Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

Сел и поехал. Петербург как «Умный город» | Иллюстрация pixabay.com
Фото: spbvedomosti.ru

Иллюстрация pixabay.com

Пилотный «круглый стол», посвященный требованиям к территориям, на которых планируется использование технологий «Умный город», состоялся в СПбГАСУ с участием представителей вузов, бизнеса и чиновников. Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - дистанция огромного размера.

Для «затравки» организаторы показали ролик о пяти городах, по большей части расположенных в Юго-Восточной Азии, которые сегодня можно назвать «умными». Жители осуществляют все расчеты в безналичной форме, кредитной картой. Она же является ключом для входа в квартиру и немедленно блокируется при потере. По улицам ездят только электромобили, на велосипеде можно доехать до любой точки за 15 минут. К 2040 году две трети мирового валового продукта будет производиться в «умных» городах. К этому времени их обитатели пересядут на беспилотные каршеринговые (арендованные на несколько часов, доехал до работы - оставь другому) электромобили. Двигатель внутреннего сгорания будет запрещен...

Петербург делает первые шаги по этому пути, который и у нас признан если не безальтернативным, то магистральным. Федор Перов, декан архитектурного факультета ГАСУ, назвал основные требования к территориям «умного» города.

Первое можно назвать так: «Нет «спальным» районам!». Близко от жилья должны находиться социальная инфраструктура и места приложения труда. Второе требование - каждый район должен иметь свое архитектурное лицо. Третье - необходимо максимально сохранять существующие здания, «модуль» застройки. Памятники архитектуры в долгосрочной перспективе станут экономической категорией. Четвертое - необходимо резервировать в районах нового строительства общественные пространства, в том числе зеленые «коридоры» и линейные парки. Наконец, все, что строится в городе, должно быть результатом конкурсного проектирования.

«Круглый стол» проходил среди планшетов с проектами развития Выборгской стороны, где три команды магистрантов реализуют названные принципы. Отвечая на вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей», Перов пояснил, что не должно быть такого понятия «строим в чистом поле». Везде есть ландшафт, деревья, водоемы, около которых жилье должно быть низкой этажности.

Евгений Шестеров, декан факультета инженерной экологии и городского хозяйства ГАСУ, убежден, что «умный» город - это и приоритет общественного транспорта. Уже сейчас надо уходить от средней цифры транспортной доступности работы для петербуржца - 53 минуты. Это средняя температура по больнице. Доступность должна быть разной для центра, территорий вокруг него и периферийных районов.

Оживили дискуссию вопросы установки «умных» средств энергопотребления. С одной стороны, городские власти призывают нас экономить. Через три года будут введены жесткие нормативы для бюджетных организаций. С другой стороны, граждане хотят понимать, в чем состоит как их личная выгода, так и общественное благо от установки «умных» приборов.

Как заметил один из участников разговора, он купит себе в квартиру «умный» прибор, когда будет точно знать простую вещь: что информация о потребленных им воде, электричестве и т. д. не ляжет мертвым грузом в компьютере управляющей компании (сегодня это одна компания, завтра - другая), а будет поступать единому городскому оператору ресурсосбережения.

Павел Черных, эксперт по образованию, заметил, что четыре месяца не может опломбировать «умный» прибор в новом доме, поскольку для этого в его квартире должны одновременно присутствовать он и три специалиста от разных поставщиков ресурсов. Такие вещи должны происходить «в удаленном режиме». Черных добавил, что два часа изучал договор об использовании каршерингового автомобиля, состоящий из 50 пунктов. В «умном» городе должно быть просто - вставил платежную карту для поминутной оплаты и поехал, как в такси.

Многие участники дискуссии говорили о необходимости просветительской работы с горожанами. Надо объяснять, что сейчас потребует дополнительных расходов, какие дивиденды принесет и когда.

Анатолий Котов, специальный представитель губернатора по экономическим вопросам, сообщил, что в Генеральный план Санкт-Петербурга, который сейчас разрабатывается, будет заложено развитие Кронштадта как «умного» города. В частности, предлагается использовать электробусы в качестве общественного транспорта. Одна из магистерских программ СПбГЭУ включает исследование по обращению с отходами. «Умные» контейнеры пока дороги, надо заинтересовать этой темой отечественных производителей.

Следующие «круглые столы» по «умному» Петербургу намечены на осень. Они будут посвящены отдельным городским темам - энергетике, транспорту, экологии. 

Материал был опубликован в газете под № 108 (6217) от 20.06.2018 под заголовком  «Пора городу умнеть ».

  • Лев Березкин
  •  
    По теме
    Дорожный рабочий в Кракове потерял дефектоскоп с радиационным изотопом. Контейнер ищут в пунктах приема металлолома и в местах скопления бездомных, за него объявлена награда,
    Фото: пресс-служба библиотеки для слепых и слабовидящих. - Культура Петербурга Фото: пресс-служба библиотеки для слепых и слабовидящих. Рассказываем, какие мероприятия пройдут в Государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих в апреле 2024 года.
    Культура Петербурга