблю пьесы про города. У меня был опыт написания пьесы про Прокопьевск - шахтерский город Кемеровской области. Потом я приехала в город Братск, где Братская ГЭС, написала о современном городе, который живет прошлым, искусственно созданным при советской власти культом великой комсомольской стройки. Мне кажется, очень интересно писать про города, если представить, что город это тоже соучастник истории, объект, даже субъект изучения.

- Вы пишете пьесы по заказу?

- Могу по заказу писать, но в основном по велению сердца, как-то не принято в нашей стране, чтобы по заказу. Драматургия может быть и ремеслом, и искусством, это ведь тоже способ изучения мира. Когда я начинаю изучать что-то, то беру бесконечные интервью, дальше расшифровываю, отбираю, думаю, какая история из этого рождается. Может быть, это мое журналистское прошлое сказывается.

- Насколько знаю, вы были не в восторге от профессии журналиста?

- Все пять лет, пока училась на очном отделении журналистики, я очень плотно работала. А когда много-много пишешь, начинаешь уставать. Я так устала, что потом пошла работать сразу в рекламу, в пиар. Мне кажется, что многие журналисты - это еще не проявленные драматурги, если есть интерес к людям, книгам, к слову, то это первая ступень к профессии драматурга. Смысл в том, чтобы слышать свое время и пытаться что-то написать о нем.

Есть мощный жанр - репортаж, это пограничный жанр между журналистикой и художественной литературой. Тот уровень погружения в материал, осмысления, обобщения, которого достигают звезды репортажа, это уже не журналистика, они перешли в художественное пространство.

- На современной театральной афише много женских фамилий - Ярослава Пулинович, Мария Зелинская, Юлия Тупикина, Настя Букреева, Ася Волошина... Почему у драматургии сейчас женское лицо?

- Мне кажется, это связано с ситуацией некоего гендерного равновесия, что можно проследить даже по анимационным фильмам. Если проанализировать, например, эволюцию образа принцессы в фильмах студии «Уолт Дисней», то увидим, как сильно в ХХ веке эволюционировал образ - от пассивной куклы, которая сидит и ждет, когда принц ее спасет. Теперь совсем другое, теперь в мультике «Моана» девочка спасает свой мир сама. Принцессы уже не зациклены на романтической любви, они спасают кого-то, помогают своей семье, дискурс направлен на то, что нужно ценить свои истоки, семью, откуда ты вышел. Героиня фильма бывает сильнее, чем какой-нибудь накачанный герой рядом с ней.

Эти перемены могут быть связаны со становлением феминистического движения во всем мире. Почему женщина-президент, женщина во власти, в политике сейчас никого не удивляет, а раньше это было исключением? Мне просто кажется, что наконец-то девочкам разрешили, сказали: вы тоже можете. Необязательно мечтать о встрече с прекрасным принцем, теперь можно думать о чем угодно. Современные пьесы часто касаются ролевой модели, которую выбирают себе женщины. А женщины народ харизматичный, у нас есть свои цели. Мы сами себе позволили раскрепоститься, поэтому и пошла такая творческая активность.

Я бы не сказала, что нет мужской драматургии, ее много, но если раньше это игровое поле было занято исключительно мужчинами, то сейчас на контрасте думаем: о, боже мой, сколько женщин! На самом деле если посчитать, то будет, наверное, фифти-фифти.

- Ваши отношения с Петербургом продолжаются, вы часто сюда приезжаете.

- Я нахожусь в состоянии влюбленности в город, не сразу его поняла, еще лет десять назад мне казалась Москва интереснее, а теперь я так не скажу. Я ведь не случайно взяла в пьесе несколько поколений, мне хотелось сделать срез жизни Петербурга, поэтому такая семья появилась - бабушка, сын, внучка, правнук...

Денис Хуснияров сделал тонкий и глубокий спектакль. Мне кажется, получилось про ранимость, и про нашу общую недолюбленность, и про поиски своего места в жизни...

Юлия Тупикина - журналист по первому образованию (окончила Красноярский государственный университет), в 2010-м окончила Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве, позже училась сценарному мастерству у американского сценариста Нила Ландау. Пишет пьесы и сценарии, является соавтором сценария фильма Алексея Германа-мл. «Довлатов». Пьесы «Учебник дерзости», «Ба», «Офелия боится воды» и другие побеждали на конкурсах драматургии «Любимовка», «Евразия», «Свободный театр»... Спектакли по пьесам Ю. Тупикиной поставлены во многих театрах России.

Материал был опубликован в газете под № 109 (6218) от 21.06.2018 под заголовком «Девушки на мужском поле».

  • Татьяна Коростелева
  •  
    По теме
    Журналисты застали певицу и актрису Наталию Орейро при выходе из поезда, ехавшего из Петербурга в Москву Элеонора КУРЮМОВА Наталия Орейро тайно побывала в Петербурге на съемках нового фильма и уехала в Москву.
    В мэрии опровергли слухи о дефиците продуктов в магазинах Белгорода - Spbdnevnik.ru Среди населения пытаются создать панику Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник» Информация о дефиците продуктов в продовольственных магазинах Белгорода не соответствует действительности, заявили в городской администрации.
    Spbdnevnik.ru